30 декабря 1947 года свой первый полет совершил советский турбореактивный истребитель МиГ-15. Этот самолет стал рекордсменом не только по количеству произведенных экземпляров, но и по обилию мифов о нем. Он создавался в непростых условиях, когда мир находился на грани третьей мировой. Он иллюстрирует закон единства и борьбы противоположностей в применении к истории гонки вооружений. Некоторые моменты и вовсе указывают на зеркальное сходство двух сверхдержав — СССР и США. В то же время это великая и во многом определяющая страница в истории советского военного авиастроения. «Лента.ру» рассказывает историю создания МиГ-15, попутно раскрывая неизвестные страницы истории корейской войны.
В конце октября 1950 года, на шестом месяце корейской войны и через три месяца после начала контрнаступления США, для американцев все шло по плану. Пхеньян пал, Ким Ир Сен бежал, Северная Корея лежала в руинах после ковровых бомбардировок и непрерывных напалмовых ливней ВВС США. Южнокорейский диктатор Ли Сын Ман спал и видел, как под его началом объединяются КНДР и Южная Корея.
Основания для таких фантазий были: наступление «северокорейских варваров» (по словам даже ярых антикоммунистов, имевших дело с Ли Сын Маном, южнокорейцы в плане варварства и жестокости были похлеще оппонентов) остановлено и обращено вспять силами американских военных технологий, основные коммуникации армии КНДР перерезаны, ее авиация похоронена, солдаты деморализованы. В соцлагере нет аналогов американской истребительной авиации, а она теперь решает все. Да и американским летчикам, упоенным величием национальных ВВС, это все стало казаться увеселительной прогулкой.
1 ноября 1950 года все резко поменялось, когда звено американских «Мустангов», патрулировавших реку Ялуцзян на границе КНР и КНДР, было атаковано шестью скоростными реактивными самолетами, появившимися со стороны Маньчжурии. Еле ноги унесли. Вернувшись на базу, потрясенные американцы вопрошали: «Что это сейчас было?»
Это были советские реактивные истребители МиГ-15, о которых мир еще не знал. Американские F-80 и F-84, нагонявшие ужас на гуков — так янки называли всех азиатов без разбора, — почувствовали себя в шкуре лис, удирающих от борзых.
«Тактика МиГ-15 превратилась в маневр захвата в клещи, когда длинные шеренги реактивных самолетов прорвались через F-86 Sabre и сошлись над Пхеньяном. Там "миги" снизились до 15 тысяч футов и помчались на север, надеясь встретить истребители-бомбардировщики», — рассказывал Но Гым Сок.
И небезуспешно. К декабрю 1950 года армия КНДР при поддержке китайских народных добровольцев и истребителей МиГ-15 освободила Пхеньян, отогнала южнокорейцев и американцев к 38-й параллели и захватила Сеул, обратив в бегство Ли Сын Мана. Один из американских командиров назвал это дурным предзнаменованием. За один сбитый МиГ-15 давали 10 тысяч долларов.
Осенью 1951 года начался сезон охоты МиГ-15 на бомбардировщики B-29 Superfortress, которые бомбили мосты, укрытия, склады и аэродромы корейской народной армии. День 12 апреля 1951 вошел в американскую историю как «черный четверг»: 36 истребителей МиГ-15 за десять минут боя уничтожили от десяти до двенадцати B-29, еще столько же повредили, а также обнулили пять истребителей F-84.
Интересно, что даже тональность американской поп-музыки после этого изменилась. В начале корейской войны верхние строчки в чартах занимали ура-патриотические боевики Джимми Осборна «Боже, пожалуйста, защити Америку» и «Слава Богу за победу в Корее», однако после памятного четверга они уступили место пессимистическим или даже пацифистским «Корейская грязь» Элтона Бритта и «Из материнских объятий в Корею» братьев Лувен.
Военные реагировали по-другому. Генерал Макартур, к тому времени почувствовавший себя богом войны, всерьез предлагал ударить по КНДР и КНР ядерным оружием и вскоре был смещен Трумэном с поста главнокомандующего Дальневосточным фронтом за волюнтаризм на грани патологии.
