В роccийский прокат скоро выйдет «Присцилла: Элвис и я» — новый фильм Софии Копполы, в котором режиссер «Трудностей перевода» и «Марии-Антуанетты» рассказывает историю брака Элвиса и Присциллы Пресли глазами жены короля рок-н-ролла. У нее получается элегантная драма, построенная на умолчаниях и отсутствиях, — портрет женщины, обреченной на одиночество, пока ее звездный супруг проводит время на гастролях и съемках. Коппола рассказала «Ленте.ру» о том, как ей удалось найти небанальный взгляд на легендарного певца и актера.
«Лента.ру»: Кажется, что многие ваши фильмы — в сущности, истории взросления. «Присцилла», заглавную героиню которой и зрители, и Элвис впервые встречают еще школьницей, тоже, по большому счету, именно такова. Почему вам так интересно рассказывать о взрослении?
София Коппола: Мне просто всегда было любопытно, как люди становятся тем, кем становятся, через что они ради этого проходят. «Присцилла» к тому же интересовала меня и как портрет целого поколения женщин — более того, поколения моей матери. Когда я прочитала мемуары Присциллы, по которым написан сценарий, то была поражена тем, насколько узнаваем ее опыт и насколько универсальны ее переживания. На фундаментальном уровне они понятны почти всем девушкам.
Вы начинаете фильм с кавера на Baby, I Love You, песню, написанную Филом Спектором. Сам Спектор говорил, что пишет подростковые симфонии — как позже говорили о своих композициях и Beach Boys. Но затем «Присцилла», напротив, как будто добивается контраста с этим вступлением, стремится к почти клаустрофобной камерности, противоположности симфонического эффекта.
Ого, я никогда не слышала этого выражения — «подростковая симфония», но это интересные и красивые слова. И они подходят. Я люблю музыку Фила Спектора, ее пышность и пафос. И она хорошо подходила для начала фильма, для того, чтобы подчеркнуть, как влюбленность первое время ощущается фантазией — прежде чем героиня столкнется с реальностью и окажется в очень интенсивных отношениях. Музыка хорошо помогала задать эти рамки. Но вообще вы правы.
Почти все рецензии на «Присциллу» называют ее феминистским фильмом. Вы согласны с этим определением?
Я понимаю логику — это все-таки история обретения женщиной индивидуальности, ее освобождения в каком-то роде. Присцилла жила с Элвисом в очень ограниченных условиях, почти в заточении, но нашла в себе силы оторваться от норм своего времени.
Вот это заточение — пусть и в золотых клетках — как будто переживают почти все ваши героини: и Мария-Антуанетта, и героини «Девственниц-самоубийц», и «Трудностей перевода». Почему вам близок этот мотив?
И когда ты работаешь с историческим материалом, ты должен учитывать эти реалии и искать способ передать их не только буквально.
Это ведь во многом фильм о скуке — о том, как героиня ищет, чем себя занять в огромном поместье Элвиса, пока он сам все время находится где-то еще.
Нет, не сказала бы, что именно о скуке. Хотя это кажется абсурдным — совершить столько усилий, чтобы попасть к нему в «Грэйсленд», чтобы в итоге все время проводить одной, не имея возможности ни вести какую-то социальную жизнь, ни даже устроиться на работу. Но, на мой взгляд, это в большей степени кино про изоляцию, в которую Присцилла попадает, когда становится Пресли. Она не то чтобы скучала — я же спрашивала ее саму, чем она занималась, пока его не было, и Присцилла рассказывала мне, как и чем увлекалась. Тут важнее контраст — когда Элвис был дома, было шумно, всегда был включен телевизор и радио, а когда он уезжал, она оказывалась в тишине, и часть нее как будто замирала до его возвращения.
Вы очень наглядно показываете, как Элвис пытался вылепить из Присциллы образ, который, как ему казалось, соответствовал его представлениям о женственности.
Да, он определенно пытался переделать ее в такую идеальную женщину, которую он себе представлял. А она была очень юна и пыталась ему угодить, поддавалась на эти его попытки. Но стоило ей повзрослеть, как она попыталась вырваться и найти саму себя.
Как сама Присцилла восприняла фильм?
Мне кажется, она осталась довольна. Я была счастлива, когда она приехала вместе с нами на премьеру на Венецианский фестиваль — и даже расплакалась от чувств после первого показа. Для меня было важно, чтобы мы сумели правдиво передать ее опыт — ведь хотя мы и советовались с ней по ходу работы, все равно многое из того, что она описывает в книге, мы могли только вообразить, и было страшно ошибиться. Но я рада, что она не увидела в фильме ничего преступного с нашей стороны.
