1 марта в мировой прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов года «Дюна: Часть вторая» Дени Вильнева. Фантастический блокбастер возвращает зрителя на песчаную планету Арракис, где продолжается эпопея Пола Атрейдеса в исполнении Тимоти Шаламе. Как приняли сиквел ведущие западные критики?
После краткой преамбулы, которая знакомит нас с похожим на рептилию Императором (Кристофер Уокен) и его капризной дочерью принцессой Ирулан (Флоренс Пью), мы снова оказываемся в пустыне и наблюдаем, как Пол Атрейдес (Шаламе) и бойцы фременов атакуют взвод Харконненов. Юноша более-менее приспособился к образу жизни аборигенов, но все еще остается для них пришельцем. В то же время сцены, в которых Пол сражается бок о бок с Чани (Зендея), указывают на то, как крепнет их сердечная связь. Тем временем Леди Джессика (Ребекка Фергюсон) собирается стать верховной жрицей Бене Гессерит. Кроме того, она беременна, и сестра Пола телепатически беседует с мамой прямо из утробы. Лидер фрименов Стилгар (Хавьер Бардем снова добавляет речи аромат хамона) постепенно проникается доверием к Полу и начинает думать, что бывший аристократ может быть Избранным. В Арракине (гигеровская по архитектуре столица планеты наполнена призраками несбывшейся «Дюны» Алехандро Ходоровски) «Зверь» Раббан (Дэйв Баутиста) бесится из-за нападений на его солдат. Его дядя (Стеллан Скарсгард) ставит ультиматум. Любовь и война витают в воздухе. «Тот, кто контролирует спайс» — и все такое.
Уже здесь Вильнев еще раз доказывает, что объединяет в себе дерзкого визионера и большого студийного постановщика. Он понимает, как научная фантастика соединяет привычное и потустороннее. Он рисует странные образы, подобающие далеким-далеким галактикам и создает гравитацию при помощи адреналиновой человеческой драмы. Этот джентльмен также знает, как сочинять музыку для широкоэкранных аттракционов. Шум и ярость здесь соседствуют с изящными темами из нескольких нот. Ну а когда Пол и Чани запускают ракеты, прячась за стальными ногами уборочной машины, у вас уже нет сомнений, что Вильнев — настоящий мастер экшн-хореографии. Впрочем, статичные кадры смотрятся и звучат не менее захватывающе.
Вторая часть монументальной адаптации «Дюны» Дени Вильнева — это эпическая научно-фантастическая галлюцинация, образы которой говорят о фашизме и империализме, о партизанском сопротивлении и романтике. Фильм Вильнева по роману Фрэнка Герберта 1965 года (сценарий которого написан в соавторстве с Джоном Спейтсом) опирается на Дэвида Лина, Джорджа Лукаса и «Гладиатора» Ридли Скотта. Особенно в сцене поединка на мегастадионе, заполненном толпами компьютерных статистов-зрителей. И в то же время Вильнев все сделал по-своему. Светская политическая жестокость встречается с борьбой коренных народов на огромных загадочных планетах. Звуковое оформление пульсирует и гудит в венах этого фильма.
Вильнев демонстрирует невероятные амбиции и смелость, создает эталон авторского киноязыка. Но скажу напоследок, что не могу избавиться от одного чувства. Невозможно представить, чтобы кто-то делал «Дюну» лучше — или в принципе иначе — но все же эта картина для меня не стала таким же самостоятельным и содержательным фильмом, каким был «Бегущий по лезвию 2049». Впрочем, это настоящая эпопея, и приятно видеть, что режиссер мыслит столь масштабно.
