Силовые структуры
00:01, 26 января 2024

Убийцу военкора Татарского посадили на 27 лет. Почему она получила самое суровое наказание для женщины в истории России?

Суд дал 27 лет лишения свободы Дарье Треповой, устроившей теракт в Петербурге
Илона Палей (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

2-й Западный окружной военный суд вынес приговор по делу россиянки Дарьи Треповой (внесена в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга), которую обвиняли в совершении теракта в кафе на Университетской набережной Санкт-Петербурга 2 апреля минувшего года. В результате взрыва погиб известный военный журналист Владлен Татарский (настоящее имя — Максим Фомин). Трепова признала вину лишь частично, утверждая, что ее использовал втемную куратор с Украины и она не знала о готовящемся теракте. Тем не менее суд все равно приговорил ее к 27 годам колонии общего режима — в истории России это самый длительный срок заключения, назначенный женщине. Историю громкого уголовного дела Дарьи Треповой, в котором теперь поставлена точка, вспомнила «Лента.ру».

2 апреля 2023 год, Санкт-Петербург. Девушка на каблуках и в тренче с коробкой в руках идет по Университетской набережной. Ее цель — кафе Street Food Bar №1, где уже собрались участники творческого вечера Владлена Татарского. На входе она представляется поклонницей творчества военкора, художницей Настей, хотя ее настоящее имя — Дарья Трепова.

Охранники пропускают девушку внутрь, однако просят ее оставить коробку при входе — из соображений безопасности. Во время встречи Настя говорит Владлену, что принесла для него подарок, и тот разрешает его передать. В коробке оказывается позолоченный бюст Татарского. Владлен принимает презент, благодарит Настю и предлагает ей присесть возле него в первом ряду. Но девушка вежливо отказывается и отправляется на свое место в глубине зала. Через пару минут в кафе происходит взрыв, ставший роковым для военкора.

***

«Настю» Владлен Татарский знал лично: девушка несколько раз ходила на творческие вечера военкора, вступала с ним в диалог и передавала открытки. Это подтверждает и видео, снятое за несколько минут до взрыва: военкор называл девушку по имени и приглашал сесть рядом с ним.

В результате взрыва Владлен Татарский, который находился около бюста, погиб. Ранения получили более 50 человек — участники встречи и случайные прохожие, которых зацепило осколками от сработавшего взрывного устройства.

Сама Дарья Трепова была контужена — по некоторым данным, она плохо слышала и с трудом ориентировалась в пространстве, однако смогла выйти из кафе и добраться до съемной квартиры. Там девушка переоделась, обрезала волосы и в новом образе поспешила скрыться из района преступления. Однако ее личность оперативники установили по горячим следам.

«Без нотки жалости к себе»

Дарья Трепова родилась в Санкт-Петербурге, хорошо училась в школе, сдала на сто баллов ЕГЭ по русскому языку и поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на медицинский факультет. Однако со временем Трепова бросила учебу и пошла работать, но при этом, по словам ее знакомых, жила скромно.

Отец Дарьи скончался, когда она училась в старших классах. Мать Треповой вскоре нашла нового мужчину и на момент совершения теракта находилась в декрете. Сама же Дарья вступила в брак с членом Либертарианской партии России (ЛПР) Дмитрием Рыловым: вместе они посещали встречи оппозиционеров и участвовали в уличных акциях.

Известно, что супругов несколько раз задерживали — на митингах в поддержку Алексея Навального (включен в список террористов и экстремистов; учрежденный им ФБК включен Минюстом в реестр иноагентов, признан экстремистской, а также нежелательной организацией и запрещен в России) и против специальной военной операции (СВО) на Украине.

В феврале 2022 года Трепову также арестовали на десять суток за организацию несогласованной акции с нарушением санитарных норм. После того как в России осенью 2022 года объявили частичную мобилизацию, Рылов уехал из страны — за ним последовала и Дарья. Около полугода она прожила в Грузии, однако вскоре вернулась из-за проблем с деньгами.

