Летом 2023 года была принята стратегия развития Норильска до 2035 года. Город должен стать опорным центром Восточной Арктики. Его массовая застройка пришлась на 1960-1970-е годы — к этому времени советские специалисты научились проектировать и возводить дома в условиях вечной мерзлоты, защищать сооружения от снежных заносов, преодолевать логистические сложности. Прежде ученым пришлось как следует поломать голову над тем, как сделать проживание в суровом климате максимально комфортным для граждан. Но результаты себя оправдали. Люди со всей страны начали массово переселяться за полярный круг. Непростой пусть освоение Заполярья — в материале «Ленты.ру».
Середина 1950-х. Выпускник Ленинградского инженерно-строительного института Рэм Валерштейн взволнован. Перед молодым 28-летним специалистом стоит непростая задача по возведению спортзала в Воркуте. Он прекрасно знает о сложностях местных грунтов. Почвой в зоне вечной мерзлоты он начал интересоваться еще в пору учебы. Тогда он перечитал все, что имелось в библиотеке на эту тему и прекрасно знал, что замерзшая вода выдавливает из грунта все постороннее.
Теперь, гуляя по Воркуте, он то и дело видел этому подтверждения. Даже построенные всего несколько лет назад дома стоят в трещинах.
«Прямо на тундру с ее кустиками, мхом и кочками насыпали подушку горелой породы полутораметровой толщины из отвалов шахт, и все, — вспоминал Валерштейн. — Тундра всегда мокрая. Я посчитал — неабсорбирующая подушка сведет к подошве минимальное количество тепла от сооружения, что обеспечит миграцию воды, а она своим присутствием не позволит подняться верхней границе мерзлоты».
В июне 1957-го состоялось официальное открытие самого большого в Воркуте спортзала «Горняк», рассчитанного на сотни зрителей. Легкая конструкция простоит тут еще долгих 60 лет.
Арктика имела для СССР важнейшее значение как с геостратегической, так и с экономической точки зрения, являясь хранилищем природных ресурсов — нефти и газа, руды, золота и алмазов. В 1930-е годы на Крайнем Севере вдобавок к прежним появилось несколько новых крупных центров — Норильск, Воркута, Магадан. Но большая часть территории к середине ХХ века все же оставалась неосвоенной из-за суровости природных условий. При этом после войны наметился резкий всплеск интереса к исследованию Арктической зоны.
Повседневная жизнь в большинстве населенных пунктов была на грани экстрима. Ко второй половине XX века попросту не существовало каких-либо особых методов строительства в условиях, где значительную часть года держатся отрицательные температуры. Как правило, рабочие поселки на Севере застраивались без четкого плана, скорее хаотично, а наиболее распространенным видом здания был невзыскательный деревянный барак в два этажа. В зимнюю пору такое строение мог целиком покрывать снег, подобные случаи фиксировались в самых разных частях страны.
Еще к середине 1950-х жилой фонд в Арктической зоне СССР характеризовался как устаревший и недостаточный с учетом возросшего населения, прибывшего на Север жить и работать. В большинстве населенных пунктов отсутствовали канализация, централизованное водоснабжение и отопление. К тому же при освоении месторождений первым делом обычно строились производственные объекты, тогда как жилье вводилось с большим опозданием.
Масштабы строек на Крайнем Севере в тяжелых погодных условиях требовали постоянных научных разработок. Работу по созданию планов новых арктических городов взял на себя ленинградский филиал Академии строительства и архитектуры (АСиА) СССР. В 1957 году его сотрудники приняли участие в составлении «Правил и норм планировки и застройки населенных мест Крайнего Севера и Северо-Востока СССР», которые должны были стать ориентиром для всего северного строительства. В том же году для изучения строительных технологий, разработки норм и инструкций, накопления опыта работы в мерзлотных условиях была организована Якутская комплексная научно-исследовательская станция.
Архитекторы предлагали отказаться от традиций строительства, характерных для средней широты, выступали за плотную и компактную застройку высотными панельками. В 1960-е при возведении панельных домов стали использовать сваи.
«Сегодня на Севере применяются два варианта возведения фундаментов: не только на сваях, когда создается зазор между грунтом и основанием и обеспечивается естественная вентиляция мерзлой поверхности, но и непосредственно на грунте, — говорил порталу «Подземный эксперт» профессор Сибирского федерального университета Рашит Назиров. — В последнем случае необходима высокая теплоизоляция, которая позволит сохранять грунт в естественном состоянии».
У советских ученых были и другие решения. Насколько это возможно, предлагалось уменьшить расстояния, которые человек должен преодолеть под открытым небом. К примеру, средний путь от школы до дома не должен было превышать 300 метров.
