Иск Альфа-Банка к кипрской компании Taldom Trading Limited, аффилированной с Алексеем Хотиным, более чем на 88,2 миллиарда рублей пополнил копилку долгов бывшего банкира перед государством, частными и юридическими лицами, сумма которых давно уже перевалила за полтриллиона рублей. Хотя сам Хотин виновным себя не считает, по одному из уголовных дел прокуратура запросила для экс-владельца банка «Югра» почти 10 лет колонии. О том, как банкиру живется в этой непростой ситуации, — в материале «Ленты.ру».
Арбитражный суд Москвы в настоящее время рассматривает заявление Альфа-Банка о банкротстве бывшего владельца банка «Югра» Алексея Хотина. На октябрь 2022 года требования кредитного учреждения к бизнесмену составляли 453 миллиона долларов и 289 миллионов евро. Против Хотина было возбуждено несколько уголовных дел о растрате — на 7,5 миллиарда рублей, 283 миллиарда рублей и на 23,6 миллиарда рублей. С его компаниями судятся Альфа-банк, Россельхозбанк, ВЭБ.РФ и «Югра» под управлением Агентства по страхованию вкладов.
Банк «Югра» подал иск против Алексея Хотина о взыскании неосновательного обогащения в размере 180 миллиардов рублей. По данным Генпрокуратуры, созданная им организованная группа, состоящая из бывшего предправления банка Дмитрия Шиляева, экс-президента «Югры» Алексея Нефедова и бывшего директора московского филиала банка Нины Черновой в период с 2014 года по 2017 год похитила из банка миллиарды рублей за счет выдачи заведомо невозвратных кредитов подконтрольным Хотину компаниям — «Капстрой», «Восток» и «Мултановское». Последние не вели финансово-хозяйственную деятельность, фирмы возглавляли номинальные директора.
Впрочем, как заявляли в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), практически все выданные «Югрой» кредиты (около 240 миллиардов рублей) через подконтрольные фирмы направлялись на финансирование бизнеса Хотина в сфере недвижимости и нефтедобычи. Бизнес приобретался за счет денег, полученных в разных банках, и там закладывался в обеспечение долга, затем кредиты гасились деньгами вкладчиков, выведенными из «Югры».
Как отмечает прокуратура, из банка «Югра» вывели 98 процентов от всего кредитного тела. И, как подчеркивал ЦБ, сразу после отзыва лицензии у «Югры» почти 90 процентов кредитов, выданных банком, приходилось на заемщиков, связанных с бизнес-проектами собственников.
В частности, свидетели подтвердили фиктивный характер фирм и рассказали о том, что операционная деятельность компаний полностью зависела от привлеченных ресурсов.
В итоге на дату признания банка банкротом его активы, по данным АСВ, составляли 34 миллиарда рублей, а обязательства — 194,87 миллиарда рублей. Что до заемщиков банка, большинство которых были связаны с его владельцем, то уже через год после краха банка 29 заемщиков «Югры» с совокупным долгом 145 миллиардов рублей вошли в стадию банкротства и ликвидации, а 85 заемщиков с задолженностью 125,5 миллиарда рублей готовились это сделать. Причем еще весной 2017 года, за несколько месяцев до краха, задолженность перед банком нефтяных компаний «Полярное сияние», «Негуснефть» и «Каюм Нефть» была переведена на другие юрлица, оказавшиеся в состоянии ликвидации сразу после отзыва лицензии банка.
Таким образом, Хотин и связанные с ним лица заранее готовили схемы вывода и хищения средств, которые теперь и распутывают следователи и прокуроры. При этом, как отмечается, закон не запрещает банкирам кредитовать аффилированный бизнес, но действуя в рамках закона. Хотин же, судя по заявлениям прокуратуры, игнорировал закон в принципе. Более того, фактически противопоставил себя государству, активно противодействуя ему, когда оно силами правоохранительных органов стало в рамках закона разбираться с его бизнесом.
Пока АСВ с помощью правоохранительных органов и прокуратуры искало выведенные из «Югры» 290 миллиардов рублей, Хотин оставался не только крупнейшим владельцем столичной недвижимости, но и продолжал свой нефтяной бизнес, не забывая прятать доходы от государства и выводить средства в офшоры.
В 2023 году Хотин занял 10-е место в рейтинге «Королей российской недвижимости» по версии Forbes: компания «Комплексные инвестиции», которая принадлежит отцу и сыну Юрию и Алексею Хотиным, получила в 2022 году доход от аренды в 185 миллионов долларов.
В процессе же возврата долгов по налогам только с группы компаний «Русь-ойл» Алексея Хотина Замоскворецкий суд Москвы по иску Генпрокуратуры взыскал с бизнесмена и бенефициара компании 192 миллиарда рублей в пользу государства в качестве компенсации ущерба, а также обратил в доход государства акции и доли около 80 входящих в нее юрлиц.
Отмечается, что именно в нефтяной бизнес «Русь-ойл» в частности, могли перекачиваться деньги вкладчиков банка «Югра». А начиная с банкротства банка начался и организованный бенефициарами кризис в «Русь-ойл». Если в 2016 году суммарные объемы добычи нефти «Русь-Ойла» составляли 3,2 миллиона тонн, то в 2017 году они едва превысили 3 миллиона тонн, а в 2018 году сократились до 2,7 миллиона тонн. Почти половина этой нефти (1,3 миллиона тонн) уходила на экспорт через «Дулисьму» и компанию «Полярное сияние».
Дальше — больше. C определенного момента выручка за проданную нефть просто перестала поступать на счета компаний Хотина. Позже выяснится, что ее сбывали без уплаты НДПИ, НДС и налога на прибыль, ну и, собственно, сама прибыль, которая теперь фактически принадлежит государству, тоже уходит на сторону.
Впрочем, о нарастающих проблемах структур условной нефтяной «империи Хотина» уже давно сигнализировали и многочисленные претензии контролирующих ведомств. Претензии государства к бизнесу Хотина начали появляться задолго до возбуждения на него уголовных дел, появление которых, учитывая игнорирование банкиром закона, было лишь делом времени.
В частности, в поле зрения природоохранных структур оказывалась деятельность компаний «Дулисьма», «Негуснефть», «Каюм Нефть», «Юкатекс Югра». Компании «Полярное Сияние», работающей в Ненецком автономном округе, были предъявлены налоговые требования на сумму более 775 миллионов рублей, и так далее. Примечательно, что компания активно участвовала в сомнительных кредитных сделках «Югры».
И те же схемы с подставными компаниями, что использовались для кредитных афер в банке, использовались бенефициарами для ухода от налогов в группе компаний «Русь-ойл». Как установили в прокуратуре, между аффилированными лицами создавались фиктивные отношения по купле-продаже нефти, в бухучете отражались заведомо ложные сведения о таких сделках, а после формально исчислялся НДПИ и под предлогом отсутствия денег не уплачивался.
Кроме того, подозреваемые переводили выручку, полученную от конечных покупателей нефти, на счета «иных подконтрольных лиц, не имеющих задолженности перед бюджетом», а также выводили средства на счета нерезидентов, проще говоря — за рубеж.
Генпрокуратура также выяснила, что незаконные и взаимосвязанные схемы уклонения от уплаты нескольких видов налогов (на прибыль, на добычу полезных ископаемых и на добавленную стоимость) реализовывались через проходящее процедуру банкротства ООО «Майорское». В прокуратуре отмечали, что процедура банкротства «Майорского» использовалась «Русь-ойл» для легализации незаконных доходов и вывода имущества.
Среди компаний, использовавшихся для ухода от налогов и вывода средств за рубеж, в рамках процесса упоминалась, например, британская нефтедобывающая компания Exillon Energy с активами в Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Коми, где 30 процентов принадлежит Хотину, и активы которой Генпрокуратура потребовала взыскать в пользу государства.
В заключении суда сказано, что компании группы создавали фиктивные соглашения по купле-продаже нефти, отражали «заведомо ложные сведения о таких взаимоотношениях и связанных с ними расходах в регистрах бухгалтерского учета», не уплачивали НДПИ под предлогом отсутствия для этого денежных средств, а также переводили выручку, полученную от конечных покупателей нефти, на счета подконтрольных лиц.
Помимо взысканных с Хотина 192 миллиардов рублей в пользу государства в качестве компенсации ущерба за неуплату налогов, Агентство по страхованию вкладов в лице обанкротившегося банка «Югра» взыскало с бывшего владельца кредитной организации более 180 миллиардов рублей неосновательного обогащения. И здесь опять речь идет о том, что «основанием для взыскания стали схемные операции по предоставлению банком кредитов техническим компаниям в интересах Хотина или переводу средств на счета аффилированных с ним организаций», как отмечает АСВ.
Однако отмечая, что это не последние арбитражные и уголовные иски в адрес экс-банкира и экс-нефтяника, стоит предполагать, что порядок в «империи», которую он фактически противопоставил государству, правоохранительные органы намерены наводить довольно последовательно и жестко.