Как много свободы у вас в принципе было, учитывая, что Присцилла выступала исполнительным продюсером фильма?
Она доверилась мне — и дала мне свободу сделать тот фильм, который я и хотела. Когда я написала сценарий, мы, конечно, много его обсуждали. Так что для меня это был новый, прежде незнакомый вызов, — найти баланс между тем, чтобы снять то кино, которое я хотела, и тем, чтобы желания самой Присциллы были учтены. Мне кажется, этот баланс нащупать нам удалось.
Эпоха, во время которой разворачивается «Присцилла», — американские 1950-е и 1960-е — очень богато представлена на киноэкране. Были ли какие-то фильмы, на которые вы ориентировались?
Я, конечно, очень многие фильмы тех лет — и фильмы, снятые позже, но рассказывающие об этих десятилетиях — люблю, но конкретных ориентиров в кино у меня не было. Пытаясь передать дух времени, мы больше опирались на фотографии и на хронику, то есть на документальный материал, а не художественный.
Так что эти эпизоды, пожалуй, можно назвать оммажем его картинам. Конечно, фильмы, которые ты любишь, влияют на твои собственные — просто не всегда так явно. Например, мне всегда нравилось, как Рита Хэйуорт впервые появляется на экране в «Гильде» — и кажется, схожего эффекта я пыталась добиться от первого появления Кэйли Спэни в кадре в роли Присциллы.
Вы уже вовсю работали над «Присциллой», когда Баз Лурман начал снимать вышедшего в прошлом году «Элвиса». Эти новости не застали вас врасплох?
Сначала — да, не буду скрывать. Но когда я разобралась в его замысле и поняла, что его фильм будет сосредоточен на самом Элвисе, на стиле его выступлений и деталях его биографии, то подумала, что для меня это в каком-то смысле подспорье, шанс показать историю именно глазами Присциллы, не отвлекаясь на то, что она видеть лично не могла. К тому же я верила в ее книгу как прекрасный самостоятельный материал для кино. Когда я ее прочитала, то была удивлена тем, как мало на самом деле мы о Присцилле знаем. И это при том, что она была замужем за, возможно, самым известным человеком на планете в тот момент. Я, например, не знала, что, уже живя с Элвисом, она еще ходила в школу. Только представьте себе!
Фильм Лурмана, где тот очень развернуто присутствует, — одна из причин, почему вы ни разу не показываете в «Присцилле» полковника Паркера, продюсера Элвиса?
Не совсем. Я старалась быть верна мемуарам Присциллы, а в них полковник толком не появляется. Она рассказывает пару раз о том, как разговаривала с ним по телефону, и пишет о том, каким его себе воображает, но это совсем незначительные фрагменты ее книги. Поэтому ему толком и не было места в фильме — он все-таки о личной жизни Элвиса, а не о профессиональной.
Это уже второй ваш фильм после «Марии-Антуанетты», который можно назвать биографическим. Вообще, каков ваш подход к байопикам?
В обоих случаях речь о жизнях, которые были куда масштабнее, чем может вместить любое кино. Поэтому, на мой взгляд, главная задача, когда работаешь с биографией, это решить, какие эпизоды жизни человека оставить за кадром, а какие — включить в фильм, при этом пытаясь все же передать на экране ощущение полноты прожитой человеком жизни. Это своеобразная головоломка, пазл, который нужно собрать воедино. К счастью, в случае «Присциллы» мне была доступна сама героиня — и я всегда могла спросить ее, как именно происходили те или иные события или насколько важными они ей кажутся.
Важная часть истории Присциллы — не то чтобы желанное столкновение со славой ее мужа. Вы же, в свою очередь, выросли в семье, которую известность и все, что к ней прилагается, тоже определяла, по сути, с момента вашего рождения. Чувствовали эту параллель?
Не вполне, ведь все-таки Присцилла сделала осознанное — насколько это возможно в подростковом возрасте — решение выйти замуж за знаменитого человека. Когда ты рождаешься в семье известных людей (отец Софии Копполы — режиссер «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола — прим. «Ленты.ру»), это все же другое: выбора у тебя нет. Но, конечно же, я хорошо знаю и видела своими глазами то, как слава заставляет людей чуть иначе вести себя в тех или иных ситуациях, чем если бы ее не было в уравнении.
Фильм «Присцилла: Элвис и я» выходит в российский прокат 25 января