После этого B-29 шли на дело лишь по ночам, из-за чего их бомбардировки стали контрпродуктивными. Американцам пришлось выслать в зону конфликта самые современные истребители Sabre F-86. К их удивлению, МиГ-15 им почти не уступали. Американское правительство хотело во что бы то ни стало заполучить коммунистическое «вундерваффе» для пристального изучения в своих лабораториях. За это обещали 100 тысяч долларов, о чем свидетельствовали пропагандистские листовки, щедро разбросанные по землям севернее 38 параллели. Увы, северокорейские крестьяне, взявшие в руки винтовки, были неграмотными и не особо разбирались в курсе валют.
Лишь по окончании конфликта неожиданно для всех северокорейский перебежчик Но Гым Сок, он же Кеннет Роу, минуя ПВО пригнал МиГ-15 на южнокорейский аэродром Кимпхо, выскочил из кабины, растоптал портрет Ким Ир Сена и заявил, что ему надоело жить с «красными лжецами». Так в руки американцев попали советские технологии. Изучив машину, они были страшно удивлены: от советских конструкторов ничего подобного не ожидали.
Теперь придется вернуться на десять лет назад. Унаследовав от царской России отставание в области авиастроения, СССР еле-еле успел вскочить на подножку уходящего поезда мировой поршневой авиации.
Помог введенный принцип конкуренции, сменивший монопольный подход, царивший до этого в авиастроении. В 1939 году Сталин поручил Микояну, Яковлеву, Лавочкину, Сухому и другим конструкторам создать новый истребитель. В итоге уже в 1940 году ВВС РККА обзавелись истребителем Як-1, который и принял на себя основной удар в первые годы Великой Отечественной войны.
Дальше дела пошли на лад: в 1941 году появился штурмовик Ил-2, для друзей — «горбатый», для врагов — «Черная смерть»; бомбардировщик Ил-4, которым бомбили Берлин; пикирующий бомбардировщик Пе-2 — основную фронтовую машину в своем классе. В 1942 году были приняты на вооружение Ла-5 и Як-9, который стал самолетом Победы. А дальше, как известно, немцы капитулировали, но почивать на лаврах было некогда.
В 1945 году все эти достижения обнулились, и с началом холодной войны разразился новый авиастроительный кризис в СССР. Не хватало заветного пятого элемента — турбореактивных двигателей (ТРД).
Так сложились обстоятельства: в конце 30-х, пока СССР наверстывал упущенное в области поршневой авиации, ведущие страны вели разработки в области реактивных двигателей. Первенство принадлежит англичанам и немцам — разработкам Фрэнка Уиттла и Ханса фон Охайна, а уже от них отпочковывались разработки в других странах. Даже итальянцы преуспели, и кто знает, как бы сложилась судьба их авиапрома, если бы не поражение во Второй мировой. США, как агрегатор мировых достижений, также был вне зоны риска.
СССР не повезло. Архип Люлька, будущий руководитель КБ «Сатурн» начал в 1937 году разработку ракетного турбореактивного двигателя, и к 1941 году опытный образец РД-1 был на две трети готов. А потом началась война, и Люльку отправили делать дизели для танков. К 1945 году его разработки безнадежно устарели. Советский Союз неплохо преуспел в строительстве жидкостных реактивных двигателей, но после крушения реактивного моноплана БИ-1 и гибели летчика-испытателя Бахчиванджи в марте 1943-го эти разработки свернули, посчитав ЖРД тупиковой ветвью авиации. Весь мир делал ставку на ТРД, и небезосновательно.
Уже в 1945 году в США появился первый серийный истребитель нулевого поколения F-80 Shooting Star. Аналог британского Gloster Meteor, к тому же с британскими ТРД-движками Хэвилленд H-1, единственного турбореактивного самолета Второй мировой в авиапарке союзников. В 1946 году отношения между СССР и вчерашними союзниками стали обостряться, и создание реактивных истребителей и бомбардировщиков стало вопросом выживания. Ведущие советские КБ, следуя принципу конкуренции, одновременно бились над созданием таких машин.
Первыми ласточками стали реактивными самолеты нулевого поколения ЯК-15 и МиГ-9, построенные на базе трофейных двигателей Jumo-004 и BMW. После локализации немецкие движки получили маркировку РД-10 и РД-20.
