Россия
00:01, 23 февраля 2024

«Будь у нас такая штука раньше» Как российские волонтеры разработали уникальное средство эвакуации раненых в зоне СВО

Петр Каменченко (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: предоставлено Олегом Шубиным («Врачи, вы не одни»)

На СВО идет упорная позиционная борьба. Поля и леса засыпаны десятками тысяч мин, тысячи дронов охотятся за отдельными группами и даже случайными бойцами. Навести артиллерию или сбросить на голову гранату «птички» могут в десятке километров от линии боевого соприкосновения (ЛБС), не щадя ни гражданских, ни медиков. В таких условиях быстрая эвакуация раненых из зоны поражения становится ключевой, но сложной задачей. Решение нашли волонтеры группы «Врачи, вы не одни», при поддержке добровольцев со всей России они разработали, наладили производство и начали отправку на фронт эвакуационной тележки «Анютка». Простая и бюджетная конструкция оказалась очень эффективной и уже спасает жизни бойцов и санитаров. О рождении «Анютки» — в материале «Ленты.ру».

Все началось год назад. Весной 2023 года в группу «Врачи, вы не одни» обратился за помощью фельдшер из народной милиции ДНР с позывным Подорожник. Последние полтора года он постоянно находился в зоне боевых действий, не покидая ее даже при ранениях.

Подорожник обрисовал задачу: нужно средство эвакуации раненых, но ни одно из существующих на сегодняшний день не подходит под те задачи и под ту специфику, которые есть на фронте. «Буханка» непосредственно к позициям не проезжает, электрические и обычные двухколесные тележки не годятся, потому что эвакуировать раненых приходится по траншеям и узким тропинкам среди заминированных полей.

Если катится широкая тележка или, как по старинке, 4-6 человек несут раненого на носилках, то они, во-первых, растягиваются широко, и есть шанс наступить на мину. А во-вторых, шесть человек плюс раненый — это уже привлекательная цель для современных средств поражения, для дронов и так далее

Стояла задача сделать бюджетное, узкоколейное, а еще лучше одноколесное средство эвакуации, стыкующееся со штатными носилками.

При этом носилки должны надежно закрепляться на тележке и легко с нее сниматься вместе с раненым так, чтобы его не пришлось перекладывать, ведь это время, а значит — лишний риск.

Был еще один важный момент в техническом задании: колесо должно быстро складываться, чтобы группа эвакуации могла погрузить раненого непосредственно с земли и быстро залечь в случае обстрела. Наконец тележка должна была быть легкой и компактной, переноситься за спиной в сложенном виде, быть прочной, простой и очень недорогой в производстве.

Конструкцию «Анютки» разрабатывали изобретатели со всей России

Волонтеры подмосковной группы «Врачи, вы не одни» собрали чат инженеров и просто людей хорошо понимающих, как работает техника, и стали эту идею обсуждать, накидывать варианты.

Самым деятельным оказался подписчик группы из Новгородской области, с ником Фингер. Он был первым, кто от разговоров в чате перешел непосредственно к работе. Фингер взял в руки инициативу, инструмент и стал воплощать идеи в металле. Отобрал у жены велосипед, разобрал его на запчасти и у себя в гараже стал варить разные конструкции. Именно он уже в процессе работы нашел большинство верных технологических решений, пройдя десятки тупиковых вариантов.

И вот после пары месяцев мытарств и творческого полета первый прототип одноколесной эвакуационной тележки был испытан на земле новгородской области. В испытаниях участвовала Анюта, семилетняя дочка Фингера. В ее честь тележка и получила свое нежное имя «Анютка». Испытания выявили целый ряд существенных недостатков. В результате Фингером были разобраны еще несколько велосипедов, и появились второй и третий прототипы. «Анютки» отправлялись Подорожнику на ЛБС по одной, там их тестировали в боевых условиях, по результатам испытаний вносили поправки и посылали следующую.

Подорожник каждый день отписывался в чат: «сегодня одного вытащил», «сегодня — троих», и каждый раз давал очень подробную обратную связь — как работает тележка, что нужно изменить или поправить, какие сделать правильные доработки. В зоне СВО «Анютки» успешно прошли десятки километров, и уже на прототипах было спасено 30-40 бойцов.

