В феврале 2022 года была запущена единая цифровая платформа поддержки предпринимателей МСП.РФ. За это время она аккумулировала в едином пространстве все популярные региональные меры поддержки, лучшие сервисы, которые значительно облегчают жизнь представителям малого и среднего бизнеса и дают возможность пройти диагностику и узнать возможные риски для тех, кто только выбирает нишу для старта. Количество уникальных пользователей МСП.РФ давно превысило полмиллиона и ежедневно прирастает новыми регистрациями. Какие сервисы для малых и микропредприятий оказались наиболее востребованными, какие регионы лидируют по приросту МСП и как обновятся возможности платформы в 2024 году — в материале «Ленты.ру».
Два года назад, 7 февраля 2022 года, состоялся официальный запуск государственной цифровой платформы МСП.РФ — единого окна для предпринимателей, самозанятых и тех, кто планирует начать свой бизнес. Она задумывалась как цифровая экосистема, которая содержала бы комплексную актуальную информацию обо всех мерах и институтах поддержки субъектов МСП и позволяла бы предпринимателю выбирать и получать дистанционно требующиеся ему меры поддержки. Изначально было доступно 10 разнонаправленных сервисов, однако за два года их число выросло втрое и стало более 30.
Платформа МСП.РФ работает в режиме личного цифрового помощника. Авторизация через портал «Госуслуги» позволяет войти в личный кабинет, который настроен с учетом конкретного бизнеса. Система напомнит все важные даты, в том числе по оплате налогов, пришлет уведомления от государственных органов, предложит пройти актуальное бизнес-обучение или подберет полный комплекс мер господдержки с учетом специфики бизнеса.
Только за последний год количество пользователей МСП.РФ увеличилось более чем в два раза и превысило 670 тысяч. При сохранении такого темпа до конца текущего года эта цифра может вырасти почти до миллиона: ежедневный прирост составляет в среднем одну тысячу новых пользователей.
Такая статистика отражает реальное положение дел в сегменте МСБ в России. 2023 год в этом плане стал рекордным: малое и среднее предпринимательство демонстрировало устойчивый рост. Причем пользователями МСП.РФ становились не только компании, но и индивидуальные предприниматели и желающие попробовать себя в качестве самозанятых. За 2023 год число последних увеличилось в два раза, а юрлиц и индивидуальных предпринимателей — более чем на 70 процентов.
Катализаторами такого оживления стали появление свободных ниш в связи с уходом западного бизнеса и широко задействованные меры господдержки субъектов малого и среднего бизнеса, а также доступность информации и экспертная поддержка, в том числе на базе платформы МСП.РФ.
Структура пользователей МСП.РФ по видам деятельности также отражает общие тенденции на рынке. Наибольший интерес к сервисам платформы проявляли предприниматели, занимающиеся торговлей. Бум регистрации малых и средних предприятий пришелся как раз на эту сферу. Владельцы обрабатывающих производств регистрировались на сайте в 1,7 раза чаще в прошлом году, а число пользователей МСП.РФ из таких отраслей бизнеса, как строительство, транспортировка и хранение, гостиницы и общепит, сельское хозяйство, здравоохранение и соцуслуги, и вовсе удвоилось.
При этом в два раза и более увеличилась возрастная аудитория МСП.РФ 39-40 лет. Два года подряд мужчины проявляют больший интерес к платформе, чем женщины, их соотношение — 54 на 46 процентов. Также среди заметных тенденций следует отметить увеличение интереса женщин к МСП: их рост превысил 112 процентов за 2023 год, в то время как количество мужчин-пользователей увеличилось только на 86 процентов.
Срез по регионам характеризует ситуацию с вовлеченностью населения в малый бизнес. Традиционно активны в этом Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская и Свердловской области. На указанные регионы приходится почти четверть всех личных кабинетов МСП.РФ. Наибольшие темпы прироста пользователей зафиксированы в Оренбургской области, Башкортостане, Самарской, Тамбовской, Ростовской и Новосибирской областях.
Следует отметить, что важную роль в региональном представительстве МСП играет как раз цифровизация и возможность получения актуальной информационной поддержки. Затруднений в поиске нужной информации не должно возникать ни у представителей компаний с историей, ни у новичков, присматривающих нишу для начала своей деятельности.
Россия входит в группу стран с очень высоким индексом развития электронных сервисов. При этом уровень цифровизации услуг продолжает стремительно расти. Развитие сервисов МСП.РФ привело к тому, что частота использований их одним пользователем за 2023 год увеличилась более чем на 30 процентов. В целом предприниматели стали чаще обращаться за услугами и сервисами через МСП.РФ.
