Люди склонны выбирать привычные способы общения и взаимодействия друг с другом. Эти модели поведения принято разделять, используя термин «тип привязанности». Тревожно-избегающий тип привязанности — один из наиболее редких. Человека, для которого характерен именно такой тип, отличают, с одной стороны, мнительность и недоверие к людям, а с другой — острая потребность в близких отношениях. «Лента.ру» рассказывает, как формируется этот тип привязанности и как строить романтические отношения таким партнерам и с таким партнером.
Согласно теории привязанности, разработанной в 1950-х годах психологами Джоном Боулби и Мэри Эйнсворт, то, как родители обращаются с детьми в раннем возрасте, определяет паттерн их дальнейшего поведения и общения с другими людьми уже во взрослости.
Психологи выделили три основных типа привязанности:
Встречается примерно у половины взрослых и считается здоровой привязанностью. Люди с надежным типом привязанности ценят отношения и ставят их в приоритет, но при этом не боятся их потерять и не зацикливаются на их поиске. Другая половина человечества делится на тех, у кого форма привязанности тревожная или избегающая.
Для таких людей характерна постоянная потребность в близости и слиянии с другим человеком. Они бывают очень ревнивы, с трудом переносят разлуку и стараются во всем угодить своему партнеру. При этом иногда тяготятся его компанией и резко реагируют на критику.
Такие люди стремятся к близости, но одновременно боятся ее. Они переживают, что отношения полностью поглотят их, не оставят свободы, заставят отказаться от других важных для них сфер жизни. Для человека с таким типом свойственно добиваться партнера, а потом отстраняться от него вплоть до полного разрыва отношений. Часто такой тип формируется как защитная реакция на общение с холодными отстраненными родителями.
Современные психологи выделяют также тревожно-избегающий тип привязанности, самый сложный. Психолог Валерия Кирякова утверждает, что он встречается примерно у 5-7 процентов людей и на данный момент является наименее изученным из всех. Другие названия такого типа привязанности — дезорганизованный, хаотичный.
Тревожно-избегающий тип привязанности, как следует из названия, одновременно совмещает в себе черты тревожного и избегающего типов.
Для людей с таким типом привязанности характерны подозрительность и недоверие — причем, как к партнеру, так и к себе самому. Они вступают в отношения, потому что хотят любви и близости, но быстро начинают сомневаться в истинных намерениях партнера, придираются к нему без серьезных причин, отдаляются, игнорируют. Эти люди могут резко оборвать отношения, однако, если это захочет сделать их партнер, они постараются удержать его. Они жаждут одобрения и ласки от партнера, но быстро от нее устают и в отношениях часто берут на себя роль капризного ребенка.
Люди с тревожно-избегающим типом привязанности могут быть то ласковыми и любящими, то резкими и отчужденными. Их эмоции могут меняться от грусти до игривой веселости, от сильной тревоги до гнева и ярости. «"Я никому не нужен" — "Нет, мне никто не нужен". Эти состояния, как качели, могут сменяться в течение дня. Людям с тревожно-избегающим типом привязанности особенно страшно в адекватных отношениях, так как они постоянно ждут подвоха. Они привыкли жить в напряжении и им сложно поверить, что близкий человек не хочет причинить им зла», — объясняет в беседе с «Лентой.ру» гештальт-терапевт Карина Германова.
Как и в случаях с другими ненадежными типами привязанности, корни таких реакций уходят в детство.
Валерия Кирякова выделяет следующие факторы, которые могли способствовать формированию такой формы привязанности:
Значимый взрослый (это могут быть и оба родителя) был одновременно и объектом любви, и источником опасности. Поэтому у ребенка сформировалось деструктивное представление о близости.
Большинство черт ненадежных типов привязанности присутствует у человека с детства. При этом он часто даже не отдает себе отчет в том, что в его поведении есть какие-то противоречия. Однако, если строить взаимоотношения с людьми становится сложно, появляется стимул свои реакции менять.
Чтобы скорректировать свои паттерны поведения, следует практиковать так называемую эмоциональную саморегуляцию.
Чтобы определить свой тип привязанности и при необходимости скорректировать его, стоит обратиться к психотерапевту. Терапия гарантирует безопасное пространство, где можно разобрать свои тревоги со специалистом и получить качественную обратную связь.
Построить отношения с человеком с тревожно-избегающим типом привязанности сложно, но реально. Главное, принять его особенности и научиться соблюдать несколько правил:
Кроме того, Германова призывает партнеров, которые находятся в отношениях с людьми, для которых характерен тревожно-избегающий тип привязанности, не забывать заботиться о себе. «Давайте себе возможность выдыхать, говорить с близкими людьми. Выставляйте личные границы», — советует психолог.