Но то, что считалось передовым в 1944-м, к 1946 году устарело. Немецким силовым установкам не хватало силы тяги. И все-таки появление МиГ-9 позволило открыть эру нулевого поколения реактивных самолетов в СССР и подготовить почву для создания реактивных истребителей первого поколения.
6 апреля 1946 года в Кремле состоялось заседание, посвященное развитию реактивной авиации в СССР. На нем были развеяны иллюзии относительно немецких технологий и немецких специалистов. Если силовые установки Juno и BMW хотя бы годились для накопления опыта по турбореактивному двигателестроению, то нанятые в побежденной стране инженеры, как писал конструктор Яковлев, «не привели к положительным результатам, хотя и обошлись очень дорого». Сталин это принял во внимание. Турбореактивный двигатель нужно было либо разработать самим либо скопировать у кого-нибудь на Западе.
На тот момент на внешнюю политику Англии влияли лейбористы, сбросившие антисоветски настроенного Черчилля. А они, в свою очередь, не желали конфликтовать с СССР — напротив, стремились к дипломатическим связям. Да еще в марте прозвучала фултонская речь, которую считают началом холодной войны, но она скорее задала тренды на ближайшие 40 лет. Лейбористы же были не против визита министра внешней торговли Микояна, а он знал, за чем едет: Сталин поручил ему приобрести десять турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene и столько же Rolls-Royce Derwent.
Впоследствии было закуплено еще 15 «нинов» и 30 «дервентов». Эти двигатели и стали пропуском СССР в эру турбореактивных двигателей. Их ставили на опытные образцы самолетов, их разбирали, изучали, копировали, совершенствовали. На их основе появились советские РД-45 и РД-500, советская локализация роллс-ройсовских движков без согласования, без лицензии, по факту — пиратство.
В этой истории нас интересует в первую очередь РД-45, поскольку именно он и его дальнейшие модификации стояли на истребителях МиГ-15, ответственных за перелом в корейской войне в пользу КНДР и панику американских технологов.
Когда в Америке узнали, что англичане продали геополитическому противнику свои лучшие двигатели, они не поверили своим ушам. В этой сделке даже Сталин поначалу сомневался. Ведь к 1946 году двигатели Rolls-Royce Nene даже в королевские ВВС не поступали. Британцы, когда СССР уже уверенно чувствовал себя в области турбореактивного самолетостроения, даже пытались взыскать неустойку, но безрезультатно. Советская сторона сказала следующее: «Мы внесли некоторые изменения, и теперь это можно считать нашей собственной разработкой». Стоит ли говорить, что больше таких сделок в советско-британских внешнеторговых отношениях не будет, возможно, никогда.
Однако и версия «все содрано у Запада» несостоятельна. Во-первых, в СССР подстраховались, и еще до визита Микояна в Британию поручили конструктору Климову работу над советским турбореактивным двигателем ВК-1, который основывался большей частью на догадках и меньшей — на добытых британских чертежах. Во-вторых, детали — в частности, лопатки ТРД и сопла — делались из секретного на тот момент жаропрочного сплава нимоник, а он в то время в СССР не выпускался. Из-за этого на первых этапах копирования «нин» выходило много брака. Потом сотрудники ВИАМ и института Академии наук путем проб и ошибок разработали отечественный сплав ХН80Т (ЭИ437), из которого до появления более совершенных сплавов и собирались советские ТРД.
К концу 1948 года завод № 45 в Москве сдал 154 мотора РД-45. В 1948 его освоили и на заводе № 26 в Рыбинске, где выпустили 234 экземпляра.
К этому моменту первый опытный МиГ-15 с британским двигателем «нин» впервые взмыл в небо.
«МиГ-15 впервые поднялся в воздух 30 декабря 1947 года, через три месяца после первого полета его главного противника, североамериканского F-86», — вспоминал северокорейский летчик Но Гым Сок.
Помимо того что первый советский реактивный истребитель первого поколения оснастили передовым двигателем, были успешно решены и остальные задачи.
