Культура
00:01, 26 января 2024

«Присцилла: Элвис и я» София Коппола сняла фильм о жене короля рок-н-ролла. Почему его надо смотреть всем?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Присцилла: Элвис и я»

В прокате фильм Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я» о непростых отношениях короля рок-н-ролла с единственной женой, поставленный по мемуарам героини. О том, почему феминистская ревизия великого рок-н-ролльного мифа не удалась автору «Трудностей перевода», читайте в материале «Ленты.ру».

1958 год. Проживающая в послевоенной Германии школьница Присцилла Болье (Кейли Спейни) получает приглашение на вечеринку, где обещано присутствие проходящего службу в Берлине Элвиса Пресли (Джейкоб Элорди). Молодые люди немедленно влюбляются друг в друга. Так начинается долгий роман, который продолжается и после демобилизации, когда не закончившая школу Присцилла с трепетом в сердце переезжает в дом Пресли. Связь Элвиса и Присциллы продлится 14 лет и подарит королю рок-н-ролла единственную дочь Лизу Мари. Вскоре после ее рождения, не выдержав слухов о бесконечных изменах и равнодушия слетающего с катушек супруга, Присцилла подаст на развод.

Новый фильм Софии Копполы начинается с крупного плана босых женских ступней, медленно ступающих по ковру нежно-розового оттенка. И самое удивительное заключается в том, что это самый эротичный кадр «Присциллы». Да, в фильме, где одно из двух центральных мест занимает король рок-н-ролла Элвис Пресли, человек, чьи песни и танцы до сих пор способны свести с ума, совсем нет секса.

Свои чувства Элвис и Присцилла выражают детскими ролевыми играми, объятиями и целомудренными поцелуями — на этом все. В какой момент герои предприняли необходимые для рождения дочери Лизы Мари действия, совершенно непонятно

Впрочем, изображение страсти (или страстей) никогда не входило в сферу интересов Софии. Неслучайно ведь ее полнометражный дебют назывался «Девственницы-самоубийцы». Ее художественная палитра всегда состояла из акварельных красок, которыми написаны лучшие картины Копполы-младшей — «Трудности перевода» и «Где-то». Оба фильма деликатно и остроумно обыгрывали два ключевых для режиссера мотива — одиночество и тонкости отношений с отцовской фигурой. И то, и другое по-человечески совершенно понятно. Еще одна важная для Копполы тема — это радиация популярности, которой подвержены люди, оказавшиеся на орбите звезды. Про нее отчасти рассказывалось в «Где-то», «Марии-Антуанетте» и «Элитном обществе», ей во многом посвящена и «Присцилла».

Добавленное в русском переводе к лаконичному названию «Элвис и я» — отсылка к заглавию автобиографии Присциллы Пресли. Эта книга сильно нашумела в восьмидесятых и даже была экранизирована на телевидении в 1988-м. Мемуары получились откровенными, полными деталей и увлекательных историй — например, про роман супруги короля с учителем танцев. Еще один интересный факт: Присцилла была девственницей на момент брака — роман к тому моменту длился уже восемь лет. Инициатором свадьбы, кстати, был менеджер Элвиса Том Паркер по прозвищу Полковник, который в фильме Копполы не появляется вовсе. Нет здесь и многого другого. Ничего неизвестно, скажем, о годах, предшествовавших знакомству Присциллы Болье с Пресли в сентябре 1959-го. Там хватает интересного — достаточно того факта, что биологическим отцом был Джеймс Вагнер, а не вырастивший ее Пол Болье.

Работая над сценарием, Коппола очевидно пыталась избавить героиню от тянущегося за ней шлейфа анекдотов, однако перестаралась и очистила Присциллу от характера или хотя бы каких-нибудь его предпосылок

Желание показать Элвиса как токсичного инфантила, годами изводившего заключенную в золотую клетку возлюбленную, вполне понятно и во многом оправдано с точки зрения современной общественной повестки. Пресли был сложной, колоссальной фигурой, в которой было много неприятного, невыносимого, архаичного. Без этих качеств он, по всей вероятности, не стал бы тем, кем стал, и не закончил свою жизнь так рано. В конце концов, королевский титул с него до сих пор так никто и не снял, а монархия это, мягко говоря, несколько устаревшая конструкция. Однако Коппола предпочла взять на эту роль смазливого, но совершенно лишенного пластичности (попросту говоря, деревянного) Джейкоба Элорди. Возможно, с анемичным образом, прописанным в сценарии, справился бы кто-то вроде молодого Алена Делона или, скажем, Энтони Хопкинса. Внешне привлекательный Элорди же похож здесь на надоедливую моль, а отсутствие в фильме собственно песен Пресли подписывает образу приговор. Работа Кейли Спейни, впрочем, несильно лучше — просто потому, что ей совершенно нечего играть.

«Присцилла» вполне могла бы стать феминистской ревизией забронзовевшего образа Пресли, вывести на первый план его жену, рассказать ее биографию как историю незаурядной женщины в невероятных обстоятельствах. Однако главная ловушка, пропущенная Копполой, заключается в том, что фильм точно так же, как и читатели таблоидов шестидесятых, совершенно не интересуется героиней самой по себе. Присцилла в новом киновоплощении — это вновь всего лишь приложение к прославленному мужу. Мы не знаем ничего о ее жизни до встречи с королем и прощаемся, едва она успевает в последний раз выехать за ворота под звуки I Will Always Love You.

«Присцилла: Элвис и я» составляет непреднамеренную динамическую пару с другим фильмом о Пресли — позапрошлогодним «Элвисом» База Лурмана. Если Коппола на сей раз переборщила, разбавляя свои нежные краски водой, то Лурман, напротив, действовал в отточенной китчевой эстетике, которая куда привычнее в рассказе о яркой жизни героя. В общем зачете несовершенный, энергичный «Элвис» безусловно выигрывает. Однако оба фильма все же недотягивают до исчерпывающего высказывания об обстоятельствах жизни одной из крупнейших фигур XX века. «Присцилла», пожалуй, не стоит двух часов жизни, но все же наводит на мысль о том, что Пресли и спустя без малого полвека после смерти будоражит сильнее большинства последователей. А значит, рано или поздно дождется и достойного жизнеописания на экране.

Фильм «Присцилла: Элвис и я» вышел в российский прокат

< Назад в рубрику