Судя по постам Треповой в ее аккаунте в соцсети X (бывший Twitter), в то время ее не раз посещали суицидальные мысли.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Трепова устроилась в магазин одежды, однако проработала там недолго — за несколько месяцев до теракта она уволилась и уехала в Москву. Коллеги характеризовали ее как спокойную девушку, которая создавала о себе приятное впечатление.

О том, зачем она уехала в столицу, никто не знал. Но знакомые Дарьи отмечали, что в России она стала чувствовать себя более свободно в финансовом плане, чем раньше.

«Меня использовали»

В Москве Трепова арендовала квартиру недалеко от станции метро «Медведково» и открыла ИП с основным видом деятельности «Розничная торговля по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет». Друзьям она призналась, что нашла работу у украинских журналистов — те давали ей задания и платили за них деньги.

По словам Треповой, по большей части ее работа сводилась к передаче посылок. 31 марта 2023 года ради очередного такого задания она и поехала в родной Санкт-Петербург, где сняла квартиру на 4-й линии Васильевского острова — в 800 метрах от кафе, где на 2 апреля был запланирован творческий вечер Владлена Татарского.

Подруге Трепова рассказала, что приехала по работе и скоро отправится в Турцию, а после — на Украину

На 3 апреля у нее уже были куплены билеты в Узбекистан, однако в аэропорт она так и не приехала. После взрыва в кафе Street Food Bar №1 Дарью объявили в розыск, а в ее доме прошли обыски.

Как рассказали соседи Треповой, сотрудники правоохранительных органов проверили в доме каждую квартиру и собрали паспортные данные всех его жильцов. Кроме того, были проверены квартиры друзей и знакомых девушки, в том числе друга ее мужа Дмитрия Касинцева — именно у него в шкафу и спряталась Трепова, когда в дверь постучали силовики.

Касинцев не выдал Дарью: он дважды заявил сотрудникам Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, что находится в квартире один. Однако на следующее утро, около 11:00 3 апреля, оперативники вернулись к молодому человеку и нашли девушку под простыней. Та сразу же стала отрицать свою причастность к теракту в кафе.

«Она просто расходный материал»

Первый допрос Дарьи Треповой после задержания длился девять часов: на нем она рассказала, что принесла на встречу с Татарским бюст, однако не знала о взрывчатке внутри. Впрочем, первоначально сотрудники правоохранительных органов не исключали, что девушку могли использовать втемную и не сообщить ей о готовящемся теракте.

Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов в разговоре с «Лентой.ру» отметил, что ряд внутренних убеждений и внушаемость Дарьи сделали ее идеальным вариантом для исполнения преступления.

К тому же, по словам бывшего руководителя антитеррористического подразделения ФСБ Александра Гусака, взрывной механизм, который был заложен в позолоченном бюсте, мог собрать только опытный взрывотехник.

Между тем уже 3 апреля, в день задержания Треповой, Национальный антитеррористический комитет (НАК) подтвердил, что операция по убийству военкора Татарского была подготовлена и тщательно спланирована украинскими спецслужбами. Они привлекли агентов, сотрудничавших с Фондом борьбы с коррупцией (включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, признан экстремистской организацией и запрещен в России).

Имена организаторов теракта в Санкт-Петербурге назвал хакер из Донецкой народной республики (ДНР) с псевдонимом Джокер. По его данным от источников в Минобороны Украины, за преступлением стояло Главное управление разведки (ГУР) Минобороны Украины.

В то же время власти Украины отрицали свою причастность к организации подрыва Татарского. Ответственность за него взяла на себя «Национальная республиканская армия», диверсанты которой также подозреваются в убийстве журналистки Дарьи Дугиной, которую взорвали в ее машине 20 августа 2022 года.

Смертельная «стажировка»

Трепова на допросах рассказала о своем украинском кураторе — журналисте Романе Попкове (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Тот заметил девушку на одном из митингов против проведения СВО и предложил обменяться контактами.

В переписке Трепова рассказала журналисту, что хочет, как и он, переехать на Украину — и мужчина пообещал ей помочь. Он предложил Дарье работу редактором медиаресурса в Киеве, однако перед этим обязал пройти «стажировку» и доказать, что та умеет бороться с «российской пропагандой».