Доработка конструкции заняла 7-8 месяцев. Было много тревог: если что-то сделать неправильно — колесо может не лечь, как нужно, начнется обстрел, а оно не сложится. Или, наоборот, не зафиксируется в стоячем положении, и людям придется не катить тележку, а по сути нести раненого на руках, да еще и ее собственный вес вдобавок.

Схемы «Анютки» сделали программисты космического предприятия

После того как определились с конструкцией в целом, стали искать производственные площадки, где тележки делать. На этом этапе эстафету у Фингера принял волонтер Николай. На своей основной работе он разрабатывал измерительные комплексы для АЭС, а в свободное время довел тележку вместе с инженером производителя до стадии серийного изделия.

Еще один инженер Алексей из института физики высоких энергий, чьи изделия работают на Большом адронном коллайдере, предложил текущую конструкцию зажима, которую дорабатывал уже Николай.

А Андрей — программист космического предприятия — сделал подробные инструкции, схемы и сформировал ТЗ. Во многом это была уже совершенно другая тележка.

Неожиданно нашелся и производитель. Павел из Тверской области случайно узнал об «Анютке» и предложил свои производственные мощности. В начале 2020-х годов он создал отлично укомплектованное новейшим импортным оборудованием предприятие и уже имел заказов из-за рубежа на полтора года вперед, но февраль 2022 года и последовавшие за этим санкции разрушили все планы. В конце 2023 года Павел начал выпуск «Анюток». Первые 200 тележек он сделал за свой счет.

Сейчас это основная производственная площадка эвакуационных тележек. Производство там расширяется, но процесс весьма трудоемкий и нужны сварщики. Один сварщик за день может сварить четыре тележки, а их нужно много больше. Идут переговоры еще с двумя площадками, чтобы запустить процесс и там.

«Будь у нас раньше такая штука, то он остался бы жив»

Массово стали отправлять «Анюток» в зону СВО с 22 декабря, а 20 января на фронт уехала уже сотая тележка. И сразу же на них образовалась огромная очередь. Отправили сто, а актуальная потребность уже больше 500 штук. Распространяются тележки максимально широко по географии, по всей линии от ЛНР до Херсона. Задача — изучить, как она себя поведет на разных грунтах, в разных температурных режимах.

И сразу же начали поступать отзывы. Вот один из самых первых, присланных Подорожником:

«Бойцы рассказали по поводу эвакуации 300-го. Они его тащить вчетвером стали, их заметили с "птички", начали пристреливаться. Им подогнали "Анютку", они перекинули 300-го. И четверка возвратилась на посты, а двойка, пригнавшая "Анютку", помчалась к точке эвакуации. Их стали накрывать 120-миллиметровыми, они залегали во время прилета и успевали во время перезарядки убежать дальше, корректировщики за ними не успевали. Потом просочились по лесополосе и умчались дальше, скрывшись с глаз. И это все по-светлому. Далее подогнали тележку к подошедшей БМП, перегрузили и отправили дальше по этапу. Бойцы признались, что даже вчетвером ту скорость, что они вдвоем с "Анюткой" развили, они вряд ли смогли бы развить и тем более поддерживать. По лесополосе вчетвером тоже не смогли бы идти быстро из-за узости тропки. В итоге "Анютка" реально спасла не только жизнь раненому бойцу, но и эвакуационной команде. Вот именно поэтому тросик немного растянулся, они часто залегали и сильно давили на рычаг.

На другом участке в первый же день эвакуировали трех раненых, а во второй — уже 26. И ни один трехсотый не стал двухсотым. Опытные бойцы, испытывающие тележку, грустно говорили: "Будь у нас раньше такая штука, … (позывной просили не указывать — прим. «Ленты.ру») остался бы жив». И уважительно зовут тележку "Анютой". Вот что значит боевая репутация!»

«Раньше всех таскали на руках»

Обрабатывает все заявки с фронта на тележки Алексей Терновский. Он решает, куда и сколько их отправить, следит, чтобы «Анютки» дошли до заказчиков, поддерживает с ними обратную связь. Алексею 57 лет, у него больше десяти специальностей. По образованию — инженер, сейчас работает спортивным психологом.

Тележка весит 12 килограммов, а в деревянном каркасе для перевозки — 18. Леша готовит их для отправки. Отвлекаю его от работы, чтобы задать несколько вопросов.