Это сложный механизм, и по большей части Вильнев демонстрирует замечательный контроль над всеми его частями. Кроме того, он выстраивает ошеломляющие сцены, которые отбросят вас на спинку кресла: первая атака воинов Харконненов, миссия по запуску ракет, в которой Пол и Чани уничтожают вражеские орнитоптеры, захватывают дух. Долгожданная первая поездка Пола на песчаных червях — это ошеломляющий подвиг звука и изображения с громоподобными басами, которые даже в обычном кинотеатре подарят вам захватывающий опыт 4DX. Остин Батлер — лучший среди новичков «Дюны», его Фейд-Раута это во всех смыслах Анти-Пол — безволосое воплощение крайней бесчеловечности. Битва на арене — полностью монохромная, под черным солнцем, поглощающим цвета, с небом, взрывающимся пятнами Роршаха, — является долгожданной передышкой от приключений в песках Арракиса. <…> Если в первой части это было недостаточно ясно, то это Cредиземье, начиненное нолановским драматизмом.
Песчаные черви вернулись, и это лишь одна из многих наград, которые Вильнев стратегически приберег для зрителей второй части «Дюны». <…> Подобно Энакину Скайуокеру и его сыну Люку в «Звездных войнах» (на которые Джорджа Лукаса как раз вдохновила «Дюна» Герберта), этот могущественный лидер [Пол Атрейдес] тянется к темной стороне. Мораль «Дюны» далеко не так очевидна, и многие упустят — или неправильно истолкуют — глубоко амбивалентный тон последних минут фильма.
Никто не будет винить вас за то, что вы изо всех сил пытаетесь выпрямить извилистый мир Арракиса — отдаленной, страдающей от водного голода планеты, также известной как «Дюна». Практически все здесь имеет два названия, поскольку это мир диаметральных противоположностей, народов с конкурирующими языками. Одни говорят гортанно (лающий голос «Власть над спайсом… есть власть над всем» звучит еще до появления щита с логотипом Warner Bros.), другие молчат, общаясь посредством жестов.
Гудящая тяжесть режиссуры Вильнева отлично подходит для создания устойчивого настроения (в данном случае речь о скорбном чувстве пирровой победы), но она катком закатывает персонажей в эпическое окружение, пока они не начинают ощущаться просто частью декораций. Детально отследить эволюцию Пола так же трудно, как заметить один-единственный скол в гигантских плитах серого бетона, образующих гладиаторскую арену на Гьеди Прайм. Развитие главного героя выражается разве что в постепенном переходе Шаламе от благоговейного шепота к оглушительному крику. Низкая детализация характеров становится огромной проблемой для этого фильма. Установочный характер первой части уступил место чахлому фатализму.
Однако равнодушие при виде кульминационной поездки Вилли Вонки на 400-метровом песчаном черве на битву с диско-шаром размером с Манхэттен — это еще более мерзкий вид разочарования, чем все, что предлагалось в прошлом фильме.
Нагруженная библейскими мотивами судьбы пророка, жертвоприношения, искупления и воскресения — с шекспировскими нотками судьбы, семьи и мести — «Дюна: Часть вторая» умудряется одновременно быть полной движения и странно инертной. В сюжете наверняка что-то происходит — Пол должен решить, является ли он абсолютным революционером или упрямым полубогом. Вильнев наращивает зажигательность драк и батальных сцен. Зрителей подвергают все большему количеству внутриутробных эпизодов — ради введения в сюжет сестры, которая, предположительно, присоединится к Полу в следующей главе. Все это тщательно продумано и впечатляюще поставлено, но монотонно.
Как и ее предшественница, «Дюна: Часть вторая» создает мир, который, безусловно, впечатляет. Вильнев сжимает обширную, сложную для понимания историю в эффективное повествование (поверхностность редактуры позволяет движению идти вперед быстрыми темпами). Поклонники «Дюны», несомненно, получили достойную, исполненную величия и почтения экранизацию, которую давно заслужили их любимые романы. Всем остальным, возможно, придется пробиваться сквозь туман тайн и обычаев Арракиса, чтобы найти крупицу эскапистского удовольствия. Оно точно где-то здесь, но, быть может, придется дождаться «Части третьей».