Культура
00:01, 1 марта 2024

«Эпическая галлюцинация о фашизме и империализме» Весь мир смотрит блокбастер «Дюна: Часть вторая». Что от него ждать?

В мировой прокат выходит фильм «Дюна: Часть вторая» Дени Вильнева
Кадр: фильм «Дюна: Часть вторая»

1 марта в мировой прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов года «Дюна: Часть вторая» Дени Вильнева. Фантастический блокбастер возвращает зрителя на песчаную планету Арракис, где продолжается эпопея Пола Атрейдеса в исполнении Тимоти Шаламе. Как приняли сиквел ведущие западные критики?

«Вильнев — настоящий мастер экшн-хореографии»

После краткой преамбулы, которая знакомит нас с похожим на рептилию Императором (Кристофер Уокен) и его капризной дочерью принцессой Ирулан (Флоренс Пью), мы снова оказываемся в пустыне и наблюдаем, как Пол Атрейдес (Шаламе) и бойцы фременов атакуют взвод Харконненов. Юноша более-менее приспособился к образу жизни аборигенов, но все еще остается для них пришельцем. В то же время сцены, в которых Пол сражается бок о бок с Чани (Зендея), указывают на то, как крепнет их сердечная связь. Тем временем Леди Джессика (Ребекка Фергюсон) собирается стать верховной жрицей Бене Гессерит. Кроме того, она беременна, и сестра Пола телепатически беседует с мамой прямо из утробы. Лидер фрименов Стилгар (Хавьер Бардем снова добавляет речи аромат хамона) постепенно проникается доверием к Полу и начинает думать, что бывший аристократ может быть Избранным. В Арракине (гигеровская по архитектуре столица планеты наполнена призраками несбывшейся «Дюны» Алехандро Ходоровски) «Зверь» Раббан (Дэйв Баутиста) бесится из-за нападений на его солдат. Его дядя (Стеллан Скарсгард) ставит ультиматум. Любовь и война витают в воздухе. «Тот, кто контролирует спайс» — и все такое.

Вступительная часть второй «Дюны» сделана в духе «Лоуренса Арракисского» и выдает зрителю расклад ставок — как в личном, так и в общепланетарном масштабе

Уже здесь Вильнев еще раз доказывает, что объединяет в себе дерзкого визионера и большого студийного постановщика. Он понимает, как научная фантастика соединяет привычное и потустороннее. Он рисует странные образы, подобающие далеким-далеким галактикам и создает гравитацию при помощи адреналиновой человеческой драмы. Этот джентльмен также знает, как сочинять музыку для широкоэкранных аттракционов. Шум и ярость здесь соседствуют с изящными темами из нескольких нот. Ну а когда Пол и Чани запускают ракеты, прячась за стальными ногами уборочной машины, у вас уже нет сомнений, что Вильнев — настоящий мастер экшн-хореографии. Впрочем, статичные кадры смотрятся и звучат не менее захватывающе.

Дэвид Фир, Rolling Stone

«Невероятные амбиции и смелость»

Вторая часть монументальной адаптации «Дюны» Дени Вильнева — это эпическая научно-фантастическая галлюцинация, образы которой говорят о фашизме и империализме, о партизанском сопротивлении и романтике. Фильм Вильнева по роману Фрэнка Герберта 1965 года (сценарий которого написан в соавторстве с Джоном Спейтсом) опирается на Дэвида Лина, Джорджа Лукаса и «Гладиатора» Ридли Скотта. Особенно в сцене поединка на мегастадионе, заполненном толпами компьютерных статистов-зрителей. И в то же время Вильнев все сделал по-своему. Светская политическая жестокость встречается с борьбой коренных народов на огромных загадочных планетах. Звуковое оформление пульсирует и гудит в венах этого фильма.

Звук и музыка придают тошнотворную дрожь этому необыкновенному зрелищу и освежают заезженный БДСМ-шик, который традиционно определяет стиль межгалактических злодеев

Вильнев демонстрирует невероятные амбиции и смелость, создает эталон авторского киноязыка. Но скажу напоследок, что не могу избавиться от одного чувства. Невозможно представить, чтобы кто-то делал «Дюну» лучше — или в принципе иначе — но все же эта картина для меня не стала таким же самостоятельным и содержательным фильмом, каким был «Бегущий по лезвию 2049». Впрочем, это настоящая эпопея, и приятно видеть, что режиссер мыслит столь масштабно.

