Вооруженные конфликты в Афганистане беспрерывно продолжаются уже почти полстолетия. К ним в последнее время прибавились новые проблемы: засуха, землетрясения, последствия пандемии COVID-19. Особенно сложной ситуация стала после прихода к власти «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация). Многие афганцы из-за невыносимых условий вынуждены покидать свои дома, бежать в соседние страны и полагаться только на международную помощь. Беженцы сталкиваются с суровыми испытаниями — с жизнью в лагерях для перемещенных лиц под открытым небом в пустыне. О том, как афганцы пытаются выжить в пустыне, почему гуманитарный кризис в Афганистане обостряют власти Пакистана и почему проблему не может решить ООН и другие международные организации, — в галерее «Ленты.ру».
Из-за не утихающих конфликтов значительная часть населения Афганистана оказалась оторвана от своих домов. Около шести миллионов афганцев стали беженцами в более чем ста странах мира. Еще 3,5 миллиона человек вынуждены искать новое пристанище в разных регионах своей страны — они оказались на положении внутренне перемещенных лиц.
Причем около 28 миллионов граждан — две трети населения 40-миллионного Афганистана — живут только благодаря международной помощи. И в последние годы эта проблема обостряется: в начале 2021 года нуждающихся насчитывалось лишь 18 миллионов.
Положение дел в Афганистане все чаще называют гуманитарным кризисом.
«Кризис перемещения населения Афганистана является одним из крупнейших и наиболее затяжных за семидесятилетнюю историю Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ)», — отмечал верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, добавляя, что в изгнании и в лагерях подрастает уже третье поколение детей, родившихся вне постоянного дома.
Пустыня на востоке Афганистана заполнена сотнями тысяч людей. Но в условиях политических катаклизмов и вооруженных столкновений она кажется еще нормальным местом для жизни.
Перемещенных лиц внутри страны справедливо считают самыми бедными и уязвимыми жителями.
Они не могут позволить себе достаточно еды, страдают от тяжелых болезней. Зимой беженцам не хватает дров, чтобы согреться от холодных горных ветров.
«У нас не было времени ничего собрать. Мы бежали, захватив с собой только одеяло», — вспоминают жители «дома в пустыне».
Особенно тяжелыми последствия конфликта становятся для женщин и детей. Их права находятся под угрозой, дети не могут посещать школы и страдают от недоедания.
Часто они вынуждены добывать средства попрошайничеством.
«В лагерях [беженцев] крайне важно обеспечить безопасность женщин и девочек», — обращала внимание на эту проблему еще в 2021 году глава представительства Управления ООН по координации гуманитарных вопросов в Афганистане Изабель Муссар-Карлсен.
Одним из способов получения доходов для беженцев становится брак. Маленьких дочерей родители выдают замуж за тех, кто готов что-то выплатить семье невесты.
The Associated Press в одном из своих материалов рассказало историю о том, как в лагере перемещенных лиц сыграли свадьбу Шамилы, которой едва исполнилось 15 лет. Несмотря на то, что она выходит замуж не по любви и поэтому кажется несчастной, она считает, что делает правильно — во благо родителей.
Шамила говорит, что семья ее жениха поможет ее отцу расплатиться с долгами, при этом добавляет, что хотела бы учиться и затем найти работу.
Одна из причин появления «города в пустыне» — решение властей Пакистана депортировать беженцев из Афганистана обратно на родину. Предполагалось выслать только нелегалов, но и их количество в Пакистане огромное. Кроме того, многие из них уже освоились на новой родине, жили там десятилетиями и теперь им пришлось покинуть уже привычное место жительства, чтобы вновь оказаться в разрушенной и опустошенной стране.
Депортация может затронуть, по подсчетам ООН, до двух миллионов нелегалов.
Сотни тысяч афганцев стали покидать Пакистан еще до официальной депортации, опасаясь ареста. Им запрещалось даже брать с собой что-либо из вещей.
Перемещенные лица рассказывают о резком изменении своего положения после депортации. Например, один из беженцев прожил в собственном доме в пакистанском городе Пешавар более 30 лет, а теперь он с женой и детьми вынужден проводить ночи на земле, без палаток, завернутый в ткань.
Тем не менее, он надеется, что сможет осесть на своей старой родине и даже каким-нибудь образом продать пакистанский дом.
«Раньше мы продавали чай в Пакистане, но что мы можем сделать здесь? В Афганистане нет возможностей для трудоустройства, и у меня здесь нет никакой собственности или дома», — поделился переживаниями другой беженец, настроенный более пессимистично.
Тяжелое положение перемещенных лиц вынуждает их искать другую «землю обетованную».
Прежде всего в Иран стремятся убежать совсем молодые люди, от 12 до 20 лет, которые хотят в исламской республике найти работу и поддерживать свои семьи из-за границы. Тысячи людей каждый месяц пробуют пересечь афгано-иранскую границу недалеко от города Зарандж.
«В ночной темноте с помощью контрабандистов они перелезают через пограничную стену по лестницам и спрыгивают с другой стороны», — описывают этот рискованный маршрут журналисты The Associated Press. Но часто иранские пограничники им препятствуют, беженцев ловят и отправляют обратно в лагеря.
Но еще больше рисков беженцев ждет на другом пути в Иран — через Пакистан. Пусть пролегает в горной и пустынной местности.
Ситуацией в Афганистане крайне встревожены в ООН. Ведь осуществляющий депортацию Пакистан не соблюдает действующие с 2021 года рекомендации УВКБ о запрете на принудительное возвращение граждан Афганистана — даже тех, у кого отсутствуют подтверждающие личность документы.
«Мы считаем, что многие из тех, кому грозит депортация, подвергнутся серьезному риску нарушений прав человека в случае возвращения в Афганистан, включая произвольные аресты и задержания, пытки, жестокое и другое бесчеловечное обращение», — подчеркивает официальный представитель Управления ООН по правам человека Равина Шамдасани.
В ООН призывают Пакистан остановить депортацию, указывая, что это обострит существующий гуманитарный кризис.
Призывы ООН поддерживают и европейские организации: Норвежский совет по делам беженцев (NRC) и Датский совет по делам беженцев (DRC). Их представители просят страны-партнеры предоставить дополнительную гуманитарную помощь для беженцев.
«У них нет дома или земли, куда можно вернуться. Афганский народ нуждается в усиленной поддержке в то время, когда финансирование резко сокращается», — добавляет его коллега из Датского совета по делам беженцев Зия Майяр.
Гуманитарный кризис в Афганистане усугубляется и на фоне других конфликтов, в том числе странах Ближнего Востока, ведь они привлекают большее внимание мировой общественности.
«Ситуация в Афганистане ужасающая (...). Нам срочно нужна международная поддержка, чтобы предоставить этим уязвимым людям кров, питание и медицинское обслуживание», — резюмирует страновой директор Международного комитета спасения в Афганистане Сальма Бен Айсса.