Конструктивно при создании МиГ-15 ориентировались на МиГ-9. Однако прямое крыло заменили стреловидным профилем ЦАГИ С-10с, а потом поставили на него аэродинамические гребни. Тут стоит отметить, что прямое крыло непригодно для самолетов, приближающимся к скорости звука, поскольку оно ухудшает продольную устойчивость самолета и отправляет его в штопор. Так было с реактивным монопланом БИ-1, пилот которого не справился с управлением. Это стало известно постфактум, благодаря тестированию в аэродинамических трубах как прямого, так и стреловидного крыла.
Хвостовое оперение МиГ-15 взяли от экспериментального реактивного И-270. Следующий шаг — перестановка двигателя в хвостовую часть фюзеляжа, что заимствовано из конструкции экспериментального же Як-19. Наконец вооружение и система катапультирования были взяты с МиГ-9.
К 1949 году реактивные истребители МиГ-15 стали поступать на вооружение Советской армии, а параллельно непрестанно усовершенствовались.
Корейская война стала для МиГ-15 моментом триумфа, первым и последним. К 1949 году Советский Союз имел относительно надежные реактивные истребители. К этому же времени случилась китайская революция, образовалась КНР, между севером и югом Кореи начались трения, запахло революциями на Филиппинах, в Малайзии и Индонезии. США стремительно теряли контроль над Дальним Востоком. И когда войска Ким Ир Сена стали теснить армию Ли Сын Мао, ООН по инициативе США ввели свои войска на Корейский полуостров.
Когда американцы отбросили народную армию КНДР к границам с Китаем, запаниковал Мао и вместе с Ким Ир Сеном стал просить о помощи Сталина (в шифрограммах обозначен как Фын Си). В итоге свежесобранные МиГ-15 оказались в гуще событий.
64-й истребительный авиационный корпус прикрывал в основном пути подвоза боеприпасов из Китая в Корею, над линией фронта советским летчикам появляться было запрещено. К тому же советские МиГи были замаскированы под северокорейские самолеты, для чего на них наносились красные звезды в белом круге, а советские летчики на первых порах разговаривали по рации на корейском.
Но этого с лихвой хватило для коренного перелома конфликта и перехода его в позиционную фазу, закончившуюся перемирием. Справедливости ради нужно сказать, что МиГ-15 имели свои недостатки: рабочий ресурс двигателей РД-45 был меньше, чем у британских двигателей, и впоследствии их заменили на более удачные ВК-1, которые уже можно считать в большей мере советской разработкой. Северокорейский перебежчик Но Гым Сок, впоследствии поработавший инженером в десятках американских корпораций и знавший МиГ-15 как свои пять пальцев, его оценивал объективно.
«МиГ-15 имел преимущество в вертикальной маневренности и вооружении, уступая "Сейбру" в авионике и горизонтальной маневренности… Одной из худших особенностей МиГ-15 как истребителя было его Т-образное хвостовое оперение с горизонтальным стабилизатором более чем на полпути к рулю направления. Такая конфигурация ослепляла пилота при виде атакующих сверху сзади самолетов», — отмечал Но Гым Сок.
Главная функция МиГ-15 — охота на «летающие крепости» B-29, и с ней он успешно справлялся. С успехом гонял и американские F-80 и F-84. Но в схватках с F-86 все зависело от мастерства пилотов. На первом этапе истребителями рулили опытные советские летчики, ветераны Великой Отечественной, и тогда потери для США были удручающими.
Но когда управление стали передавать китайским и корейским пилотам, ситуация ухудшилась уже для КНДР, к тому же в 1952-1953 годах США усилили свой корпус ВВС и даже прислали всепогодные перехватчики F-94 Starfire. И все-таки было еще одно преимущество у МиГ-15, которое не снилось F-86 Sabre.
«Примеров необычайной живучести МиГ-15 предостаточно. Один из наших летчиков, попав на конвейер ночных атак, которые практиковали американцы с использованием средств наведения, привез более 100 пробоин, но благополучно сел», — вспоминал на закате жизни летчик Борис Абакумов, налетавший на МиГ-15 сотни часов.
Когда речь заходит о МиГ-15, следует помнить, что это был первый и в целом удачный опыт, который открыл эру советских турбореактивных двигателей.
Если абстрагироваться от политических и военных задач КНДР, Республики Корея, КНР, СССР и США, корейскую войну по сути можно считать первой войной американских и советских технологий.
