Представить любую научную статью, дипломную или даже самую первую курсовую работу без списка используемой литературы невозможно. Оформить его по ГОСТу — задача не из легких. Как составить библиографический список, учтя государственные стандарты, читайте в материале «Ленты.ру».
Перечень используемой литературы, он же библиографический список, обязателен для научного исследования любого уровня: от курсовой работы до академической публикации, от диплома до кандидатской диссертации.
Список свидетельствует, что автор работы умеет искать и находить необходимую информацию, собирать и анализировать материал, а также применять на практике знания, которые он получил в ходе изучения соответствующей дисциплины в учебном заведении.
Ну и, конечно, список литературы — это дань принципам научной этики, знак уважения авторам, которые проводили научные изыскания до вас и предоставили базу для авторской работы.
В список литературы необходимо вносить все ресурсы, которые были использованы при написании научной работы, будь то правовой документ, статья из журнала, брошюра, книга, курсовая или докторская научные работы.
ГОСТ не дает строгого указания, по какому принципу должны быть рассортированы источники. Обычно используются три варианта, автор исследования может выбрать любой из них:
Практически в каждом высшем учебном заведении есть свои требования к списку литературы. Различия в оформлении небольшие, обычно они отражают специфику учебного заведения или факультета/института. Например, на юридическом факультете МГУ первыми в списке должны идти нормативные акты, а на факультете журналистики — статьи из газет и журналов. Если своих требований у университета нет, то оформление идет по ГОСТу.
Возьмем, к примеру, МГЮА. Структура списка литературы в научных работах у студентов этого вуза
выглядит следующим образом:
А вот в МГТУ имени Баумана, к примеру, требования и правила составления списка стандартные, то есть по ГОСТу.
Описание книги, научной работы, газеты или журнала в списке используемой литературы называется библиографическим. К нему также есть отдельные требования — ГОСТ Р 7.0.100-2018 для печатных изданий и ГОСТ Р 7.0.108-2022 для электронных ресурсов.
Для печатных необходимо указывать в определенном порядке следующие данные:
Пример библиографического описания: Щалпегин О. Н. ЕГЭ по литературе в России: успехи и неудачи. М. : Самиздат, 2011. 15 с.
Указаны автор, название работы, место издания, издательство, год и количество страниц.
Данные для списка литературы следует искать на титульном листе работы или внутри обложки книги. Если информации не хватает или есть только название книги, данные об источнике можно уточнить в библиотечных каталогах. Электронные ресурсы обычно выкладывают необходимое описание на самом сайте.
Библиографическую ссылку можно оформить на два типа электронных ресурсов — локального и удаленного доступа. В обоих случаях идет указание режима доступа, в котором есть аббревиатура URL (Uniform Resource Locator — унифицированный указатель ресурса). Ссылки могут вести как на сами ресурсы, так и на отдельные его части.
Все, что касается протокола доступа и электронного адреса, нужно писать в форме унифицированного указателя. После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год.
Пример: Порядок присвоения номера ISBN // Российская книжная палата : [сайт]. — 2018. — URL: http://bookchamber.ru/isbn.html (дата обращения: 25.07.2023).
Описание одного источника может занимать несколько строк. Согласно ГОСТу, недопустимо, чтобы инициалы автора отрывались от его фамилии и попадали на следующую строку. В случае, если так получается, все ФИО целиком переносится на следующую строчку.
Важно помнить, что все пункты в списке используемой литературы должны быть оформлены по одному образцу. Например, ссылки на все источники — только с точкой и с тире между частями описания.
Если вы ссылаетесь на часть большого научного произведения, статью из книги или, например, определенную статью в Конституции, фрагмент необходимо разместить за двойной косой чертой. При этом важно помнить, что до нее нельзя ставить точку. Зато обязательно поставить до и после двойной косой черты пробелы. Кроме того, необходимо указать номера страниц издания, на фрагмент которого вы ссылаетесь.