По словам доктора технических наук Назирова, кардинальных различий в технике возведения домов на Севере и в умеренном поясе нет, но есть особенности строительства фундаментов, основанные на законах физики. Прежде всего необходимо обеспечить надежную теплоизоляцию дома, для чего применяются конструктивные схемы зданий, гарантирующие отсутствие «мостиков холода», использование энергосберегающих технологий. Уделяется внимание формам фасадов и крыш. Их ровные линии не дают снегу скапливаться.
Развитие территорий существенно затрудняла более высокая, по сравнению со средней широтой, стоимость строительных работ — зачастую разница доходила до четырех-пяти раз. Растягивались и сроки реализации задач.
Наиболее смелой попыткой создать комфортные условия для жителей Арктики были крытые города с искусственной регулировкой климата. Эту идею советские ученые подсмотрели у канадских коллег, которые составили проект населенного пункта под куполом. По их задумке, температура воздуха не опускалась бы там ниже минус шести градусов при полном штиле. Энергию такому городку давала бы АЭС, сооруженная с учетом суровых реалий Севера.
По предположению историка Калеменевой, на распространение идеи города под куполом оказало серьезное влияние успешное освоение космоса — еще одного пространства, казавшегося ранее неподвластным. Вероятно, не обошлось в данном случае и без заимствований из жанра фантастики.
Однако если для канадцев задумка крытого города была скорее неким рекламным ходом, то в СССР к ней отнеслись предельно серьезно, идея постройки города под куполом в наиболее суровых условиях Заполярья получила широкое распространение.
Например, таким способом всерьез планировали создать поселок Айхал рядом с алмазными месторождениями в Якутии.
«Центр города с основными административными, общественными и культурными учреждениями предлагалось накрыть стеклянным куполом, от которого бы расходились крытые галереи и пассажи, соединявшие его с многоэтажными жилыми домами, — отмечает Калеменева в своей статье. — Эти дома должны были иметь цилиндрическую форму, чтобы вблизи стен не образовывалось большого скопления снега, а суровые северные ветра "огибали" здания».
Необходимость возведения именно 15-этажек проектировщики объясняли высокой стоимостью установки свай в условиях вечной мерзлоты, а также защитой от снега. Первый этаж зданий при этом поднимался метра на три, крытые галереи играли бы роль бульваров с газонами и декоративными кустарниками. Из-за дороговизны прокладки дорог предполагалось отказаться от автомобилей: компактность города делала его локации доступными для пешеходов.
«Технология города под куполом достаточно спорная, — говорит «Ленте.ру» директор АНО «Агентство развития Норильска» Максим Миронов. — Есть подобный опыт в Канаде, где было построено много крытых галерей, по которым передвигались жители. И через достаточно большое количество лет исследования показали, что это вредная история. Да, удобно пройти по галерее. Но психологически то, что люди меньше находятся на улице, все время в закрытом пространстве, — это не очень хорошо. Жителям нужно выходить на улицу. Но нужно создавать правильные маршруты и делать город в целом удобным и доступным с точки зрения логистики».
В действительности от проведения столь смелого эксперимента все-таки воздержались. Поселок Айхал начали строить в 1961 году в традиционном стиле — деревянные дома здесь соседствуют с панельными пятиэтажками. Несмотря на то что крытые города так и остались на бумаге, постепенное улучшение бытовых условий, начавшееся на Севере в 1970-е годы, по мнению Калеменевой, оказалось бы невозможно без наработок двух предыдущих десятилетий.
Весьма непросто продвигалось развитие основанного еще при царе Федоре Ивановиче в конце XVI века Сургута, ныне важнейшего центра нефтегазового комплекса. В 1960-е были отклонены сразу несколько проектов массовой застройки города. И только в следующем десятилетии генплан наконец одобрили и утвердили. В итоге Сургут оброс домами серии 112, разработанной специально для районов вечной мерзлоты, а также девятиэтажками серии И-164 СД-07, которые отличались повышенным уровнем комфорта квартир и отвечающими реалиям Севера архитектурными решениями фасадов зданий. Эти панельки особенно понравились специалистам и жителям старейшего города ХМАО.
Интенсивную застройку города Апатиты на Кольском полуострове, который во время Великой Отечественной войны стал важнейшим центром по производству продуктов за полярным кругом, остановила смерть Иосифа Сталина в 1953 году. Работы продолжились лишь через несколько лет, но к 1967-му, по свидетельству Александры Столяровой, заступившей на должность главного архитектора Апатитов, в городе было всего несколько общественных зданий и жилых домов. Только начинали формироваться жилые кварталы и городские улицы. Первыми были построены здания Геологического института Кольского филиала Академии наук СССР, горкома партии, кинотеатра «Полярный», почты, школы, предприятия торговли «Хибины» со столовой и рестораном. Появилась первая городская площадь. Одновременно прокладывались магистральные и внутриквартальные сети, дороги.
Жилые дома строились по типовым проектам и в основном из кирпича, пока трест «Апатитстрой» не наладил выпуск панелей серии 1-464А.
