Интервью президента России Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону стало «серьезным разговором», на чем настоял в начале встречи сам российский лидер. Список основных тем, которые затронул экс-телеведущий Fox News, стал известен незадолго до публикации. Журналист спрашивал Путина в первую очередь о специальной военной операции на Украине, о причинах российско-украинского конфликта, а также пытался разобраться в причинах стремительного охлаждения отношений РФ и НАТО. Он обсудил с российским лидером фигуру Владимира Зеленского и взрывы на «Северных потоках», гипотезы о том, что Китай стремится поглотить Россию, развитие искусственного интеллекта и другие темы. Путин, в свою очередь, поделился некоторыми личными историями о путешествии по Украине в 1980-е годы, о переговорах с Биллом Клинтоном о вступлении России в НАТО, а также о контактах с ЦРУ. Подробности — в материале «Ленты.ру».
Первой темой, которую поднял Карлсон, стали тезисы Путина о вероятном нападении США и стран НАТО на Россию, которое якобы было предотвращено началом специальной военной операции (СВО) на Украине. Однако президент указал на неточность в вопросе журналиста и перешел к введению — небольшой лекции об истории России и украинских земель, которые веками были ее частью по доброй воле.
В подкрепление своих слов российский лидер даже принес специальную папку с копиями архивных документов — письмами Хмельницкого, который просил Москву взять эти земли под сильную руку русского царя. «Чтобы вы не думали, что я что-то придумал, я дам вам эти документы», — сказал российский лидер, протянув папку. Также Путин успел мельком пройтись по периоду создания искусственного украинского государства и украинизации, «проводимой с легкой руки большевистского руководства». Президент отметил, что аналогичной насильственной украинизации подверглись и земли Западной Украины, ранее принадлежавшие Венгрии. В подтверждение этих слов он рассказал о своем путешествии в 1980-х годах, которое он проделал на машине из Ленинграда через Киев и запад Украинской ССР.
«Я поехал в город Береговой, и там все названия городов и деревень были на русском и на непонятном мне языке — на венгерском, на русском и на венгерском. Не на украинском, а на русском и на венгерском. Я ехал через какую-то деревню, а там возле своих домов сидели мужчины, и они были одеты в черные костюмы-тройки и черные шляпы-цилиндры. Я спросил: это какие-то конферансье? Мне сказали: нет, это не артисты, это венгры. Я спросил: что они здесь делают? — Что ты имеешь в виду? Это их земля. Они живут здесь. Они венгры и чувствуют себя венграми».
Во вступлении к интервью Такер Карлсон рассказал, что столь подробное углубление в историю стало для него «шокирующим ответом», и поначалу он даже решил, что это «флибустьерский прием» — то есть попытка уйти от ответа, но в итоге признал, что разговор об истории является «искренним выражением того, что он [Путин] думает» и был действительно важной частью интервью.
Следующей темой разговора стала экспансия НАТО. Путин перешел к ней по собственной инициативе. По словам президента, Россия надеялась на то, что после исчезновения «советской угрозы» Запад будет настроен на сотрудничество. Президент подчеркнул, что прежнее руководство России активно давало сигналы о готовности к этому. «Ельцин приезжал в США. Помните, он выступал в Конгрессе и сказал хорошие слова: "Боже, благослови Америку". Все, что он говорил, было сигналом: впустите нас. Вспомните события в Югославии до этого, Ельцина осыпали похвалами».
Однако после того, как Ельцин «поднял голос в поддержку сербов» из-за событий в Югославии, от него резко отвернулись. «Когда Россия протестовала и выражала свое негодование, что было сказано? Устав ООН и международное право устарели. Сейчас все ссылаются на международное право, а тогда начали говорить, что все устарело», — указал Путин. По его словам, в 2000 году, когда он только стал президентом, он пытался восстановить отношения с Западом ради сотрудничества для всеобщей безопасности и даже прорабатывал возможность вступления РФ в НАТО. Однако тогдашний президент США Билл Клинтон заявил, что его команда не дает добро на это.
