Крещенский сочельник — праздник накануне Крещения Господня, которое также называют Богоявлением. Именно в этот день в храмах начинают проводить торжественные богослужения, а также в первый раз освящают воду. «Лента.ру» вспоминает историю праздника, рассказывает его традиции, а также объясняет, что можно и нельзя делать в эту дату.
Крещение Господне — один из главных церковных праздников, который входит в число двунадесятых, то есть 12 важнейших. Этот день посвящен событию, произошедшему при жизни Иисуса: его крещению от рук Иоанна Предтечи. Крещение — непереходящий праздник, он имеет фиксированную дату, которая не меняется. Ежегодно его отмечают 19 января.
Крещенский сочельник — день накануне Крещения, соответственно и его каждый год встречают в одну и ту же дату.
Праздник имеет два названия: Навечерие Богоявления (Навечерие Крещения Господня) или Крещенский сочельник.
Название «сочельник» пошло от слова «сочиво». Это постное блюдо, которое верующие традиционно едят в этот день.
Однако просто сочельником праздник назвать нельзя. Дело в том, что в течение января в России отмечают сразу два сочельника:
Навечерие — это преддверие церковного праздника. А Богоявление — еще одно название Крещения Господня. Получается, что название Навечерие Богоявления (или Навечерие Крещения Господня) означает буквально день перед праздником Крещения.
До V века Рождество и Крещение Христа принято было праздновать в один день — 6 января (19 января по новому стилю). Единый праздник, который тогда существовал, назывался Богоявление (Теофания). Одновременно с этим возник и сочельник — день перед праздником Богоявления.
Однако в 451 году эти торжества разделили: 6 января стали отмечать только Крещение, а Рождество Христово перенесли на 25 декабря. Сочельников тоже стало два — Рождественский и Крещенский, накануне каждого праздника.
Верующие собираются в храмах с самого утра. В Крещенский сочельник совершаются две службы: Часы и Вечерня. На них читают тексты из Писания, посвященные Богоявлению: пророчества, псалмы, евангелия. Утром проводят литургию Василия Великого.
Сразу после литургии начинается Великое освящение воды. Это торжественный процесс, который в течение года совершают только дважды: в Крещенский сочельник, 18 января, и в сам праздник Крещения Господня, 19 января.
После освящения воды прихожане традиционно отправляются крестным ходом к расположенному рядом водоему, чтобы освятить и его.
Воду, которую набирают в храме на Крещение, хранят и используют в течение всего года. По традиции, ее в небольшом объеме пьют натощак, обычно вместе с кусочком просфоры — особого дрожжевого хлеба. При этом верующие читают специальную молитву.
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
В Крещенский сочельник принято соблюдать строгий пост, который длится один день: в сам праздник Крещения ограничений в пище уже нет. Фактически это первый после Рождественского поста день, когда нужно отказываться от некоторой еды, ведь во время Святок поститься тоже не надо.
Меру поста каждый человек определяет индивидуально. Одни верующие полностью отказываются от пищи и пьют только воду, а другие — едят, но лишь постную пищу. Многие держат строгий пост до появления на небе первой вечерней звезды (которую также символизирует выносимая после утренней литургии свеча), а после возвращения домой с богослужения едят сочиво.
При этом перед первой трапезой по традиции пьют немного святой крещенской воды.
Вечером в сочельник люди традиционно собираются на Крещенские купания у специальных прорубей — иорданей. Эта традиция прочно закрепилась у верующих, несмотря на то, что ее нет в церковном уставе.
Считается, что окунаясь три раза в воду, человек как бы закрепляет очищение от грехов. При этом сами купания не являются аналогом крещения или покаяния.
В ночь на Крещение на Руси принято было гадать на суженого. Для этого девушки использовали две иглы: их натирали любым жиром до тех пор, пока вся поверхность им не покроется. Затем иглы опускали в емкость с обычной водой и задавали вопрос о человеке, отношения с которым интересовали.
При этом православная церковь выступает категорически против гаданий, называя их грехом. Считается, что Бог сам откроет человеку все, что ему нужно знать о своем будущем. Если же Бог не показал человеку, что его ждет, значит, ему это знание не нужно.