Американцы испытывали свой F-86, русские — свой МиГ-15. Некоторые исследователи считают, что эти самолеты вообще результат конвергентной технической эволюции, их почти одновременное появление у сверхдержав закономерно. Есть даже конспирологическая теория, согласно которой и МиГ-15, и F-86 происходят от единого немецкого прототипа Focke-Wulf Ta 183 конструктора Курта Вальдемар-Танка, который так ни разу и не взлетел. Но если идти по этой линии рассуждений, есть риск утонуть в бесконечном омуте поиска «истоков истоков».
Главное, что нужно знать, — после поражения Германии на арену вышли США и СССР, и вся половина XX века обусловлена их противостоянием. Сверхдержавы не давали расслабиться друг другу, а заодно и своим конструкторам. Сначала СССР в режиме цейтнота, обусловленного холодной войной и техническим отставанием, всеми правдами и неправдами разработали МиГ-15, который в случае чего мог стать на защиту СССР. Затем американцы, перепугавшись, что F-86 — уже не король воздуха, стали вкладывать миллионы долларов в новые разработки.
В 1950-1960-е годы уже производились реактивные истребители второго поколения. СССР уже не был в числе отстающих и выкатил МиГ-19, Як-28, Су-7, Су-9, Су-15. Это был ответ на американские F-100, F-101, F-102, F-103 и так далее. Все ошибки предыдущего поколения были учтены, были допущены новые ошибки, которые исправит третье поколение. И так далее. Именно с конца 1940-х завертелся маховик гонки вооружений, поскольку и США, и СССР обладали ядерным потенциалом, с успехом создавали средства доставки такого оружия и стремились друг друга перегнать в области реактивного самолетостроения.
Но для СССР все это началось с МиГ-15, которому посчастливилось первому из ряда советских разработок такого рода покинуть лабораторные стены и попробовать себя в деле. Не зря этот истребитель называют «самолет-солдат» — он претерпел десятки серийных и экспериментальных модификаций.
За все время было произведено около 15 тысяч таких самолетов, на пять с лишним тысяч больше, чем американцы произвели F-86 Sabre. МиГ-15 стоял на вооружении более чем в 40 странах, и официально последний «самолет-солдат» ушел на пенсию в 2006 году — это был истребитель в армии Албании. Однако из статистики выпадает КНДР, поскольку информация о ее вооружении закрыта. По данным 2016 года, там могут находиться несколько МиГ-15, но в каком они состоянии — остается только догадываться.
В этой истории есть еще один интересный момент. Если F-86 Sabre проник в массовое сознание американцев уже в 1950-х, советские граждане о МиГ-15 долгое время не подозревали. Во-первых, секретные разработки и все, что с этим связано. Во-вторых, корейская война освещалась в главных газетах «Правда» и «Известия» исключительно как дело корейцев, и для читателя формировался образ СССР как сочувствующего делу социализма на Дальнем Востоке, но никак не участника.
Даже о существовании МиГ-15 американцы узнали уже в 1954 году, когда для Но Гым Сока организовали несколько пресс-конференций. Справедливости ради, он выдал не все секреты, но общую картину обрисовал. Это событие освещалось в центральных американских СМИ, Миг-15 был продемонстрирован публично в Райт-Пэт 24 февраля 1954 года, и на какое-то время в США даже возник культ МиГ-15.
В СССР про МиГ-15 долгое время никто из простых граждан не знал, лишь в середине 60-х списанные образцы истребителей выставили в публичных парках больших городов. А об участии в корейской войне официально заговорили лишь в середине 1970-х.
Впрочем, можно найти сходство в информационной политике сверхдержав. Когда Но Гым Сок выступал на первой конференции по поводу МиГ-15, «нужные люди» попросили его ни слова не говорить об F-86, тем более об эпизодах их уничтожения советскими истребителями.
Точно так же в американских СМИ ни слова не сказали о том, что в Республике Корея тоже были перебежчики. Так, за месяц до эпизода с Но Гым Соком южнокорейский летчик Ким Сун Бай угнал американский P-51 «Мустанг» и приземлился на северокорейской аэродроме, чтобы попросить политического убежища у Ким Ир Сена. Все эти нюансы показывают, насколько интересны и неоднозначны ключевые события холодной войны и нюансы гонки вооружений.