Легендарная супермодель 1990-х Кейт Мосс — невысокая девушка с неправильными чертами лица, выросшая на окраине Лондона, — с легкостью потеснила таких звезд мировых подиумов, как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Клаудиа Шиффер и Синди Кроуфорд. Свой первый миллион долларов девушка из обычной семьи заработала в 17 лет, а в 26 была признана самой высокооплачиваемой моделью мира. Однако финансовый успех не стал гарантией счастья: Мосс долгое время боролась с зависимостью и даже чуть не потеряла из-за этого дочь. Как ей удалось стать легендой модельного мира, несмотря на необычную внешность, проблемы с запрещенными веществами и целую череду скандалов, «Лента.ру» рассказывает в новом материале из цикла о непростых судьбах знаменитостей.
16 января Кейт Мосс — одной из самых известных моделей Великобритании и мира — исполнилось 50 лет. Круглую дату она с размахом отпраздновала закрытой вечеринкой в Париже, а затем отправилась на духовный ретрит со своей 21-летней дочерью Лилой и несколькими близкими друзьями на уединенный частный остров.
На острове перед своими гостями именинница предстала в образе посланницы природы — в венке и ожерелье из цветов — и выглядела совершенно умиротворенной.
В последние годы Мосс действительно оставила в прошлом многие вредные привычки и начала вести здоровый образ жизни. Супермодель уже не позволяет себе скандальных выходок и эпатажного поведения, но так было далеко не всегда. На пике карьеры репутация одной из самых известных супермоделей мира была такой, что ведущие модные дома и люксовые бренды иногда после очередного скандала разрывали с ней контракты — и это задолго до появления культуры отмены.
Модельная карьера Кейт Мосс началась совершенно случайно, когда ей было 14 лет. В юности будущая модель была самым обычным худым и угловатым подростком. Из-за отсутствия женственных форм парни ею мало интересовались, что лишь усиливало неуверенность девушки в себе. «Мне никогда не нравилась моя внешность, и комплексов у меня всегда было предостаточно. В школе мальчишки совершенно не замечали меня. Я ужасно страдала из-за своей плоской груди, даже хотела увеличить ее с помощью силикона, но мне все же удалось побороть неуверенность в себе», — вспоминала она о том периоде жизни.
Тогда Мосс даже подумать не могла о карьере манекенщицы, однако все изменилось в 1988 году. В нью-йоркском аэропорту ожидающую посадки на рейс девушку заметила директор модельного агентства Storm Management Сара Дукас и, разглядев в ней что-то особенное, пригласила ее попробовать себя в качестве модели. Мосс опешила от такого предложения, но все же сообщила о нем родным.
Внешность Кейт действительно была далека от стандартов красоты того времени: в те годы супермоделями были исключительно высокие, длинноногие красотки с тонкой талией и пышным бюстом, например, Наоми Кэмпбелл, Эль Макферсон, Клаудиа Шиффер или Синди Кроуфорд. Неудивительно, что Мосс, рост которой составляет всего 168 сантиметров, считала, что у нее попросту нет шансов на успех. Несмотря на все сомнения, девушка все же приняла предложение Дукас — тем более что идей, чем заняться после окончания школы, у нее не было.
Поначалу Мосс снималась в рекламе средства от прыщей, демонстрировала одежду на выставках, участвовала в фотосессиях для небольших печатных изданий и каталогов одежды. Через пару лет после подписания первого контракта она появилась практически раздетой на обложке британского журнала The Face, и неожиданно ее фотографии стали предметом бурного интереса. Автора фотосессии Коринн Дэй обвинили в пропаганде педофилии, анорексии и увидели в ее съемке «героиновый шик».
С того момента карьера Мосс стремительно пошла в гору: ведущие глянцевые журналы хотели поработать с ней, так как она стала олицетворением нового тренда на худобу и андрогинность — сочетания во внешности в равной степени мужских и женских признаков.
Именно на обложке журнала The Face начинающую модель заметил дизайнер Кельвин Кляйн — и сразу же понял, что нашел идеальное лицо для своего бренда.
Для рекламы нижнего белья Calvin Klein Мосс вновь пришлось сниматься практически обнаженной, из-за чего, как говорила впоследствии модель, она чувствовала себя уязвимой и испуганной.
После этой фотосессии тренды на «героиновый шик» и унисекс уже окончательно вошли в мир моды и рекламы. Мосс получила новые контракты и статус модной иконы и встала в один ряд с другими суперзвездами подиума 1990-х годов.
