В прокат выходит «Стальная хватка» Шона Дуркина, посвященная трагической судьбе легендарной американской рестлерской династии фон Эрихов, прославившейся не только успехами на ринге, но и постигшим семью проклятьем. О замечательных актерских работах набравших мышечную массу Зака Эфрона и Джереми Аллена Уайта, а также о шансах фильма на «Оскар» рассказывает «Лента.ру».
В конце семидесятых рестлер-пенсионер и несостоявшийся чемпион в тяжелом весе Фриц фон Эрих (Холт Маккэллани) делает все, чтобы привести к не поддавшейся ему самому вершине своих сыновей. Кевин (Зак Эфрон) и Дэвид (Харрис Дикинсон) уже набрали необходимую форму, Майк (Стэнли Саймонс) до поры терпит насмешки и играет на гитаре. Керри (Джереми Аллен Уайт) после бойкота Олимпиады-80 бросает легкую атлетику и становится еще одним бойцом в папином ростере. Фон Эрихи рвутся к заветным наградам, однако отец предпочитает не обращать внимание ни на любовный интерес Кевина (Лили Джеймс), ни на боли в животе Дэвида, ни на потерянную в результате аварии ступню Керри. Ни на то, что его стратегия одного за другим приводит сыновей к гибели.
Рестлинг — диковинный, очень американский вид спорта со сложной репутацией. С одной стороны, это бои тяжеловесов, лишенные всяких правил. Удары противника головой об ринг, полеты за канаты рыбкой и прочие ужасы здесь в порядке вещей. С другой стороны, это насквозь постановочные бои, а жуткие падения — что-то вроде тщательно отрепетированных цирковых номеров. По эту сторону океана рестлинг исторически принято воспринимать как фейк, закрывая глаза и на захватывающую драматургию, пронизывающую чемпионаты и отдельные бои, и на травмы, которые бойцы получают, исполняя действительно рискованные трюки. Легендарный Халк Хоган рассказывал, что после сорока с трудом встает с постели из-за травм позвоночника.
Киногероями рестлеров, впрочем, сделал не Скала, а Даррен Аронофски. Его «Рестлер» с Микки Рурком представил пергидрольного громилу трагическим героем, которому мал окружающий мир. Эмоциональную картину наградили «Золотым львом» в Венеции, и с тех пор мир рестлинга в кино легализован. За последние годы, например, вышел сериал «Хилы» и фильм «Кассандро» с Гаэлем Гарсией Берналем в роли реального травести-рестлера из восьмидесятых. «Стальная хватка» Шона Дуркина продолжает исследовать мир разряженных в пух и прах атлетов, пытаясь разглядеть за потными бицепсами израненную душу. И судя по восторженной критике в США, у фильма есть все шансы увековечить трагическую историю семейства фон Эрихов оскаровской статуэткой.
Автор сандэнсовских хитов «Гнездо» и «Марта, Мэйси, Мэй, Марлен» в интервью охотно рассказывает о том, как важна «Стальная хватка» для него лично. Шон в юности был большим поклонником рестлинга и переживал судьбу фон Эрихов как персональную драму. Режиссер вынашивал проект фильма о них много лет, увидев в нем свою любимую тему токсичной семьи, в которой старшее поколение, подобно Кроносу, пожирает своих детей. Холт Маккэллани в роли патриарха Фрица действительно похож на античного бога, и этот образ не портит даже свисающее над пряжкой ремня брюшко. Потеря физической формы не мешает блюсти железную дисциплину и держать сыновей в ежовых рукавицах, мотивируя отпрысков на спортивные победы. Ему чуждо сочувствие, он уверен в том, что дети нужны для реализации собственных несбывшихся чемпионских амбиций. В свое время Джек Адкиссон пожертвовал своим именем, назвавшись Фрицем фон Эрихом, чтобы достоверно отыгрывать на ринге образ свирепого фашиста. Таким образом, согласно семейной легенде, он навлек на себя проклятье, которое впоследствии свело сыновей в могилу. На экране Маккэллани логичным образом предстает олицетворением бездушного рока, карающего ни в чем не повинных детей, но не испытывающего по этому поводу ничего человеческого.
Центром же композиции выступает квартет молодых артистов, сыгравших детей Фрица. Лидирует здесь раскачавшийся до размеров вепря Зак Эфрон, однако и Джереми Аллен Уайт наверняка удивит поклонников сериала «Медведь». У Харриса Дикинсона и Стэнли Саймонса роли драматичные, но скорее вспомогательные. Фотографии обросшей мышцами и дурацкими прическами великолепной четверки были главным инструментом продвижения «Стальной хватки». По первым кадрам зрителям, незнакомым с историей фон Эрихов, могло даже показаться, что речь идет о яркой спортивной комедии. В реальности же все совсем иначе. Эфрон значительную часть времени борется со слезами или тихонько плачет, пока никто не видит. Уайт страдает от наркозависимости и ампутированной ноги. Герою Дикинсона уготована самая, пожалуй, ужасная смерть, которая происходит, к счастью, за кадром. Трагедия Саймонса в значительной степени состоит в том, что родители не поняли его желания быть музыкантом и любви к песне Tom Sawyer группы Rush. Эта жизнерадостная композиция, под которую Дэвид фон Эрих выходил на ринг, — важнейшая часть саундтрека картины Дуркина, ее своеобразный камертон.
С эмоциональной точки зрения «Стальная хватка» это праздник со слезами на глазах в духе восьмидесятых — тогда в моде были фильмы, в которых за лучезарностью и духоподъемным саундтреком скрывались разрушенные судьбы. За драму здесь, впрочем, отвечают исключительно актеры, ведущие неравный бой с очень старомодной драматургией сценария, собственноручно написанного Дуркином.
Идущая чуть больше двух часов «Стальная хватка» стремится линейно рассказать историю, длившуюся почти два десятилетия. В итоге смерть первенца Фрица и Дорис (мать несчастных с достоинством играет Мора Тирни) остается за кадром, личная жизнь Кевина дана зыбким пунктиром, а еще одного брата — Криса — вообще решили из фильма вырезать. По словам режиссера, дополнительная смерть слишком утяжелила бы трагический настрой, однако стремясь облегчить зрителю жизнь, он в итоге не справился даже с полноценной экранизацией статьи из «Википедии». Лучшие моменты в фильме связаны не с драмой, а с боями — действительно блестяще поставленными и снятыми с одного дубля. Однако ни один из них не занимает в картине достаточно времени — Дуркину важно рассказать всю историю, и это желание заставляет его лететь к финалу с минимумом остановок. Большая, живая, страшная история таким образом высушена до банальной морали, которая сводится к тому, что быть токсичным папой нехорошо, а плакать, наоборот, совершенно нормально. Очевидно, что положившие свои жизни на алтарь индустрии развлечений и чужих амбиций фон Эрихи все-таки достойны чего-то большего.
Фильм «Стальная хватка» (The Iron Claw) выходит в российский прокат 11 января