«Если бы он сказал "да", процесс сближения начался бы, и в конечном итоге это могло бы произойти, если бы мы увидели какое-то искреннее желание со стороны наших партнеров», — продолжил Владимир Путин. Однако, подчеркнул он, конструктивных отношений в других форматах выстроить также не удалось.
Обещания, что НАТО не будет расширяться на восток, неоднократно нарушались, и Москва закрывала на это глаза до тех пор, пока не появились планы включить в НАТО Украину и Грузию. О причинах такого «негативного ответа» он предложил спросить американское руководство. «Могу только догадываться почему: [Россия] слишком большая страна, со своим мнением, и так далее», — добавил он.
Кроме того, на отношения России и НАТО серьезно повлиял тот факт, что США поддерживали террористов на Кавказе. «Я неоднократно поднимал вопрос о том, что США не должны поддерживать сепаратизм и терроризм на Северном Кавказе. Но они все равно продолжают это делать. И политическая поддержка, информационная поддержка, финансовая поддержка, даже военная поддержка террористических группировок на Кавказе исходила от США и их сателлитов», — заявил Путин.
Говоря о причинах российско-украинского конфликта, Путин особенно выделил государственный переворот 2014 года на Украине как одну из основных искр, запустивших этот процесс. По его словам, ответственность за это лежит на американских спецслужбах.
При этом Путин подчеркнул, что если бы смена власти на Украине произошла без крови и жертв, «пусть даже с легким налетом законности и легитимности», то Россия и пальцем бы не пошевелила. Однако этого не произошло, более того — Украина выбрала прозападный курс на интеграцию с НАТО, что в перспективе могло привести к еще большему расширению враждебного Москве блока.
По его словам, отказ украинских представителей от выполнения Минских соглашений лишь усугубил ситуацию и лишил последних шансов на мирное урегулирование конфликта. «Они никогда не собирались их выполнять, они просто водили нас за нос. Все [украинские представители] хотели решить проблему только военной силой, но мы не могли этого допустить. И ситуация дошла до того, что украинская сторона объявила: "Нет, мы ничего делать не будем"».
Отдельно Путин остановился на том, что такое денацификация и почему она необходима. Он указал на инцидент, когда ветеран дивизии СС «Галичина» был приглашен в канадский парламент в качестве почетного гостя. «Живы люди, истреблявшие евреев, русских или поляков. И президент — нынешний президент сегодняшней Украины — аплодирует ему в канадском парламенте, аплодирует стоя! Можем ли мы сказать, что мы полностью искоренили эту идеологию? Мы должны избавиться от тех людей, которые придерживаются этой концепции, поддерживают эту практику и пытаются ее сохранить. Вот что такое денацификация. Вот что мы имеем в виду».
Говоря о возможностях заключения мира, Путин напомнил, что Москва не отказывалась от переговоров и готова продолжить их в том случае, если Украина отменит законодательный запрет на их проведение и вернется к мирному диалогу.
«Как сказал господин [Давид] Арахамия: "Мы еще полтора года назад могли прекратить эти боевые действия, прекратить эту войну, но нас англичане уговорили, и мы от этого отказались". Где теперь господин [экс-премьер Великобритании Борис] Джонсон? А война продолжается», — указал российский лидер. Конфликт на Украине закончится за недели, если Вашингтон прекратит поставки вооружений Киеву, заявил Путин. Президент также назвал дешевой провокацией предположение об отправке американских войск на Украину.
Отдельно президент России выразил недоумение в связи с тем, что американские солдаты воюют на Украине как наемники. «Больше всего наемников поступает из Польши, на втором месте — наемники из США, на третьем — наемники из Грузии. Что ж, если у кого-то возникнет желание отправить регулярные войска, это наверняка поставит человечество на грань очень серьезного глобального конфликта. Это очевидно».