Например: Фокеев, В. А. Талант исследователя плюс оптимизм / В. А. Фокеев // «Лица необщим выраженьем...» / Г. В. Михеева. — Санкт-Петербург, 2010. — С. 352–354.
Если вы ссылаетесь в своей работе на две и более работы одного и того же автора, ссылки на них нужно расставлять в хронологическом порядке по годам публикации: от ранних публикаций к поздним. Либо выстроить их по порядку в списке по алфавиту заглавий.
Бывает такое, что у одной книги, в которой собрано несколько работ одного автора, нет четкого названия. Вместо него используются названия нескольких произведений, входящих в этот сборник. Тогда в списке используемой литературы необходимо привести фамилию и инициалы автора, а далее — названия произведений в той последовательности, в которой они располагаются на обложке или на титульном листе издания. При этом они должны быть отделены друг от друга точкой с запятой, окруженной пробелами.
Например: Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане ; Сказка о рыбаке и рыбке ; Сказка о попе и о работнике его Балде.
В случае, если одна книга или научная работа писалась двумя или тремя людьми, необходимо указать фамилию и инициалы только одного из них в самом начале. А после названия указать фамилии всех в алфавитном порядке.
Например: Агибалова Е. В. История средних веков. 6 класс : учебник / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе ; Москва. — Изд-во Просвещение, 2023. — 287 с.
Если у одного произведения несколько авторов, допустимо перечислять их не всех. После фамилии и инициалов первого автора остальных можно скрыть под сокращением «и др.» — то есть «и другие». В таком случае «и др.» должно писаться в квадратных скобках. Но при желании можно перечислить всех авторов — ГОСТ разрешает это делать на свое усмотрение.
Например: Физическая культура и здоровый образ жизни : учеб. пособие / В. С. Кунарев, И. И. Башмашникова, В. Н. Бледнова [и др.] ; Учеб.- метод. об-ние по направлениям пед. образования, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2009. — 138 с.
Иногда возникает необходимость уточнить сведения, относящиеся к заглавию. Например, какого рода источник — учебник, энциклопедия или учебно-методическое пособие. Такие данные необходимо указывать после двоеточия, окруженного пробелами.
Например: Организация работы редакции : учебно-методическое пособие.
Но может быть так, что у источников с одним и тем же названием есть разные формы. И обе, к примеру, используются для написания научной работы. В таком случае необходимо в квадратных скобках указать формат, на который вы ссылаетесь. Речь идет о разных формах передачи информации: тексте, картах, звукозаписи, нотах, электронном ресурсе. Такие уточнения необходимо брать в квадратные скобки с прописной буквы и без сокращений.
К примеру, если сначала вы ссылаетесь на учебник, а потом конкретно на карту, расположенную в нем, пусть даже и на той же странице, запись может выглядеть следующим образом:
В случае, если в научной работе присутствует несколько ссылок на законы и нормативные акты, нельзя выстраивать их в алфавитном порядке. Согласно ГОСТу, необходимо указывать их по иерархии — от более крупных и серьезных к менее.
В нашей стране самым важным законом является Конституция, ее нужно указывать первой. Далее идут международные договоры, не противоречащие Конституции. После которых — федеральные конституционные законы и федеральные законы, а за ними федеральные подзаконные правовые акты (указы президента, постановления правительства, акты федеральных органов исполнительной власти). После них можно указывать уставы субъектов федерации, а дальше законы субъектов РФ и подзаконные правовые акты субъектов федерации.
Библиографические описания допускают определенные сокращения, все правила и формулировки описаны в ГОСТе.
Для сокращения сложносоставных слов часто используются знаки препинания, на первый взгляд не имеющие ничего общего с пунктуацией русского языка. Например, обратите внимание на сокращение словосочетания «учебно-методическое издание», приведенное в списке выше. Каждая часть слова «учебно-методическое» сокращается с точкой, при этом дефис между его частями сохраняется.
Для удобства «Лента.ру» собрала в памятку главные принципы составления списка литературы по ГОСТу: