Культура
00:01, 27 декабря 2023

В сети — космический блокбастер Зака Снайдера «Мятежная луна». Что не так с новым фильмом автора культовых «Хранителей»?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

На Netflix вышла первая часть эпической космооперы Зака Снайдера «Мятежная Луна». «Лента.ру» разбирается в том, как эти «"Семь самураев" в космосе» — проект мечты культового режиссера «Хранителей», «300 спартанцев» и «Лиги справедливости» — обернулись самым сокрушительным провалом в его карьере.

В галактике Праматерь власть давным-давно узурпировал злобный сенатор Балисарий (Фра Фи), в связи с чем на окраинных планетах растет негодование. Подавлением революционных настроений занимается космический крейсер под управлением садиста и убийцы адмирала Нобла (Эд Скрейн). Однажды Нобл прибывает на тихую аграрную луну Вельдт и привычно требует крестьян отдать ему весь урожай в интересах сохранения стабильности. Неожиданно сопротивление силовикам оказывает внешне хрупкая селянка Кора (София Бутелла). Вырубив первый отряд противников, она в компании тайно влюбленного в нее трусоватого Гуннара (Михил Хейсман) отправляется на поиски бойцов, которые смогут защитить односельчан. Параллельно выясняется, что когда-то Кора служила боевиком у Балисария и имела прозвище Оставляющая шрамы. Так что у узурпатора на девушку есть свои планы, осложняющие миссию героини по спасению Вельдта.

«Мятежная Луна» имеет все шансы стать самым значительным провалом в карьере Зака Снайдера — и без того, заметим, полной крутых трамплинов и пике. Прошлой такой картиной стал для Снайдера его авторский «Запрещенный прием», который за прошедшую дюжину лет дорос до статуса культового визионерского шедевра. Постигнет ли такая судьба новый фильм автора — покажет время. Однако сейчас критики особенно неистовствуют и брызжут желчью в направлении Зака — на Rotten Tomatoes у «Мятежной Луны» 23 процента «свежести». Для новогоднего блокбастера это настоящая катастрофа.

Впрочем, ситуацию несколько облегчает релиз на платформе Netflix, смягчающий сокрушительную мощь провала. Кажется, одна из его причин заключается в ошибке программирования. К концу года критики устали и хотят смотреть что-нибудь приятное, а вместо этого им швыряют два с лишним часа визионерской космооперы от режиссера с сомнительной репутацией. Показательно и то, что зрители более благосклонны: на том же Rotten Tomatoes рейтинг аудитории составляет 66 процентов. Это говорит, среди прочего, и о том, что апрельская премьера продолжения «Мятежной Луны» вряд ли будет отменена или хотя бы отложена.

Так называемая эпидемия дилогий — это, конечно, отдельный повод для дискомфорта. Жертвами заразы в уходящем году стали «Миссия невыполнима», «Форсаж» и мультипликационный «Человек-паук»

Снайдер, которому волею судеб выпало закрывать и без того спорный для кинематографа год, здесь подставился дополнительно. Тем более, что его фильм повторяет классическую, но неизменно раздражающую проблему первых фильмов дилогии. «Мятежная Луна» фактически заканчивается в той же точке, в которой началась. Двухчасовой хронометраж потрачен на подробный пролог, беглое знакомство с миром и несколько шаржированные эскизы характеров героев. Люди, которым пришлось тратить на все это время по работе, безусловно, имеют право чувствовать ярость. Однако из чувства противоречия и справедливости «Мятежную Луну» хочется — нет, не похвалить, но во всяком случае сделать предметом более спокойной оценки.

Идея фильма появилась у Снайдера еще в восьмидесятые, когда Зак учился (по иронии судьбы) на киноведа. Кратко идея звучала как «"Семь самураев" в космосе» и явно вдохновлялась первой трилогией «Звездных войн»

Спустя годы Снайдер пытался запустить проект во вселенной Джорджа Лукаса, но в итоге реализовал его на Netflix, который, как известно, дает знаменитым режиссерам беспрецедентный творческий карт-бланш. «Мятежная Луна», таким образом, не особенно скрывает свою родословную, но не просто подражает «Звездным войнам», а скорее прорастает из того же источника — Лукас, в конце концов, тоже вдохновлялся Куросавой.

Визуальных сходств меньше, чем можно было бы ожидать. Яркой сказке «Звездных войн» противопоставлены землистое, маниакально детализированное и просто более мрачное пространство. Здесь правят фашистский декаданс, крестьянская правда и самурайская обреченность — субстанции, по определению склонные к интригующему бурлению. Однако именно в этой точке проявляются и все главные — и совершенно обычные для Снайдера — огрехи. Вместо энергичного повествования «Мятежная Луна» движется с оперной величавостью. Здесь и заштампованные пафосные диалоги про честь, и любование закорючками на защитных панцирях, и, конечно, злоупотребление замедленной съемкой. При помощи всех этих методов постановщик настаивает на том, чтобы его картину воспринимали как эпическое живописное полотно, к которому он дежурно забыл предоставить внятное нарративное пояснение.

За исключением «Рассвета мертвецов» и того же «Запрещенного приема» все фильмы Снайдера сами по себе, увы, значительно проигрывают корпусу авторских комментариев и фанатских теорий

Еще одно исключение, пожалуй, составляют «Хранители», величие которых в полной мере понятно лишь после знакомства с исходным графическим романом-шедевром Алана Мура. С «Хранителей» началась и традиция так называемых «снайдеркатов» — режиссерских версий фильмов Снайдера, которые неизменно выигрывали у кинотеатральных вариантов. «Мятежную Луну» тоже впереди ждет авторская версия — на час длиннее и со взрослым рейтингом R. В данном случае, однако, выправить отношение к проекту, пожалуй, не удастся.

Дело в том, что лучше всего режиссеру дается работа на чужом образном материале — пусть даже и сильно видоизмененном, как в случае с «Рассветом мертвецов». «Запрещенный прием» — исключение, но лишь по причине того, что в фильм уместились наброски четырех-пяти картин, каждая из которых, пожалуй, проиграла бы этому пестрому альманаху. «Мятежной Луне» тоже критически не хватает какой-то основательности, внятного смыслового ядра. В ход идут наработки Лукаса, Куросавы, поп-культурные образы вроде крушения дирижабля «Гинденбург», но в единое внутренне непротиворечивое полотно они не складываются.

И тем не менее само усилие Снайдера по созданию нового художественного мира в эпоху паразитических киновселенных уже вызывает определенное уважение. Отдельные эпизоды (в основном боевые) здесь поставлены очень ярко, а бегло рассказанная предыстория приключений Коры в образе фашистской валькирии явно заслуживает больше экранного времени. Визуальное для Снайдера по-прежнему важнее драматического, внешность и пластика Софии Бутеллы значат больше скромных актерских способностей. И не его вина, что его фантазии приходится конкурировать с пейзажами, нарисованными нейросетями. В любом случае впадать в гневную обиду из-за поругания светлого образа «Звездных войн» точно не стоит — последняя трилогия во вселенной Лукаса была не очень.

У «Мятежной Луны» же еще есть время учесть ошибки до апрельской премьеры второго фильма. Если же космоопера так и останется дорогим и корявым памятником самой себе — что ж, превращение Снайдера из визионера в нового короля треша вроде Эда Вуда это тоже красивый карьерный вираж.

Фильм «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» (Rebel Moon: Part One — A Child of Fire) вышел на Netflix

< Назад в рубрику