В онлайн-кинотеатре Premier 18 января выходит острый политический сериал. Снятый при поддержке Института развития интернета «Клипот» рассказывает о молодых оппозиционерах, задумавших совершить теракт. Зачем они на это решились и при чем тут Федор Достоевский, рассказывает «Лента.ру».
Группа молодых людей — будущая элита города и, возможно, даже всей страны — дочь губернатора Катя Томберг (Полина Ауг), художница Черна (Женя Евстигнеева), анархист, антифашист и оппозиционный активист Павел (Олег Гаас), администратор оппозиционных Telegram-каналов Герман (Иван Мулин), а также недавно вернувшийся на родину мажор с престижным зарубежным дипломом Раевский (Евгений Романцов) решают выступить против российской власти в выдуманной Покровской области, убежденные, что региональные силы погрязли в коррупции, лжи и фальши.
Бороться с несправедливостью молодые и горячие решают, организовав подпольную группу под странным названием «Клипот», которая собирает компромат на чиновников. Сражение за правое дело быстро, впрочем, выходит из-под контроля и влечет за собой жуткие последствия. Вот коллективное баловство с ружьем оборачивается неожиданной трагедией, вот на акции протеста против строительства культурного центра на месте завода в полицию летят пивные банки, а вот в службы правоохранительных органов поступает звонок о заложенной в этом самом центре бомбе.
Одного из участников группы задерживают при попытке вылететь в Стамбул, другой укрывается в монастыре, а остальные молодые люди уже трясутся на допросе у силовиков. «У меня дома собирались друзья. Так получилось. Общаемся, говорим о разном, пьем иногда», — испуганно тараторит айтишник Кирнос (Виталийс Семеновс), пока дочка губернатора истерично требует связаться с ее отцом.
«Все персонажи вымышлены, любые совпадения случайны», — утверждает в начале каждого эпизода сериал Сергея Арланова, режиссера культового для российского телеэкрана шоу «Солдаты» и «Спящих-2». При этом «Клипот» оказывается созвучен если не самой реальности (хотя по одним только заголовкам новостей о российском судопроизводстве за последние лет шесть можно найти немало тех самых случайных совпадений), то, безусловно, каким-то из ее пластов в актуальном общественном дискурсе.
Речи, которые звучат с экрана, будто бы перекочевали прямиком из прайм-тайм передач по федеральному телевидению. «У деток все есть, детки хотят изменить мир», — качает головой суровая госпожа следователь Мира (Нина Гогаева). «Какую ересь они несут — новую больницу им построили, новую школу построили, дорогу отремонтировали, а они все равно недовольны», — сокрушается губернатор Томберг (Владимир Селезнев).
С не меньшим пафосом представителям власти возражают и отдельные бунтари. «Задержаны мы за то, что живем в полицейском государстве», — вызывающе бросает следователям Павел. «В этой стране, вязкой как грязь…» — цитирует Илью Кормильцева Раевский, в лексиконе которого также присутствует такое легендарное словосочетание, как «русская хтонь».
Все эти лозунги, прокламации и оброненные фразы-мемы — суть столкновения двух сил, одна из которых пытается овладеть властью, вторая — сохранить ее.
Шоураннеры неспроста обещали, что параллели с классической русской литературой будут видны невооруженным глазом. «Клипот» в своей, пускай незначительной, но все же рефлексии о власти практически цитирует Федора Достоевского, который после издания «Бесов» писал в дневниках о неприятной болезни, пронизывающей все слои общества:
Верно это как для заблудших подростков, так и для наседающих на них силовиков. Но появляется в этом противостоянии и иная сила — религиозная. Бежавший от сообщников Раевский знакомится с послушницей, которая укрывает его в монастыре: «Куда бежишь, от кого бежишь? Не от Боженьки ли?» В этой сюжетной линии (а хронология здесь разорвана и перемешана, аки пазл) сценарист «Фальшивого флага» Дмитрий Петровский и дебютантка Ольга Шведова готовы, кажется, отправить своего персонажа в истинно раскольниковское путешествие — даром что сам Раевский в одной из соседних сцен убеждает своего товарища, не совладавшего с ружьем, что Бога нет, а способность отнять жизнь делает Богом уже этого самого товарища.
Так что не мудрено, чью именно сторону в «Клипоте» занимает эта третья, божественная сила. Достоевский, как известно, — столп русской национальной идеалистической культуры, на котором строится не только этика нового сериала Premier, но доминирующая в публичном пространстве отечественная этика в принципе. Вторым таким столпом — культуры материалистической — является Николай Чернышевский, до своего ареста и помещения в Петропавловскую крепость ведший с будущим автором «Преступления и наказания» весьма интересную полемику.
Полемика эта сводилась в том числе и к важности любви — Достоевский верил в ее исцеляющую силу, в то время как Чернышевский считал любовь лишь результатом, возникающим из согласия интересов, не способным определять путь человека на продолжительный период. Но примечательно, что в записках и произведениях обоих писателей можно нащупать общую нить, связывающую их мировоззрения, — высшую ценность альтруизма, проявляющегося в братстве, товариществе и взаимопомощи. А что такое самопожертвование ради других, как не самое искреннее проявление любви, которая бесконечно сильнее пресловутой конкуренции и борьбы за власть?
По-своему приходят к этой истине и персонажи «Клипота», все беды которых, по версии создателей, — от недостатка любви. Придут к ней, вероятно, и зрители, которые решатся проследить за этой полной страстей историей до финала. А любовь — обязательно — победит.
Сериал «Клипот» выходит в онлайн-кинотеатре Premier 18 января