В 2000-м, когда Мосс едва исполнилось 26 лет, она была признана самой высокооплачиваемой моделью в мире, а в 2007-м журнал Time включил ее в список 100 самых влиятельных людей.
Британский публицист Джон Морли, рассуждая о причинах успеха Мосс, предположил, что многие видели себя в ней, девушке невысокого роста с неправильными чертами лица. Как считает публицист, она выглядела обычной девушкой и «выпадала из отчужденности и двуличия мира моды», что и полюбили в ней люди.
В 2000-х годах стандарты моды изменились, но Мосс осталась на плаву. Она продолжала участвовать в дефиле наравне с другими топовыми манекенщицами, в 2002-м, будучи беременной, позировала обнаженной для знаменитого художника Люсьена Фрейда, а в 2005-м стала лицом брендов Chanel и Dior.
Однако плотный рабочий график не мешал модели вести разгульный образ жизни, к которому она привыкла с юности. Постепенно она стала живым воплощением «героинового шика»: курила как паровоз, была завсегдатаем вечеринок, на которых не выпускала из рук бокал с алкоголем, предпочитала ужину наркотики. В кулуарах перешептывались, что увлечение Мосс спиртными напитками зашло так далеко, что она могла с легкостью выпить бокал просекко в восемь утра и бутылку водки за обедом, за что друзья называли ее танком.
Сама манекенщица долгое время эти слухи отрицала, называя их выдумками желтой прессы и происками конкурентов. Однако в сентябре 2005 года, когда в издании Daily Mirror вышла разоблачительная статья «Кокаиновая Кейт», отпираться стало бесполезно. Фотографии, на которых Мосс была запечатлена в момент употребления кокаина, говорили сами за себя. Разразился громкий скандал. Бренды Burberry, Chanel и H&M разорвали с ней рекламные контракты, а марки Rimmel и Vanderbilt стали настаивать на пересмотре договоров. Прекратил многолетнее сотрудничество со своей оскандалившейся музой даже Кельвин Кляйн.
После скандала Мосс улетела в Нью-Йорк. Ее карьера висела на волоске, однако она принесла публичные извинения перед друзьями, родными, коллегами и всеми, «на ком дурно отразилось ее поведение», и каким-то чудом уладила конфликт.
Публичного покаяния модели оказалось достаточно, чтобы избежать обвинений в хранении запрещенных веществ. Общественность тоже быстро забыла о скандале. Спустя примерно год бренды возобновили с ней сотрудничество, а гонорары вновь выросли. И лишь британские журналисты сокрушались и писали: «Кейт Мосс не кинодива, не рок-звезда, не первая леди государства, но ей позволено все и даже больше».
Лишь в 2022 году Кейт рассказала, что после публикации скандальных снимков отец ее трехлетней дочери Лилы Джефферсон Хэк стал претендовать на единоличную опеку, из-за чего она ужасно чувствовала себя и сильно злилась.
По словам модели, если бы не поддержка музыканта Пола Маккартни и его дочери Стеллы, с которой ее связывает тесная дружба, она могла бы лишиться опеки над дочерью.
Связаны с именем Мосс и другие скандалы. Супермодель, выросшая в неблагополучном районе на окраине Лондона, всегда слыла бескомпромиссной и острой на язык. Так, в 2009 году жертвой модели стал ведущий премии «Человек года», неосторожно пошутивший о ее личной жизни. В ответ Мосс в прямом эфире разразилась гневной речью, состоящей в основном из ненормативной лексики.
В 2015 году модель устроила дебош на борту самолета, следовавшего из турецкого курорта Бодрум в Лондон. Причиной конфликта стал отказ бортпроводников принести ей алкоголь. В результате она налила себе спиртное из бутылки, которую пронесла в ручной клади. Очевидцы отметили, что Мосс не вела себя агрессивно и не была сильно пьяна, когда покидала самолет в сопровождении стражей правопорядка, однако оскорбила пилота, который и вызвал полицию.
Скандалами была наполнена и личная жизни супермодели. В 17 лет она закрутила роман с фотографом Марио Сорренти, который и открыл ей двери в мир высокой моды, сняв обнаженной для обложки Vogue. Он же был и первым официальным парнем модели. Сорренти очень ревновал Мосс, а она намеренно провоцировала его на скандалы.
В 1994 году в одном из нью-йоркских пабов Мосс познакомилась с Джонни Деппом. Искра между ними пробежала сразу же, и спустя неделю общие друзья были ошеломлены известием о романе актера и супермодели.
