В параллельном прокате идет «Мадам Паутина» — новый фильм киновселенной Человека-паука и один из самых разруганных критикой и публикой фильмов 2024 года. «Лента.ру» рассказывает об этой картине, которую почти удалось спасти сыгравшей главную роль Дакоте Джонсон.
1973 год. Беременная Констанция Уэбб (Керри Бише) в компании ассистента по имени Иезекиль Симс (Тахар Рахим) из последних сил разыскивает в джунглях Перу редкого паука. У каждого из них свои цели, так что, обнаружив насекомое, Симс смертельно ранит компаньонку и скрывается с места преступления. Уэбб успевает родить девочку при содействии местного племени, представитель которого обещает дочери Констанции великую судьбу.
Спустя три десятилетия Кассандра Уэбб (Дакота Джонсон) колесит по Нью-Йорку с напарником Беном Паркером (Адам Скотт). Они врачи скорой помощи — если не лучший экипаж в городе, то точно самый отчаянный. Отвага приводит Кассандру на порог гибели в автокатастрофе. Пережив клиническую смерть, Уэбб начинает видеть небольшие фрагменты будущего, и вскоре судьба сводит ее с Аней Коразон (Изабелла Меред), Мэтти Франклин (Селеста О’Коннор) и Джулией Корнуолл (Сидти Суини) — подростками, которым угрожает опасность. Дело в том, что овладевшему сверхспособностями Симсу не дает покоя сон, в котором его убивает трио старшеклассниц в латексе.
Ее самая известная работа — главная роль в трилогии «Пятьдесят оттенков серого», где актрисе пришлось изображать наслаждение от снятых в рапиде взмахов кожаной плетки. Теперь она взялась за роль Кассандры Уэбб в «Мадам Паутине» — фильме, который выглядит громким провалом даже на фоне других неудачных кинокомиксов последних лет.
Перспективы этого проекта были ясны издалека. Принадлежащая компании Sony киновселенная Человека-паука (Sony Spirder-man Universe, сокращенно SSU) и до нынешнего момента не блистала особыми успехами. Дилогия «Веном» была еще туда-сюда (прежде всего, благодаря харизме Тома Харди), но «Морбиус» с Джаредом Лето сначала долго не могли выпустить, а потом разобрали на мемы. Сценарий фильма про Лето в роли супервампира (и будущего противника Человека-паука) написали Берк Шарплесс и Мэтт Сазама. Совершенно непонятно, что побудило Sony доверить им и «Мадам Паутину». Компанию мужчинам составили еще одна сценаристка Клер Паркер и постановщица картины С. Дж. Кларксон.
Во-первых, герои бесконечно пересказывают свои штампованные биографии, а каждый проход по улице или проезд автомобиля снят с пяти разных ракурсов. При этом словоохотливость персонажей не делает сюжет более ясным. Мы так и не узнаем, как юные подруги Кассандры овладели сверхспособностями и переоделись в нарядные костюмы, срисованные, кажется, не из комиксов, а из мультфильмов. Тем же туманом окутана и фигура злодея Иезекиля Симса, о котором известно лишь то, что он подлец. Ни способ оберетения смертоносных способностей, ни история создания костюма, ни какая-нибудь еще деятельность за пределами охоты на подростков с экрана даже не упоминается.
На этот факт «Мадам Паутина» указывает даже излишне настойчиво, не удосуживаясь, впрочем, уточнить, в хронологии какой именно части мультивселенной разворачиваются события. Фанаты и гики, которым фильм адресован в первую очередь, имеют все основания возмущаться. Все остальные зрители получают просто скучноватый экшн-фильм, упустивший даже очевидные возможности. Например, пролет героини через рекламу трусов на Таймс-сквер, снятый так блекло, как это вообще возможно, учитывая декорации.
Очевидных плюсов у «Мадам Паутины», пожалуй, два. Первый — атмосфера Нью-Йорка начала нулевых. Город залит мягким солнцем, которое красиво сочетается с красным кожаным пиджаком главной героини. Из динамиков то и дело звучат Toxic Бритни Спирс и Dreams от The Cranberries — из 2024 года эти времена кажутся олицетворением беззаботности, несмотря на близость 11 сентября. Примерно так и сняты второстепенные сцены, есть даже эпизод с барбекю на заднем дворе. Второе достоинство, как уже было сказано, это работа Дакоты Джонсон. В ней есть легкость, ирония и способность оживить самые нелепые диалоги (а они здесь таковы без всяких исключений). В эпизоде с поездкой в Перу ближе к концу можно даже испытать что-нибудь сентиментальное — легкость Дакоты постоянно указывает на то, каким этот фильм чисто гипотетически мог бы стать.
«Мадам Паутина», как, кстати, и «Морбиус», выигрывает у последних фильмов Marvel в плане бесшабашности. Фильм Кларксон демонстративно игнорирует тренд на то, что супергерои должны как-то комментировать текущую повестку. Идея эта была глуповата еще на этапе второй фазы «Мстителей», а в нынешнем мире адекватно смотрелся бы разве что Тони Старк — тех времен, когда он еще продавал оружие талибам («Талибан» — запрещенная в России террористическая организация). «Мадам Паутина» мог бы стать достойным пустоголовым развлечением, но подвел разве что совсем уж беспомощный сценарий. Все-таки сегодняшний зритель не готов к тому, чтобы тратить два часа на фильм, который на деле представляет собой то ли расширенный трейлер, то ли пилот сериала. Зато в финале картина все же ухитряется вознаградить пожертвовавших временем своей жизни. «Лучшее в будущем — то, что оно еще не наступило», — изрекает Кассандра Уэбб перед титрами, и с ней трудно не согласиться.
Фильм «Мадам Паутина» (Madame Web) вышел в некоторых российских кинотеатрах