Сначала, как рассказывала обвиняемая, это были небольшие поручения, однако вскоре Попков связал ее со знакомым по кличке Гештальт. Тот и поручил Треповой передать Владлену Татарскому бюст — якобы с микрофоном и трекером. Но для этого требовалось внедриться в круг приближенных военкора под видом патриотически настроенной художницы-скульптора.

Трепову снабдили фальшивым водительским удостоверением на имя Анастасии — реальной студентки академии Репина — и для правдоподобности завели ей в одном из мессенджеров канал о литературе и искусстве. В нем Трепова 12 февраля рассказала, что «по счастливому стечению обстоятельств» попала на встречу с Владленом Татарским в Омске.

После этого Дарья стала активно привлекать внимание военкора, отмечая Татарского и его каналы в своих постах.

3 марта 2023 года Трепова отправилась в книжный магазин «Листва» в Москве, который сотрудничал с Владленом Татарским. Там она представилась Настей и показала открытки, которые предложила продавать, а вырученные средства направлять в гуманитарный проект магазина.

28 марта Трепова все под той же легендой пришла на встречу с Татарским в Российский новый университет в Москве. А спустя пять дней — в петербургское кафе Street Food Bar №1.

«Послали с бомбой на смерть»

Заминированный бюст Дарья Трепова получила через посредника еще 8 марта. По данным следствия, его передал гражданин Украины, член украинской диверсионно-террористической группы 36-летний Юрий Денисов (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга).

Мужчина вырос в Мариуполе, а затем вместе с отцом отправился в Россию на заработки. Около года они прожили во Владимире, после чего Юрий уехал в Киев. В феврале 2023 года Денисов приехал оттуда в Москву через Латвию и поселился в арендованной квартире рядом с домом Владлена Татарского.

На протяжении двух месяцев диверсант собирал информацию о военкоре, а накануне теракта ездил на могилу своего отца во Владимир. Сразу после взрыва в кафе Street Food Bar №1 он вылетел в Турцию транзитом через Армению. Знакомая экс-жены Денисова рассказала, что он часто вступал в конфликты, ни с кем не дружил и в целом общаться с ним было неприятно.

Следствие установило, что в полость гипсового бюста, который Денисов передал Треповой, был залит пластит и вставлен взрыватель. Активатор сдерживал магнит, однако утром Дарья сняла его, что позволило украинским агентам дистанционно активировать бомбу.

Накануне кураторы попросили Трепову установить на телефон программу родительского контроля, с помощью которой получили доступ к камере и микрофону на ее смартфоне. Так они следили за обстановкой на встрече военкора и решали, когда привести в действие взрывное устройство.

В 18:11 кураторы активировали взрывное устройство с помощью телефонного звонка с эстонского номера. Мощность взрыва составила около 200 граммов в тротиловом эквиваленте. За подготовку теракта Треповой перечислили 195 тысяч рублей на криптокошелек, а также купили те самые билеты в Узбекистан.

«Ситуация неотвратимого наказания»

3 апреля, в день задержания, Дарью Трепову обвинили в убийстве, совершенном общеопасным способом. Однако на следующий день обвинение переквалифицировали на пункт «б» части 3 статьи 205 («Террористический акт, совершенный организованной группой, повлекший умышленное причинение смерти человеку») УК РФ.

Кроме того, Трепову обвинили по части 4 статьи 222.1 («Незаконное ношение взрывчатых устройств, совершенное организованной группой») УК РФ. Ее поместили в двухместную камеру столичного СИЗО «Лефортово», отличительной особенностью которого является предельная изоляция.

Адвокатом Треповой стал Даниил Берман, к которому обратились ее родные. Он защищает обвиняемого в госизмене журналиста газеты The Wall Street Journal Эвана Гершковича, а также представлял интересы редактора Первого канала Марии Овсянниковой и помогал задержанным после акций протеста в поддержку журналиста Ивана Голунова.

