Второй сезон Halo, экранизации популярной франшизы многопользовательских стрелялок, должен был, по обещаниям создателей, произвести некую работу над ошибками, и в доказательство тому даже сменил шоураннера — на место Кайла Киллена («Пробуждение») пришел Дэвид Винер («Дивный новый мир»). Судя по новым сериям приключений мастера Чифа (Пабло Шрайбер), сериал и вправду пытается поменяться. Например, неожиданно инкорпорирует в свой стерильный мир классическую киберпанк-стилистику из «Бегущего по лезвию». Посмотрев на то, как отчаянно Halo пытается вдохновляться другими, более оригинальными проектами, «Лента.ру» решила вспомнить нестандартные фантастические шоу, появление которых на телевидении в конце XX — начале XXI веков оказало влияние не только на жанр в целом, но и на вышеупомянутый космический шутер в частности.
Телефраншиза «Звездный путь» оказала на жанр научной фантастики влияние не меньшее, чем «Звездные войны», но чтобы не превращать рейтинг в перепись многочисленных (хотя и, безусловно, заслуживающих внимания) частей «Стартрека», успевших выйти на сломе столетий, оставим сериал со всеми его спин-оффами и приквелами на почетном месте (и здесь же на всякий случай похвалим «Доктора Кто», самый продолжительный сай-фай-сериал Великобритании, и «Футураму», самый душевный мультсериал на космическую тему), а ниже сфокусируемся на менее известных проектах.
Новый миллениум принес на телеэкраны весьма специфические представления о крутости и стиле. Не избежал своего модного приговора и довольно эксклюзивный для тех времен жанр научной фантастики. Особенно ярко это проявилось в сериале «На краю Вселенной» об ученом Джоне Крейтоне (Бен Браудер), попавшем на другой конец мира через червоточину в пространстве и времени.
Сериал не сыскал массовой популярности ни в одной стране, в которой его показывали по ТВ, но тем не менее сумел собрать огромную аудиторию по всему миру. В главной роли тут явный прообраз Старлорда из «Стражей Галактики», но куда презабавнее выглядит главный антагонист, будто бы только что вылезший из подвала берлинского техно-клуба «Бергхайн».
Четыре сезона, 1999-2003
В нулевые жанр космической одиссеи как только не пытались реанимировать, смешивая его и с криминальными детективами, и с процессуальными драмами, и с роуд-муви, и даже с романтическими комедиями. Проект «Светлячок» не стал переизобретать велосипед и пошел по проторенной «Звездными войнами» дороге, представив свою версию вестерна в космосе.
В центре сюжета — команда с корабля «Серенити», которая перебивается мелкими нелегальными заказами на просторах Галактики, только пережившей большую гражданскую войну. Сериал в первую очередь повествовал о сложных и запутанных отношениях между космическими контрабандистами, их предысториях и секретах. Режиссером шоу выступил Джосс Уидон, который впоследствии перенесет эту концепцию целого ансамбля главных героев в первый фильм франшизы «Мстители» — чем, по сути, задаст ведущую интонацию всем громким супергеройским блокбастерам последующего десятилетия.
Один сезон, 2002
Шоу от сценаристов «Секретных материалов» Глена Моргана и Джеймса Вона посвящено первому контакту — и первой войне — людей с инопланетянами. «Далекие уголки» стоят особняком на фоне всех остальных сериалов в рейтинге, поскольку изначально отказались следовать заданным «Стартреком» и его спутниками канону. Этот проект не пестрит обилием инопланетных форм жизни, а в центре сюжета здесь — ничем не выделяющиеся, обычные люди, управляющие эргономичными и невзрачными военно-космическими суднами.
Причина, вероятно, лежит в том, что основным источником вдохновения для «Далеких уголков» служила вовсе не научная фантастика, а военные драмы о Второй мировой войне — при этом фокус здесь сводится не на сцены баталий, но на эволюцию персонажей-новобранцев и моральные дилеммы военных времен. А еще именно в «Далеких уголках» подробно исследуется концепция искусственно модифицированных суперсолдат, которая впоследствии легла в основу Halo.
Один сезон, 1995-1996
Давным-давно в далекой Галактике человечеству пришлось определиться — заслуживает ли сериал «Звездный крейсер “Галактика”» тех же лавров, что и только что вышедшие «Звездные войны», или же этому шоу суждено кануть в небытие как жалкой попытке воспроизвести на телеэкране успех киношедевра Джорджа Лукаса? В конце 1970-х зрители и критики, казалось, единодушно сошлись на последнем — из-за дорогостоящего производства и падающих рейтингов сериал был закрыт уже через год после запуска, однако успел не только оставить след в массовой культуре, но и сплотить вокруг себя довольно масштабную фан-базу. А потому десятилетия спустя франшиза была возобновлена.
В 2004-м на экраны вышел ремейк «Галактики». И оригинал, и ребут начинаются с одной завязки: 12 человеческих космоколоний атакованы и разбиты роботами сайлонами. Выжившие люди отправляются на поиски мифической 13-й колонии, расположенной на планете под названием Земля. Возглавляет флот беженцев последний оставшийся на плаву крейсер «Галактика».
Четыре сезона, 2004-2009
Эта космическая телеопера, искусно сплетенная писателем-сценаристом Джозефом Майклом Стражински — настоящая «Игра престолов» в космосе. Сложная вселенная с проработанной историей, многочисленные, объемные, развивающиеся драматические персонажи, сюжетные арки, разворачивающиеся на протяжении многих сезонов — «Вавилон 5» давал фору любым фантастическим сериалам конца 1990-х, в том числе и «Звездному пути».
Сериал, быть может, сильно уступал современникам в графике, но CGI в любом сай-фай-проекте в принципе обречен на очень быстрое устаревание. И черт с ним — в научной фантастике, как известно, важны не стиль и не личности, но идеи и концепции. И «Вавилон 5» в создании сложного, сбалансированного мира космической дипломатии оказался безоговорочным лидером, успех которого не сумели повторить ни «Пространство», ни «Основание», ни (уж точно) Halo, да и вообще ни любой другой дорогостоящий сай-фай-проект последних лет.
Пять сезонов, 1994-1998
Второй сезон сериала Halo выходит на Paramount+