«Только в одном случае: если Польша нападет на Россию. Почему? Потому что нас не интересует Польша, Латвия или где-либо еще», — таким образом Путин ответил на вопрос Карлсона о том, возможно ли вторжение России в Польшу и страны Прибалтики, о котором так много говорят в этих странах.
Владимир Путин прямо заявил, что за взрывы на «Северных потоках» ответственны США, однако отказался раскрывать доказательства, подчеркнув, что это секретная информация.
Такер Карлсон отдельно поинтересовался, почему Германия, которая больше всех пострадала от этих диверсий, до сих пор хранит молчание по этому поводу. «Меня это тоже смущает, но сегодняшнее руководство Германии руководствуется интересами коллективного Запада, а не своими национальными интересами, — ответил Путин. — Иначе трудно объяснить логику их действия или бездействия». Он подчеркнул, что Германия могла бы получать у России газ по «Северному потоку-2», но не может этого сделать из-за запрета Польши, экономика которой во многом спонсируется деньгами немецких налогоплательщиков из фондов ЕС.
Затем разговор зашел о будущем мировой экономики. Путин отметил, что «использование доллара в качестве инструмента внешнеполитической борьбы является одной из крупнейших стратегических ошибок, допущенных политическим руководством США». Вопрос Карлсона о том, не боится ли Россия, что ее поглотит Китай, Путин назвал «страшилкой» и указал, что у России плодотворные и крепкие отношения с соседней страной. По его мнению, Запад делает серьезную ошибку, вступая в конфронтацию с Пекином вместо сотрудничества.
По словам Путина, «Запад боится сильного Китая больше, чем сильной России»: «Как однажды сказал Бисмарк, потенциалы являются наиболее важными. Потенциал Китая огромен».
По словам Владимира Путина, в последний раз он общался с президентом США Джо Байденом до начала спецоперации. «Я ему тогда сказал, что считаю, что вы совершаете огромную ошибку — исторического масштаба, поддерживая все, что происходит там, на Украине, и отталкивая Россию», — сказал президент. На вопрос Карлсона, каков был ответ Байдена, Путин предложил журналисту спросить политика лично.
После февраля 2022 года Путин и Байден не разговаривали, однако между РФ и США «сохраняются определенные контакты» по вопросам безопасности. Детали переговоров с американской стороной Владимир Путин предложил журналисту выяснить лично у американских руководителей и перечислил их фамилии.
Интересуясь фигурой президента Украины, Карлсон спросил мнение Путина о политическом влиянии Владимира Зеленского. По мнению российского лидера, Зеленский не обладает весом ни во внутренней, ни во внешней политике. Из-за своей агрессивности и активности украинские националисты и неонацисты отвадили Зеленского от любых попыток их контролировать и вынуждают его занимать провоенную позицию, несмотря на обещания прекратить войну, данные народу Украины до выборов.
Зеленский пришел к власти на ожиданиях привести Украину к миру, но понял, что лучше не ссориться с неонацистами и националистами, считает Путин. Он подчеркнул, что победу Зеленскому во многом обеспечили русскоязычные жители юго-востока Украины, которые ждали сближения с Россией.
По мнению президента, фактом доказательства внешнего контроля над главой украинского государства является отказ администрации Зеленского от мирных переговоров с Россией. По мнению Путина, этот шаг был навязан Вашингтоном.
Во время интервью Карлсон затронул также тему искусственного интеллекта. Владимир Путин считает, что его развития уже не остановить, но этот процесс должен быть формализован и подчинен определенным правилам. И огромную роль в нем может сыграть Илон Маск.
Кроме того, Карлсон обсудил с Путиным возможности освобождения или обмена задержанного в России корреспондента американской газеты The Wall Street Journal Эвана Гершковича.
Путин заявил, что Гершкович сможет вернуться на родину, если спецслужбы США пойдут навстречу российским коллегам и согласятся на равноценный обмен. «Есть определенные условия, которые обсуждаются по партнерским каналам между спецслужбами. Мне кажется, что можно об этом договориться», — заключил глава российского государства.