Культура
00:01, 23 января 2024

Вышел новый «Настоящий детектив». Почему он ближе других к культовому первому сезону с Макконахи?

Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Кадр: сериал «Настоящий детектив»

На HBO идет четвертый сезон культовой антологии «Настоящий детектив», впервые сменившей шоураннера: вместо ее создателя Ника Пиццолатто сценарием, а заодно и режиссурой криминального триллера с подзаголовком «Страна ночи» занималась мексиканка Исса Лопес, подготовившая собственную интерпретацию вселенского зла и способов ему противостоять. Чем «Страна ночи» радикально отличается от предыдущих частей сериала, а в чем прекрасно их дополняет — рассказывает «Лента.ру».

На небольшой городок Эннис где-то на Аляске опускается полярная ночь — солнца его жители не увидят несколько месяцев. Одновременно происходит событие еще более мрачное: группа ученых с засекреченной станции неподалеку от населенного пункта пропадает без вести. На базе нет никаких следов борьбы, только отрезанный язык, лежащий на полу. Расследование падает на плечи шефа полиции Лиз Дэнверс (Джоди Фостер). Суровая мать-одиночка обнаруживает, что исчезновение связано с давним убийством коренной жительницы региона. В напарницы к Лиз навязывается ее коллега Евангелина Наварро (Кали Реис), которую старое неразгаданное дело никак не отпускает.

«Настоящий детектив» десятилетие назад положил начало новой волне престижных сериалов-антологий

Первая его часть моментально стала культовой: разворачивающаяся в рамках одного сезона детективная история с налетом мистики, звезды с большого экрана в главных ролях, попытка объять необъятное в качестве главной, пронизывающей все повествование темы — описать зло на Земле в его мрачных современных проявлениях. Все это не просто выделяло шоу на фоне конкурентов, но заставляло зрителей увериться в том, что у детектива-пьяницы Раста Коула в непревзойденном исполнении Мэттью Макконахи есть ответы на вопросы чуть ли не всего сущего.

Возможно, именно потеря этой магии во второй части вызвала столько критики — в новом сезоне с Колином Фарреллом и Рэйчел Макадамс Пиццолатто решил сконцентрироваться на зле бытовом, насущном, не скрытым покровом таинства. И как раз эту утерянную мистерию, ясно уже из первых вышедших серий «Страны ночи», усиленно пытается воссоздать Лопес — но уже совсем в иных, мрачных ледяных декорациях, которые будто оглашают и резкий гендерный переворот «Настоящего детектива». Мексиканка бьет сразу изо всех орудий: тут и босоногий призрак, и странно прорисованные белые медведи, и беседы с усопшими, и таинственные оккультные символы, и разглагольствования о древнем зле. И, что примечательно, никакой нарушенной хронологии.

Пиццолатто неспроста отступил с позиции шоураннера на пост исполнительного продюсера, передав бразды малоизвестной сценаристке, в фильмографии которой мистические триллеры стоят бок о бок с феминистскими мелодрамами. Лопес здесь продолжает уже заданный автором «Настоящего детектива» и проведенный им через все три сезона диалог о маскулинности. Только теперь в центре внимания и на сильных, силовых позициях находятся исключительно женщины.

По словам самой сценаристки, емко описавшей свой вклад в творчество Пиццолатто, там, где «Настоящий детектив» потен и мужественен, ее «Ночная страна» холодна, темна и женственна

Джоди Фостер здесь не столько возвращается к роли Клариссы Старлинг из «Молчания ягнят», сколько отыгрывает более жесткую и абьюзивную версию герини Кейт Уинслет в недавнем хите «Мейр из Исттауна». Многие же второстепенные персонажи будто и вовсе переехали в Эннис из Твин Пикса. Аллюзии на легендарный мистический детектив Дэвида Линча и Марка Фроста видятся еще и из-за того, что Лопес с такой же тщательностью прописывает детали быта и отношений жителей северного городка. Только вместо уютного населенного пункта на северо-западе штата Вашингтон у нее выходит клаустрофобное пространство, сжимающееся все сильнее под давлением смертоносной и неприветливой окружающей среды.

Все потому, что в первую очередь «Ночная страна» остается безоговорочной наследницей «Настоящего детектива»

И дело не только в разбросанных по сериалу пасхалках, отсылающих к культовому сезону с Макконахи. Как и предыдущие работы Пиццолатто, четвертая часть переполнена чрезмерным пафосом и будто бы так же продолжает продвигать идею о том, что за всей творящейся в Соединенных Штатах жутью — что с ритуальными расправами над проститутками, что с украденными детьми, что, теперь, с охотой на коренных американок — кроется куда более глубинный, лавкрафтовский в своей сути ужас, одновременно отталкивающий и притягивающий, поскольку сулит приоткрыть тайну всего мироздания.

Лучшей иллюстрацией этого пафоса всегда оставались реплики персонажей шоу. Раст Коул сравнивал время с плоским кругом и обещал монстров в конце каждого сна, а «Страна ночи» нагоняет страху фразами вроде «Это долгая ночь. Даже мертвым становится скучно» или «Мир стареет, а Эннис — место, где вселенская материя трещит по швам». А то и вовсе действует бессловесно — через хореографически выверенные сцены с беснующимися призраками, отчаянно занимающимися сексом живыми, а также со статичными, вмерзшими в глыбы льда телами.

В первом сезоне Пиццолатто сталкивал Коула с вышеупомянутым ужасом буквально. Во втором этот ужас отражался уже в самих главных героях. В третьем шоураннер и вовсе давал понять, что американская действительность целиком отравлена ядом жуткой расовой истории. Уже по первым эпизодам «Страны ночи» очевидно, что Лопес продолжает последовательно развивать задумку создателя культовой криминальной антологии, однако к какому итогу она придет, судить пока преждевременно. Резкие изменения в структуре сериала уже вызвали негодование поклонников; но чтобы узнать, сыграет ли эта весьма смелая ставка, стоит все же проследить до финала.

Сериал «Настоящий детектив: Страна ночи» выходит на HBO, в «Амедиатеке» и Okko

< Назад в рубрику