Подводя итоги прошлого года генеральный директор «Русала» Евгений Никитин в своем обращении к аудитории годового отчета компании за 2022 год отмечал обострение геополитической ситуации, введение антироссийских санкций и другие многочисленные вызовы, которые заставили вносить коррективы в бизнес-модель и выстраивать новые цепочки взаимодействия с поставщиками и партнерами. Несмотря на определенные успехи и достижения, уходящий год для «Русала» снова оказался отмечен трудностями, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Как обстояли дела алюминиевого гиганта в уходящем году, в материале «Ленты.ру».
Начнем с того, что биржевые цены на алюминий с пика февраля 2022 года, когда его стоимость превышала 3840 долларов за тонну, упали примерно на 40 процентов и держались около или ниже 2300 долларов за тонну большую часть года. Ослабление курса рубля позволило незначительно компенсировать этот фактор, однако рост себестоимости производства металла не позволил компании, чьи основные продажи направлены на экспортные рынки, выиграть от более низкого курса национальной валюты. Одновременно с этим дешевый рубль и утрата «Русалом» из-за действий недружественных стран доступа к значительной части собственных источников глинозема — основного сырья для производства алюминия, увеличили расходы компании. В итоге выручка за первые шесть месяцев года снизилась на 16,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, скорректированная чистая прибыль — на 54,3 процента, а общая себестоимость реализации выросла на 9,6 процента, сообщала компания в своем полугодовом отчете.
Санкционное давление на компанию и всю алюминиевую отрасль России продолжалось в течение года с нарастающей силой. Помимо отмеченной выше потери контроля над Николаевским глиноземным заводом и прекращением поставок сырья из Австралии, продолжались вводиться ограничения против алюминиевой продукции не только на уровне стран, но и со стороны отдельных компаний. Так, например, американская компания Novelis, один из крупнейших в мире покупателей алюминия, отказалась от закупок российского метала для своих заводов в европейских странах, а в середине декабря ЕС ввел ограничения на поставки алюминиевой продукции из России.
На фоне всех ограничений, в том числе действующих пошлин на импорт алюминия в США и Европе, привычные экспортные рынки становятся недоступны для «Русала», который вынужден менять направление своих активностей с более премиальных западных направлений на Восток. Доля продаж на европейском рынке в первом полугодии опустилась менее чем до трети, а после 12-го пакета антироссийских санкций, принятого 18 декабря и включившего в себя проволоку, фольгу, трубы и трубки из российского алюминия, перспективы «Русала» становятся еще более мрачными.
Ударом по алюминиевой отрасли стало и введение в России курсовых экспортных пошлин, главной жертвой которых стал горно-металлургический сектор. «Русал», по оценкам аналитиков, может потерять более 20 процентов EBITDA, поскольку является крупным экспортером, представляющим вместе с тем, перерабатывающую, а не добывающую отрасль. Производственные мощности заводов компании в России превышают 4,3 миллиона тонн алюминия, тогда объем внутреннего рынка составляет только около одного миллиона тонн.
В этих условиях компания в уходящем году акцентировала свое внимание на нескольких ключевых направлениях. В первую очередь, это укрепление сырьевой независимости: крупнейшим инвестиционным проектом Петербургского экономического форума стало подписание соглашения «Русала» и Ленинградской области о строительстве в регионе нового современного глиноземный завода мощностью 4,8 миллиона тонн и стоимостью 400 миллиардов рублей. Сейчас по нему ведутся изыскательские работы, на основании которых будет выбираться участок под строительство.
Осенью стало известно о приобретении компанией 30 процентов в китайском производителе глинозема Hebei Wenfeng New Materials Co., что откроет доступ не только к сырью, но и к технологиям, которые сегодня в КНР являются лучшими в мире. Эти инвестиции должны снизить риски и повысить надежность поставок сырья после того, как в 2022 году расходы на покупку глинозема из-за всех негативных факторов подскочили почти в 1,5 раза.
Среди важных итогов уходящего года стал выпуск на рынок нескольких новых сплавов и продуктов, которые вносят вклад в развитие «зеленой» экономики и позволяют создавать более экологичные товары. Например, «Русал» начал использовать первичный алюминий с самым низким углеродным следом в мире ALLOW INERTA в производстве фольги SAYANA, разработал высокопрочную тонкую фольгу для аккумуляторных батарей, увеличил до 25-30 процентов долю алюминиевого лома в производстве литейных сплавов. Кроме того, на рынок были выведены несколько новых сплавов и паст, отличающихся лучшими характеристиками.
Несмотря на турбулентную и в целом негативную внешнюю среду «Русал» также сохранил свои расходы на экологические и социальные проекты. В 2023 году компания продолжила участие в федеральном проекте «Чистый воздух». Важным элементом этой работы является модернизация Красноярского алюминиевого завода: в середине декабря «Русал» получил от администрации Красноярска финальное разрешение на перестройку предприятия, инвестиции в которую оцениваются в 100 миллиардов рублей. В рамках проекта половину старых цехов заменят два современных корпуса с передовыми металлургическими и экологическими технологиями аналогичной мощности и парк для сотрудников. Это значительно снизит нагрузку на окружающую среду: выбросы фторидов уменьшатся на 2/3, а бензапирен на новом производстве будет полностью исключен. Продолжается также работа по модернизации Братского алюминиевого завода.
Традиционно большое внимание компания уделяет людям – своим сотрудникам и их семьям, а также жителям регионов своей ответственности. В уходящем году состоялось открытие новых Центров спортивных единоборств в Братске, Саяногорске и Тайшете, продолжилась обновление различной социальной инфраструктуры, включая медицинские центры, которые «Русал» построил еще во время пандемии и которые продолжают получать новое высокотехнологичное оборудование и редких специалистов, детских образовательных учреждений. Несмотря на продолжающиеся разговоры о тяжелой ситуации в отрасли в конце года «Русал» объявил о повышении выплат своим сотрудникам – дополнительном премировании в размере от 7 до 12 процентов от заработной платы.
Следование принципам устойчивого развития и социальной ответственности, которые включают сокращение воздействия на природу и заботу о людях, являются вложениями, которые могут создать комфортную среду для жизни и предотвратить негативные демографические тенденции. Особенно актуально это для небольших сибирских городов и населенных пунктов, в которых расположены промышленные предприятия. Такие инвестиции практически никогда не окупаются, хотя и служат для долгосрочного развития бизнеса. Но в кризис они могут быть если не отменены, то заморожены. Будем следить, что следующий год принесет алюминиевой отрасли и всей экономике России.