Такая статистика подтверждает, что, с одной стороны, у граждан растет уровень доверия к цифровой инфраструктуре, выстроенной на базе государственных сервисов, а с другой — что Россия смогла серьезно продвинуться в развитии онлайн-сервисов и услуг. Тренд на выращивание экосистемы вокруг МСП и взаимодействие между различными ее участниками обязательно даст свои плоды в перспективе.
Из пожеланий Андрей Шубин отмечает увеличение количества банков, которые будут присоединены к сервису получения кредита, дальнейшей интеграции всех мер поддержки, предусмотренных для предпринимателей (Минсельхоза, Минпромторга, Минтруда и других). Это позволит еще больше облегчить жизнь предпринимателям и оказывать более адресную поддержку бизнесу.
В 2023 году на базе МСП.РФ для предпринимателей были запущены такие важные сервисы, как «Подбор и получение микрофинансирования», «База знаний», «Имущество для бизнеса», «Правовой гид» и «Продажи на маркетплейсах и в соцсетях». Для новичков появился «Бизнес-тренажер». Функционал сервиса «Календарь предпринимателя» пополнился информацией о плановых проверках органов КНД (контрольно-надзорной деятельности).
Из новых сервисов, введенных на МСП.РФ в конце 2023 года, наибольшей популярностью пользуется сервис по микрофинансированию, через который за три месяца малый и средний бизнес получил в общей сложности более 1 миллиарда рублей. В цифрах это выглядит еще более впечатляюще: льготная финансовая поддержка была обеспечена более чем 460 компаниям.
В России запущена обширная программа помощи малому бизнесу, однако региональные меры действуют только в определенном субъекте. Разобраться, на какую помощь можно претендовать, помогает специальный сервис по подбору мер поддержки на МСП.РФ. Здесь представлены все 89 регионов: 33 из них интегрировали свои информационные системы с МСП.РФ, 56 регионам бесплатно предоставили специальную CRM-систему, чтобы они могли оказывать меры поддержки онлайн.
За два года с момента запуска сервиса для подачи заявки на господдержку и иные меры, направленные на помощь бизнесу, им воспользовались более 90 тысяч раз. В 2022 году было отправлено около 20 тысяч заявок, в 2023 году их количество увеличилось более чем втрое и составило примерно 70 тысяч. К наиболее популярным региональным услугам относятся консультационная, образовательная и финансовая поддержка. В топ-5 регионов по числу заявок на региональные меры поддержки по итогам 2023 года вошли Татарстан, Новосибирская область, Москва, Оренбургская и Ростовская области.
Этот факт подтверждает, насколько важно донести до предпринимателей актуальную проверенную информацию и своевременно оказывать консультационную поддержку. В указанных регионах за счет высокого уровня цифровизации осуществление предпринимательской деятельности становится более комфортным и прогнозируемым, а контакт с государством — доверительным и продуктивным.
В текущем году платформа МСП.РФ будет доработана с учетом имеющихся потребностей пользователей. Ключевой фокус будет сделан на развитии действующих и создании новых сервисов, отвечающих запросам аудитории. Планируется расширение состава сведений профиля предпринимателя. Это, с одной стороны, позволит сделать работу более адресной (пользователь сможет оценить это при подборе подходящих ему мер поддержки), с другой стороны — упростит процесс заполнения заявок. Также платформу дополнят перечнем федеральных мер финансовой поддержки.
Появится у МПС.РФ и мобильное приложение — инструмент, который позволяет иметь всю необходимую информацию под рукой 24 на 7. Это новый эффективный канал взаимодействия с пользователями, который обеспечит им быстрый доступ к личному кабинету и возможность работать в автономном режиме.
Создание сервиса краудинвестинга, который также планируют запустить в 2024 году, дополнит функционал платформы более прикладными функциями. Это важный шаг в построении экосистемы для МСП в целом. По сути, краудинвестинг работает как витрина проектов, в которые заинтересованные пользователи могут вкладывать свои средства, получая взамен долю в бизнесе. Краудинвестинг дословно переводится как «народное инвестирование». При этом механизм может быть интересен не только частным инвесторам, но и юридическим лицам. Важно, что его запуск будет осуществляться на государственной площадке, выступающей гарантом процесса и обеспечивающей прозрачность.
Таким образом, платформа МСП.РФ прирастет более прикладным функционалом для бизнеса, продолжая работать в режиме одного окна. Это позволит дополнить существующий клиентоориентированный интерфейс новыми возможностями, к которым представители МСП будут иметь доступ независимо от региона присутствия. В конечном итоге это будет вести к получению необходимого результата с минимальным набором действий, а значит, станет дополнительной опорой для малого и среднего бизнеса, который остается движущей силой любой экономики.
Цифровая платформа для малого и среднего бизнеса разработана Корпорацией МСП и Минэкономразвития в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Его инициировал президент Владимир Путин.