«Строительство в городе осуществлялось в основном по типовым проектам, — вспоминала Столярова. — Зданий, возведенных по индивидуальным проектам, немного. Добиться воплощения в жизнь индивидуального проекта было сложно. Приходилось идти на определенные "хитрости"».
Строительство будущего Норильска начиналось на скальных породах, где фундаменты можно было ставить обычным способом. И когда в конце 1930-х здесь начал работать проектный отдел, собранный из сосланных архитекторов и инженеров, опыта строительства на вечной мерзлоте еще не существовало нигде в мире. Благодаря технологии установки дома на сваях, жилищное строительство в Норильске в начале 1960-х приобрело широкие масштабы. Хотя и тогда, и сейчас проектировщикам и строителям мешают сильные ветры и частые метели. По заверению специалистов, местный климат по своей жесткости уступает только антарктическому. Для борьбы с ветром норильские кварталы строили замкнутым контуром, с минимальным числом площадей и узкими разрывами между домами, компактно.
Продолжил развиваться город и в наши дни — в июле 2023-го была опубликована стратегия социально-экономического развития Норильска до 2035 года как опорного города Восточной Арктики. В документе сформулированы семь целей, которых необходимо достичь в установленный период:
— комфортный для жизни город в Арктике;
— город, развивающий человеческий капитал и обладающий перспективным видением — город, где хочется остаться жителям;
— полифункциональный центр в Арктике;
— транспортно-логистический хаб;
— чистый индустриальный город, город с лучшими практиками экологического развития;
— безопасный город;
— город технологических и инновационных разработок для жизнедеятельности в Арктике.
Большое внимание в программе уделяется развитию туристического потенциала, решению экологических проблем прошлого, реновации жилищного фонда.
Одной из главных проблем при реновации жилищного фонда, по мнению замдиректора по развитию активов Заполярного филиала «Норникеля» Сергея Ткаченко, является деградация вечной мерзлоты, связанная с природными изменениями температур в последние годы, жарким летом и не слишком морозной зимой. В результате вечная мерзлота опускается ниже, и, чтобы заниматься строительством в этих условиях, необходимо либо высушивать, либо промораживать почву. Это длительный и весьма затратный процесс.
Вторая проблема кроется в достаточно плотной застройке Норильска. В 1950-1960-е годы архитекторы сформировали облик города таким образом, чтобы закрыть дворы от ударов стихии.
«Территория плотной застройки способствует тому, чтобы в городе было меньше снежных переметов и, соответственно, чтобы можно было ходить спокойно в штормовых условиях, когда скорость ветра достигает 20-30 и выше метров в секунду, — говорит Ткаченко «Ленте.ру». — Эта часть города окружена сетями тепло- и электроснабжения, и внутри этого периметра потенциальных мест для застройки крайне мало. А за периметром этих сетей много ограничений: это промышленные объекты, озеро Долгое, болотистая местность. И застройка этих территорий связана с большим количеством сложностей».
Стоимость строительства жилых домов в Норильске составляет около 370-390 тысяч рублей за квадратный метр, а с учетом службы заказчика переваливает за 400 тысяч.
Как уточняет Миронов, принятая в 2021 году архитектурно-художественная концепция предусматривает создание новых досуговых объектов. Например, зимний сад — это большая крытая площадка, в которой будут зеленые насаждения, небольшие аллеи, скамейки. Там можно будет порадоваться зелени в комфортной температуре.
Что же касается улучшения экологии, то, во-первых, «Норникель» реализовывает большие технологические проекты, в том числе «Серный проект», который, по словам Ткаченко, улучшит положение на Надеждинском металлургическом заводе имени Б.И. Колесникова и ключевым образом скажется на экологической ситуации в городе в целом.
«Второй момент — это наш серьезный проект "Чистый Норильск", в рамках которого компания понесла значительные расходы, это миллиарды рублей, создав специализированное подразделение, которое никак не связано с нашими технологическими процессами, функционал которого заключается в том, чтобы рекультивировать объекты, которые остались со времен СССР, — добавляет Ткаченко. — За последние два года выполнен колоссальный объем работ. Это внешний экологический фактор качественного изменения облика города».
По прогнозам разработчиков стратегии, к 2035 году среднегодовая численность постоянного населения Норильска составит 196,4 тысячи человек. Доля трудоспособного населения в общей численности населения будет находиться на уровне 68,5 процента, а денежные доходы населения вырастут в 2,1 раза к уровню 2021 года.
В городе будет проложен резервный канал волоконно-оптической связи пропускной способностью не менее 200 гигабит в секунду, и высокоскоростной интернет охватит 97 процентов домохозяйств. Валовый муниципальный продукт по отношению к базовому периоду 2020 года увеличится в 1,4 раза, объем отгруженных товаров местного производства — в 1,4 раза. Планируемый рост розничного товарооборота увеличится к уровню 2020 года в 1,6 раза, общественного питания — в 1,7 раза.