В последние годы правительства среднеазиатских государств всерьез задумались о внешнем облике и имидже своих стран. Чтобы привлечь как можно больше инвестиций (прежде всего из западных стран), им нужно избавиться от репутации государств третьего мира, показав свою открытость к инновациям. Правда, способ для этого был выбран весьма неожиданный. По всему региону государства инвестируют в мегапроекты, призванные превратить засушливые пустыни в умные города будущего. Удастся ли их реализовать и заселить новые мегаполисы — разбиралась «Лента.ру».
Пожалуй, самым амбициозным проектом стало строительство города Аркадаг в Туркмении. В переводе с туркменского это слово означает «покровитель», в президентство второго главы государства Гурбангулы Бердымухамедова оно использовалась как его официальный и самый распространенный титул.
Идея строительства города принадлежала самому Гурбангулы Бердымухамедову. В 2018 году он выбрал место в 30 километрах от столицы страны, Ашхабада, для постройки города будущего. Президент постоянно приезжал на стройплощадки, общался с рабочими, утверждал мельчайшие детали оформления зданий и городской инфраструктуры: в том числе лично решал, каким будет дизайн скамеек, урн для мусора, канализационных люков, светофоров и многого другого.
Имя самого Гурбангулы Бердымухамедова присвоили детскому оздоровительному центру и монументу искусства в центральном парке. В честь двоюродного деда бывшего президента назвали Международную академию коневодства, в честь деда — педагогическое училище.
Город должен был показать достижения Туркмении, идущей в ногу со временем. В нем анонсировали использование интеллектуальной транспортной системы, которая контролировала бы потоки траффика с помощью повсеместно внедренного видеонаблюдения. Многоквартирные дома города оснастили технологиями умного дома, которые позволяют жителям отслеживать потребление коммунальных услуг с помощью смартфонов и планшетов.
Когда город открывал нынешний президент Сердар Бердымухамедов, сын Гурбангулы Бердымухамедова, строители показывали ему, как буквально любые действия в квартире можно автоматизировано выполнять с помощью специальных приложений. Общественный транспорт и службы такси в городе оснастили электромобилями. Для сохранения окружающей среды установлены солнечные батареи, организован сбор и очистка дождевых вод, проложены велосипедные дорожки и специальные тактильные тропинки для слабовидящих.
Слишком много ограничений существует в городе. В частности, частные автомобили не допускаются в город и вместо этого должны быть припаркованы на границах, откуда жители могут сесть на общественный транспорт. Кроме того, там нет промышленных предприятий, а значит, есть сложности с работой.
Сейчас идет второй этап строительства, на который планируется потратить более 5 миллиардов долларов.
Несмотря на огромные усилия, до создания новой столицы, где будут проживать элита туркменской бюрократии и обсуживающие ее работники из сферы услуг, еще далеко.
Не менее амбициозен киргизский проект строительства города Асман (в переводе с киргизского это означает «небо») на берегу Иссык-Куля, о котором еще в начале своего президентства заявил Садыр Жапаров. Затраты на проект оцениваются в 20 миллиардов долларов, это почти в 14 раз превышает годовой объем всех инвестиций в основной капитал в республике.
Но Садыр Жапаров сразу оговорился, что участие государства в проекте минимальное. Первым инвестором проекта стала корейская компания Promise Land. Вложить корейцы обещали пока только миллиард долларов с перспективой увеличения этой суммы до десяти миллиардов.
Согласно проекту, площадь города составит более четырех тысяч гектаров.
Он будет состоять из четырех секторов: «умного», коммерческого, спортивного и развлекательного. Ожидается, что все отходы в Асмане будут перерабатываться. Предполагается также использовать возобновляемые источники энергии и электротранспорт.
Однако практически сразу же начались проблемы. За неполные полгода после объявления о строительстве Асмана в дирекции города сменилось три руководителя. На одного из них, Тимура Фазиева, в мае 2021 года возбудили уголовное дело. Он подозревался в соучастии в коррупции при получении земельных участков на территории Бишкека, а также в незаконном строительстве.
Местные эксперты в целом сомневаются в необходимости реализации подобного проекта. По их мнению, появление крупного города может серьезно навредить экологии региона, да и вопрос занятости населения Асмана остается открытым. Туристический сезон на Иссык-Куле длится максимум четыре месяца, а развитие любой промышленности поставит крест на самой идее экологичности города.
Строительство началось лишь в конце июня 2023 года. Когда оно завершится и на какие средства — до сих пор неясно.
Совсем иные задачи стоят перед строительством Нового Ташкента в Узбекистане. Задача проекта — разгрузить столицу страны и создать для нее комфортный город-спутник. Однако власти подчеркивают, что обновится и старый Ташкент. Согласно плану, расположенный на территории 20 000 гектаров, Новый Ташкент станет центром социальной, административной, деловой и культурной жизни столицы.