Спустя меньше недели после задержания, 8 апреля 2023 года, Дарья Трепова начала сотрудничать со следствием.

Уличенная полиграфом

28 апреля Росфинмониторинг внес Дарью Трепову и Юрия Денисова в список террористов и экстремистов. Спустя три месяца, 25 июля, следователи предъявили Треповой окончательное обвинение, добавив к статьям о теракте и незаконном обороте взрывных устройств статью 327 («Использование поддельных документов») УК РФ.

Судебная экспертиза показала, что Трепова осознавала опасность и последствия своих действий, хотя и имела определенные проблемы с психикой. Специалисты отметили у Треповой повышенную чувствительность, тревожность, мнительность и ранимость, а также стремление к ярким эмоциональным переживаниям при неустойчивой самооценке.

В конце лета Трепову этапировали в петербургский изолятор центрального подчинения. 15 ноября тройка военных судей приступила к слушанию дела о теракте в кафе Street Food Bar №1 — в нем оказалось больше 60 томов. Подсудимая говорила, что сожалеет о произошедшем, и настаивала, что не хотела убивать военкора.

По ее словам, познакомившись с Владленом Татарским, она увидела добродушного и искреннего человека, а в момент взрыва военкор и вовсе спас ее, закрыв собой. Однако детектор лжи поставил заявления Треповой под сомнения. Во время исследования на полиграфе показатели состояния девушки резко менялись при вопросе о наличии взрывчатки внутри бюста.

Следствие установило, что преступная группа, созданная на Украине, выбрала военкора Татарского как цель и теракт в общественном месте как способ для большего резонанса. В марте 2022 года в одной из соцсетей они вовлекли в свои ряды Трепову, которая знала о целях создания группы.

Как считают в СКР, то, что Трепова знала еще и о взрывчатке в бюсте, подтвердила ее переписка со знакомой, где Дарья допускала свою гибель после встречи с Татарским, следы взрывчатого вещества в арендованной ею квартире и другие доказательства.

Рекордный срок

По словам председателя Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина, в ходе расследования дела о теракте в Санкт-Петербурге следователи допросили около 400 человек, а 85 были признаны потерпевшими по делу. Часть из них потребовала взыскать с девушки и ее укрывателя Касинцева свыше 50 миллионов рублей в качестве компенсации.

Самый большой иск — на 15 миллионов рублей — был подан матерью военкора Татарского. Во время суда Трепова заявила, что вне зависимости от решения суда постарается возместить вред в частном порядке. Она также заявила, что не оказала помощь пострадавшим, так как испугалась и спасала свою жизнь.

Прокурор запросил для Дарьи Треповой 28 лет лишения свободы и штраф в 800 тысяч рублей. Приговор 2-го Западного окружного военного суда, оглашенный 25 января, оказался чуть мягче — обвиняемую, признанную виновной по трем статьям УК РФ, приговорили к 27 годам лишения свободы и штрафу в 600 тысяч рублей.

Этот срок стал самым большим для женщины в истории России. Кроме того, суд удовлетворил гражданские иски потерпевших к Треповой на общую сумму почти в 16,5 миллиона рублей. Второй фигурант дела, Дмитрий Касинцев, который спрятал Трепову в своей квартире после теракта, получил 1 год и 9 месяцев колонии общего режима по статье 316 («Укрывательство») УК РФ.

Сообщники осужденной, Роман Попков и Юрий Денисов, были объявлены в розыск и находятся в нем до сих пор.

***

Сразу после оглашения приговора Дарье Треповой ее защитник Даниил Берман заявил о том, что намерен обжаловать вердикт суда. По мнению адвоката, для столь сурового приговора нет оснований даже в том случае, если Трепова действительно виновна. Между тем на протяжении всего заседания с лица обвиняемой не сходила странная улыбка.

Это не осталось без внимания журналистов — и адвокат Берман пояснил, что Трепова улыбалась от страха. Он также напомнил, что у его подзащитной диагностированы биполярное и смешанное расстройство личности, поэтому ее реакция на происходящее может отличаться от реакции обычного человека.

< Назад в рубрику