Первое появление пары на публике произвело эффект разорвавшейся бомбы. Их роман, который таблоиды окрестили кокаиновым, продлился четыре года. Голливудский актер и скандальная звезда подиумов отчаянно любили друг друга, вместе пили и принимали наркотики, ссорились и расходились навсегда, а затем мирились и сходились вновь.
Шоу с выяснением отношений они устраивали не только в отелях, но и в ресторанах, поэтому сцены с битьем посуды и последующим бурным примирением могли наблюдать все посетители заведения. Однако Депп и Мосс никогда не обращали внимания на косые взгляды и осуждение. Тогда они не представляли жизни друг без друга, а модель во всех интервью повторяла, что никто не будет любить Деппа сильнее ее.
Их роман закончился так же внезапно, как и начался. Они расстались без публичного объяснения причин, но и по сей день остаются хорошими друзьями.
Даже спустя 20 лет Мосс признает, что любовь к Деппу была самой сильной в ее жизни. Актер же неоднократно заявлял, что скучает по той сумасшедшей страсти, которая была между ними, и не понимает, что заставило их расстаться вместо того, чтобы создать нормальную семью.
После разрыва Мосс отправилась на первую реабилитацию. В частной психиатрической клинике, по официальной версии, она проходила лечение от истощения. Однако ходили слухи, что настоящей причиной был алкоголизм.
Вернувшись из рехаба, Мосс вновь с головой погрузилась в работу и любовные приключения. За короткое время она успела закрутить романы с Леонардо Ди Каприо, Билли Зейном, Энтони Лэнгдоном, Джеком Николсоном. В 2001 году модель познакомилась с издателем журнала Dazed & Confused Джефферсоном Хэком, от которого родила дочь Лилу Грэйс.
Хэк казался полной противоположностью мужчинам, с которыми до этого встречалась Мосс. Однако, когда на нее обрушился шквал критики в прессе за курение во время беременности, мужчина предпочел разорвать отношения и попытался отсудить опеку над общей дочерью, однако это ему не удалось.
После разрыва модель вновь предалась безудержному веселью. В 2005 году на вечеринке в честь собственного дня рождения она встретила фронтмена группы Libertines Пита Доэрти. Музыкант был младше нее на пять лет, но уже успел заработать репутацию наркомана и скандалиста. Их роман начался тоже стремительно, и Мосс, пытаясь вылечить его от наркозависимости, в итоге сама вернулась к пагубным пристрастиям.
В апреле 2007 года Доэрти заявил, что они с Мосс помолвлены. Они даже решили завести ребенка. Чтобы подготовиться к его рождению, пара договорилась соблюдать специальную диету, но как только Доэрти оставался один, он снова возвращался к прежним привычкам. Модель устала это терпеть и, пройдя очередную реабилитацию, рассталась с Доэрти и захотела остепениться.
В 2007 году она встретила гитариста группы The Kills Джейми Хинса, который казался хорошим парнем, ненавидел вечеринки и не был замечен в скандалах. Он считал гламурный мир «абсолютно кретинским» и старался держаться от него подальше.
Спустя четыре года отношений Мосс вышла за музыканта замуж и, казалось, наконец обрела свое счастье. Но и на сей раз что-то пошло не так: в 2015 году стало известно, что они расстались.
Разъехавшись с мужем и пережив преждевременную смерть нескольких друзей от пагубных пристрастий, Мосс прошла курс детоксикации и начала новую главу в жизни, категорически отказавшись от наркотиков и алкоголя. Единственная вредная привычка, с которой она не смогла распрощаться, — это курение.
Официально пара оформила развод в 2016 году. К тому моменту Хинс уже состоял в отношениях с канадской моделью Джессикой Стэм, а Мосс встречалась с фотографом, аристократом по происхождению Николаем фон Бисмарком, который младше ее на 13 лет. В августе 2016 года пара объявила о помолвке, но брак они так и не заключили.
***
В последние годы Мосс гораздо реже снимается для журналов и выходит на подиум в качестве модели. Да и ее имя все реже упоминается в связи со скандалами, а танцам до рассвета она предпочитает ранние подъемы на уединенных ретритах и работу. В последние годы она занимается собственным модельным агентством Kate Moss Agency, благотворительностью и британским Vogue.
Мосс уже девять лет следит за физическим и ментальным здоровьем, много медитирует и правильно питается. Супермодель говорит, что она наконец чувствует себя счастливой и предпочитает наслаждаться жизнью сиюминутно. «Я не оглядываюсь назад. В прошлом я часто рефлексировала, но сейчас мне нравится находиться в настоящем моменте и жить прямо сейчас», — сказала она в одном из редких в последнее время интервью.