В рамках строительства Нового Ташкента правительство планирует создать условия для проживания 1 миллиона человек с обеспечением соответствующей инфраструктуры. По словам главы дирекции строительства Давронжона Адилова, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев «желает увидеть город, тесно коммуницирующий с природой и сближающий общественность на основе наших старых традиций и обычаев». Поэтому, несмотря на то что проектом занималась британская фирма, он был адаптирован узбекистанскими архитекторами.
Компании из Германии, Южной Кореи и Турции занимались транспортно-логистическими вопросами. Ставка делается на то, что жителям Нового Ташкента не нужно будет пользоваться личным автотранспортом для того, чтобы добраться до старых районов столицы, они смогут сделать это на метро.
В административном центре расположатся государственные ведомства, университет Нового Узбекистана, библиотека, исторический музей, дворцы культуры, а также планируется создать деловой и инновационный кварталы, кластеры образования, медицины и туризма. Власти рассчитывают, что с помощью масштабных программ озеленения климат города сможет приблизиться к субтропическому.
Немало внимания решили уделить и экологии. Впервые в регионе будет возведена станция тригенерации, способная производить электроэнергию, обеспечивать отопление зданий в холодное время года и осуществлять охлаждение в летний период, а сточные воды после очистки направят на промышленные и оросительные нужды.
Для обеспечения занятости населения власти хотят создать 200 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест на базе инновационных технологий. Для этого в Новом Ташкенте появятся технопарки, IT-парк, образовательные и медицинские кластеры.
Власти не раскрывают, за счет чего бюджет страны справится со столь амбициозными задачами. Впрочем, сроки строительства максимально растянуты во времени.
Схожие задачи и у казахстанского проекта G4. Он начинает свою историю еще с 2006 года. Тогда чиновники заверяли, что G4 City поможет стабилизировать ситуацию с населением Алма-Аты и поможет снизить цены на недвижимость в городе.
При этом с 2008 по 2019 год на разработку, утверждение генплана и прочих работ, связанных с G4 City, было выделено 36,9 миллиарда тенге (около 445 миллионов рублей). В итоге в 2017 году генеральный план города-спутника признали утратившим силу, однако уже в 2019 году о масштабной стройке заговорили вновь.
В итоге власти решили отойти от идеи строительства четырех городов, создав один, но с четырьмя тематическим секторами. Первый из них превратится в деловой и финансовый центр, который будет служить коммерческим и жилым центром для жителей. Второй станет образовательным и медицинским хабом. Главные составляющие проекта включают в себя академический городок, инновационный центр и многопрофильные больницы. Кроме них будут возведены промышленный и туристический районы, однако какие производства планируется создать и чем власти будут привлекать туристов, пока неизвестно.
Согласно последнему генплану, предполагается, что G4 City будет развиваться в качестве интегрированного города.
Справедливости ради, определенные шаги для повышения привлекательности будущего города сделаны. G4 City будет находиться в специальной экономической зоне до 2048 года. Но что конкретно под собой подразумевает этот особый режим, также неизвестно.
Работы все-таки начались в 2023 году, завершить первый этап планируется к 2031 году. Власти решили привлечь к строительству и частных инвесторов. Правда, все еще неясно, как новый город будет обеспечиваться теплом, электричеством и водой.
А вот правительство Таджикистана глобальными проектами «городов будущего» не увлекается. Построить бы просто хоть какие-то города. Еще в 2015 году началось строительство Сайхуна, первого города, заложенного за период независимости страны. Он нацелен на обеспечение жильем свыше 250 тысяч жителей перенаселенного города Худжанд, городов и районов Согдийской области, а также современными условиями жизни, инфраструктурой для эффективной трудовой занятости. Правда, для строительства Сайхуна необходимо было оросить более 40 гектаров засушливых земель.
Воды, школ и медучреждений до сих пор нет. В итоге строительство Сайхуна было заморожено во время пандемии коронавируса. Власти уверяют, что все будет достроено, как только город будет заселен, однако там уже проживают люди, фактически брошенные в непригодной для жизни местности.
Окрепнув и встав на ноги после получения независимости, большинство среднеазиатских стран перешли к решению новых задач. Теперь им нужно повысить свою инвестиционную привлекательность и показать потенциальным инвесторам (прежде всего — западным), что они идут в ногу со временем. Однако способ для этого выбран не самый удачный.
Такой же тактики придерживаются некоторые ближневосточные правительства (в частности, Саудовская Аравия), но в отличие от нефтяных держав, у среднеазиатских стран нет такого количества резервных ресурсов. И даже если города будущего будут построены, они лягут тяжелым бременем на бюджеты, так и не создав красивого образа стремящихся в будущее динамично развивающихся стран.