Культура
00:01, 20 января 2024

«Аквамен и потерянное царство». Чем радует этот нелепый и глупый блокбастер с Джейсоном Момоа?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Аквамен и потерянное царство»

В части российских кинотеатров не вполне легально вышел «Аквамен и потерянное царство» Джеймса Вана — второй фильм о приключениях царя Атлантиды, завершающий текущий этап развития киновселенной DC. «Лента.ру» рассказывает, почему от этой нескладной и глуповатой картины с Джейсоном Момоа все же можно получить настоящее удовольствие.

Обильно татуированный громила с хорошей генетикой, питающийся пивом и чизбургерами Артур Карри (Джейсон Момоа) — балагур, молодой отец и властелин подводного мира. В этом качестве Карри известен под именем Аквамен, и именно генетика приносит ему больше всего проблем. Он спит на заседаниях совета безопасности Атлантиды, из-за чего мать Атланна (Николь Кидман) и отчим Нереус (Дольф Лундгрен) смотрят на царя с некоторой укоризной. У сонливости есть легальное основание — рожденный от супруги Меры (Эмбер Херд) младенец, который уже научился не только писать папе в лицо перед сном, но и разговаривать с рыбами.

Рождение первенца является для Артура легальным основанием проводить больше времени на любимой им суше — в компании старого отца (Темуэра Моррисон), с которым, уложив младенца, можно выпить пинту и поговорить за жизнь. От степенного течения жизни и мыслей о том, что гусарские подвиги в прошлом, Аквамена отвлекает недобитый в прошлом фильме Дэвид Кейн по прозвищу Черная Манта (Яхья Абдул-Матин II). Снедаемый жаждой мести Кейн где-то разыскал черный трезубец, мрачные силы которого могут помочь осуществить задуманное. Кроме того, Черная Манта разогревает атмосферу Земли, так что схватку отложить не получается. Ну а в помощники Карри, посовещавшись с родственниками, берет несостоявшегося хозяина Атлантиды, собственного брата Орма, которого для начала приходится вызволить из песчаной темницы, куда он попал в конце прошлого фильма.

Лучшие фильмы завершенной «Акваменом и потерянным царством» инкарнации киновселенной DC строились вокруг плакатных актерских работ — будь то Бэтмен Бена Аффлека и Роберта Паттинсона, «Джокер» с Хоакином Фениксом или «Чудо-женщина» Галь Гадот. Коммерческой вершиной в этом смысле стал первый «Аквамен» — триумф обаяния Джейсона Момоа, поддержанного парадоксально подобранным актерским ансамблем и режиссурой автора «Пилы» и «Заклятия» Джеймса Вана. После того как картина собрала миллиард долларов в мировом прокате, Момоа, посмеиваясь, говорил, что примет самое активное участие в разработке сиквела, и даже успел придумать сюжет. Производство «Аквамена 2» в итоге постигла участь всех фильмов рубежа десятилетий — пандемия, отсрочки и скандалы. Последнее обстоятельство выглядит веселее всего.

Момоа как лицо проекта на полпути начал травить проигравшую суд Джонни Деппу Эмбер Херд

В итоге ее линию из фильма вырезали, но не полностью, поскольку Мера играет в сюжете не центральную, но все же важную роль. В итоге супруга Аквамена просто молча делает свое дело — плавает, страдает, один раз очень помогает главным героям. То же случилось, кстати, и с родителями Артура Карри. Ярких сцен удостоился только Темуэра Моррисон, с которым Артур в халате пьет за отцов-одиночек. Мама Кидман и отчим Лундгрен обречены в основном грустно наблюдать за приключениями детей и время от времени бурчать что-то ободряющее.

Все это, конечно, совершенно логично. «Аквамен и потерянное царство» — это выполненный немного в ретро-стилистике бенефис Момоа, от которого артист лениво, но безусловно кайфует

Ассистировать в полной мере допущен только Патрик Уилсон, который вообще умеет очень достойно держаться на вторых ролях. Карри и Орм здесь разыгрывают дуэт в динамике Тора и Локи — про это в фильме даже есть специальная шутка. Позволяя себе паразитировать на материале конкурентов из Marvel, Момоа и Ван апеллируют к зрительскому доверию. «Аквамен и потерянное царство» даже не пытается выглядеть настоящим, полноценным фильмом или как-то развивать тонущую киновселенную. Эта картина заранее была заявлена финалом этой инкарнации DC, дальше действовать будет уже Джеймс Ганн, который вроде бы не нуждается в услугах Момоа.

Джейсона это ничуть не расстраивает. Он артист уникальных внешних характеристик и обаяния, который точно не останется совсем уж в стороне от кинопроцесса. В том, как он аранжирует последнее плавание Аквамена, есть и шутовской драйв, и буддистская способность отпустить, чтобы двигаться дальше. Он одинаково хорошо смотрится и на фоне дурной компьютерной графики (подводные сцены, как и в первом фильме, выглядят чудовищно), и в халатике с папой на кухне, и в джунглях, где разворачиваются лучшие эпизоды.

Момоа признавался, что придумывает своих героев, черпая вдохновение в любимых хевиметалических записях. Образ Артура Карри создавался под впечатлением от истошного номера Ticks & Leeches прогрессив-титанов Tool и дебютной пластинки Metallica Kill’em All. Если иметь в виду эти песни (а не только назойливую Born To Be Wild от Steppenwolf, которая здесь звучит за кадром), происходящий на экране бардак наполняется ощущением комфорта. Несколько месяцев назад в сети появилось видео, запечатлевшее Джейсона, прыгающего в мошпите на шоу Metallica, — этот эпизод мог бы служить второму «Аквамену» трейлером.

Это прощальный бенефис Артура Карри, наполненный хаосом, бравадой, угаром и связанной со всем этим веселой опасностью. Причем важно, что все эти эмоции смотрятся абсолютно, подкупающе искренне. Момоа здесь выглядит полноценным наследником великих героев боевиков прошлого — Уиллиса, Шварценеггера и Сталлоне (в этом контексте и присутствие Лундгрена выглядит вполне оправданным). Отсутствие явных актерских способностей он с лихвой компенсирует подлинностью харизмы. И встреча с таким героем даже в дурном фильме вполне может стать настоящим праздником для зрителя. Правда, вынуждены предупредить, что отказаться после удачного просмотра от чизбургера скорее всего не удастся.

Фильм «Аквамен и потерянное царство» (Aquaman and the Lost Kingdom) можно увидеть в некоторых российских кинотеатрах

< Назад в рубрику