Насколько «Анютка» прочная?

— На ней возили 150 килограммов — и нормально. А из непрофильных испытаний на нее наехала БМП. Случайно тележку оставили, она разворачивалась и наехала. Колесо заменили, выпрямили раму, и она до сих пор работает, возит раненых.

Колеса какие-то специальные?

— Обычные велосипедные колеса 26-дюймовые. Нам их питерский концерн «Велком» как спонсор присылает вместе с комплектующими, чтобы быстрее вышло, и мы могли наращивать производство.

Сколько тележек сейчас производится?

— Еженедельно нам поступает 40 тележек. Первая пришла 22 декабря, а 20 января отправили сотую.

И какие отзывы?

— Пока отрицательных отзывов не было. Поступают тележки прямо на передовую, а там просят еще. Но наших мощностей пока не хватает, чтобы обеспечить даже остронуждающихся. Наращиваем, но заявок больше, чем успеваем сделать.

То есть те, кто непосредственно вывозит раненых, довольны…

— Очень довольны, плечо эвакуации раненых может быть очень значительным. От километра до десяти. Раньше всех таскали на руках. Эвакуационная группа — 4-6 человек. Одни тащат, другие следят за воздухом, потом меняются, а здесь силами двух человек можно вывозить. Фактически вся нагрузка идет на колесо, а задача санитаров — просто рулить. Одно колесо, два человека тележку везут, если появляется препятствие, ее можно приподнять и переставить, но основная нагрузка на колесе.

В одном из последних отзывов пишут, что три километра пробежали без перекуров. А в другом месте за день на нашей тележке вывезли 26 трехсотых. То есть успели вывезти всех за день.

Вы отслеживаете судьбу тележек?

По каждой отправленной тележке я стараюсь быть на связи, иметь обратную связь на личном контакте.

Почему вы стали добровольцем?

Потому что не могу этим не заниматься. У каждого человека рано или поздно наступает момент, когда нужно не только брать, но и отдавать.

Чем помочь

Сегодня себестоимость одной тележки порядка 11 тысяч рублей. И это в разы отличается оттого, что есть на рынке. Так, например, электротележки стоят 100 тысяч. У них есть свое применение и определенные преимущества, но и разница в цене в 9-10 раз — колоссальная. Что лучше, отправить в одно подразделение электрическую тележку или в десять подразделений «Анютку»?

Многие подписчики телеграмм-канала «Врачи, вы не одни» предлагают свою помощь. Люди готовы варить тележки в маленьких мастерских, у себя в гаражах. Просят выложить чертежи в открытый доступ.

— Мы устали людям объяснять, что это вовсе не гаражная история, — объясняет свою позицию Аня Краснопольская. — Это только кажется, что тележка простая, а в реальности нужно производство, где есть лазерная резка, аргоновая сварка, камера покраски и так далее. Чтобы на выходе получалось кондиционное изделие, которое не выйдет в решающий момент из строя и не усугубит положение эвакуационной группы.

И еще один момент. Была вот такая неприятная история. Один из тех, кто был в чате разработчиков и имел доступ к одному из промежуточных вариантов, сварил несколько тележек и выставил их на Avito по 45 тысяч рублей.

— Мы, мягко говоря, охренели, — рассказывает Аня. — Во-первых, это разработка волонтерская, и мы не хотим, чтобы на этом делали бизнес, особенно с такими безумными наценками. А самое главное — то, что он выложил, было сделано по промежуточным чертежам, где многое было не учтено. Кто-то купит это за 45 тысяч, и могут люди погибнуть. Поэтому в открытый доступ чертежи не выкладываются, а все тележки делаются не кустарным образом, а на производстве.

Оказать помощь фронту можно другим способом. Самая прозаическая помощь — это деньги. Хотя себестоимость тележки и небольшая, но, если их делать сотнями штук, выходит уже серьезный бюджет. Если найдутся производители с крупным, технологичным и современным производством (с трубными и портальными лазерами!), готовые помочь, то можно организовать производство тележек и у них. И, конечно, нужны волонтеры, которые ездят в зону СВО по разным маршрутам, потому что довозить готовые тележки по различным подразделениям, это отдельная задача.

< Назад в рубрику