Питер Брэдшоу, The Guardian

«Это Средиземье, начиненное нолановским драматизмом»

Это сложный механизм, и по большей части Вильнев демонстрирует замечательный контроль над всеми его частями. Кроме того, он выстраивает ошеломляющие сцены, которые отбросят вас на спинку кресла: первая атака воинов Харконненов, миссия по запуску ракет, в которой Пол и Чани уничтожают вражеские орнитоптеры, захватывают дух. Долгожданная первая поездка Пола на песчаных червях — это ошеломляющий подвиг звука и изображения с громоподобными басами, которые даже в обычном кинотеатре подарят вам захватывающий опыт 4DX. Остин Батлер — лучший среди новичков «Дюны», его Фейд-Раута это во всех смыслах Анти-Пол — безволосое воплощение крайней бесчеловечности. Битва на арене — полностью монохромная, под черным солнцем, поглощающим цвета, с небом, взрывающимся пятнами Роршаха, — является долгожданной передышкой от приключений в песках Арракиса. <…> Если в первой части это было недостаточно ясно, то это Cредиземье, начиненное нолановским драматизмом.

Бен Трэвис, Empire

«Многие неправильно истолкуют тон последних минут фильма»

Песчаные черви вернулись, и это лишь одна из многих наград, которые Вильнев стратегически приберег для зрителей второй части «Дюны». <…> Подобно Энакину Скайуокеру и его сыну Люку в «Звездных войнах» (на которые Джорджа Лукаса как раз вдохновила «Дюна» Герберта), этот могущественный лидер [Пол Атрейдес] тянется к темной стороне. Мораль «Дюны» далеко не так очевидна, и многие упустят — или неправильно истолкуют — глубоко амбивалентный тон последних минут фильма.

То, что выглядит как триумф, вполне может оказаться поворотом к худшему

Никто не будет винить вас за то, что вы изо всех сил пытаетесь выпрямить извилистый мир Арракиса — отдаленной, страдающей от водного голода планеты, также известной как «Дюна». Практически все здесь имеет два названия, поскольку это мир диаметральных противоположностей, народов с конкурирующими языками. Одни говорят гортанно (лающий голос «Власть над спайсом… есть власть над всем» звучит еще до появления щита с логотипом Warner Bros.), другие молчат, общаясь посредством жестов.

Питер Дебрюж, Variety

«Вилли Вонка на 400-метровом черве»

Гудящая тяжесть режиссуры Вильнева отлично подходит для создания устойчивого настроения (в данном случае речь о скорбном чувстве пирровой победы), но она катком закатывает персонажей в эпическое окружение, пока они не начинают ощущаться просто частью декораций. Детально отследить эволюцию Пола так же трудно, как заметить один-единственный скол в гигантских плитах серого бетона, образующих гладиаторскую арену на Гьеди Прайм. Развитие главного героя выражается разве что в постепенном переходе Шаламе от благоговейного шепота к оглушительному крику. Низкая детализация характеров становится огромной проблемой для этого фильма. Установочный характер первой части уступил место чахлому фатализму.

«Часть вторая», возможно, является более интересным из двух фильмов

Однако равнодушие при виде кульминационной поездки Вилли Вонки на 400-метровом песчаном черве на битву с диско-шаром размером с Манхэттен — это еще более мерзкий вид разочарования, чем все, что предлагалось в прошлом фильме.

Дэвид Эрлих, IndieWire

«Все это монотонно»

Нагруженная библейскими мотивами судьбы пророка, жертвоприношения, искупления и воскресения — с шекспировскими нотками судьбы, семьи и мести — «Дюна: Часть вторая» умудряется одновременно быть полной движения и странно инертной. В сюжете наверняка что-то происходит — Пол должен решить, является ли он абсолютным революционером или упрямым полубогом. Вильнев наращивает зажигательность драк и батальных сцен. Зрителей подвергают все большему количеству внутриутробных эпизодов — ради введения в сюжет сестры, которая, предположительно, присоединится к Полу в следующей главе. Все это тщательно продумано и впечатляюще поставлено, но монотонно.

Для тех, кто не полностью погрузился во вселенную «Дюны», фильм выглядит, как мутный оранжево-охристый суп из пыли, дыма, пламени и песка

Как и ее предшественница, «Дюна: Часть вторая» создает мир, который, безусловно, впечатляет. Вильнев сжимает обширную, сложную для понимания историю в эффективное повествование (поверхностность редактуры позволяет движению идти вперед быстрыми темпами). Поклонники «Дюны», несомненно, получили достойную, исполненную величия и почтения экранизацию, которую давно заслужили их любимые романы. Всем остальным, возможно, придется пробиваться сквозь туман тайн и обычаев Арракиса, чтобы найти крупицу эскапистского удовольствия. Оно точно где-то здесь, но, быть может, придется дождаться «Части третьей».

Энн Хорнадэй, The Washington Post

< Назад в рубрику