Культура
00:02, 10 марта 2024

Премия «Оскар-2024». Кто получит главную кинонаграду планеты и кто ее заслужил на самом деле?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Оппенгеймер»

В ночь на 11 марта в лос-анджелесском Dolby Theatre пройдет 96-я церемония вручения премии «Оскар». Ведущим вновь станет комик и телеведущий Джими Киммел — на этой должности он уже ветеран. Расклад номинантов этого года подчинен прошлогоднему «Барбенгеймеру», но разного рода сюрпризы исключать не стоит. «Лента.ру» попыталась заглянуть в ближайшее будущее и предсказать имена триумфаторов главной кинопремии мира.

Лучший иностранный фильм

Кто заслужил: «Идеальные дни» (Perfect Days), режиссер Вим Вендерс

Кажется, великий немецкий режиссер Вим Вендерс сознательно сделал свой фильм так, чтобы каждый разговор о нем вызывал непроизвольную, чуть неловкую улыбку. Кинопоэма о чистильщике дизайнерских туалетов в современном Токио — один из лучших фильмов прошлого Каннского кинофестиваля, где Кодзи Якусе, вокруг которого Вендерс выстроил картину, получил приз за лучшую мужскую роль. Для самого 78-летнего классика и автора «Неба над Берлином» «Идеальные дни» — долгожданное возвращение в форму, с восторгом встреченное публикой и критиками. Это фильм, доказывающий, что в кино взгляд по-прежнему бывает важнее соответствия конъюнктуре и нарративу в принципе. Победа Вендерса в этом контексте была бы безусловной победой искусства над повесткой, которая укрепила бы шатающуюся год от года репутацию киноакадемии.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Кто получит: «Зона интересов» (The Zone of Interest), режиссер Джонатан Глейзер

В сопутствующих премьерным показам «Зоны интересов» интервью Джонатан Глейзер говорит, что снимал свой фильм не только о коменданте Аушвица Рудольфе Хессе, но и о сегодняшнем дне. Актуализация разговора о фашизме — это то, мимо чего академикам никак не пройти, в том числе и в контексте возможного возвращения на президентский пост Дональда Трампа. Жизнь Хесса и его семейства, снятая почти что в стилистике реалити-шоу, — идеальный кандидат на «Оскар». Достаточно новаторская и при этом доступная картина, поставленная редко снимающим автором и спродюсированная модной студией А24, — что может быть лучше? Косвенно будущий триумф «Зоны интересов» подтверждает и количество номинаций — их у фильма пять, включая режиссуру и сценарий.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Лучший актер в роли второго плана

Кто заслужил: Райан Гослинг, «Барби» (Barbie)

Сыгранный Райаном Гослингом Кен — безусловно лучшее, что есть в комсомольском по духу и чувству юмора фильме Греты Гервиг о самой известной кукле планеты. Солирующая Марго Робби, сама Гервиг и их свита в выжигающем глаза розовом мире чувствуют себя как рыбы в воде. Порукой им служит и путаный в идеологическом смысле сценарий, и безопасные игры с феминистской повесткой. Гослинг же здесь неожиданно сыграл одну из лучших ролей в карьере. В крайне скованных обстоятельствах он нарисовал и характер, и что-то вроде личной драмы, и вообще оказался единственным отчетливо живым элементом конструкции «Барби». Ну и потом наградить «Оскаром» Кена это просто очень смешно.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Кто получит: Роберт Дауни-младший, «Оппенгеймер» (Oppenheimer)

Коварный покровитель Роберта Оппенгеймера Льюис Штраусс — первая большая роль Роберта Дауни-младшего после расставания с «Мстителями». Одно это уже заслуживает поощрения академиков, исторически презирающих помпезные и легкомысленные блокбастеры от Marvel. Кроме того, это действительно выдающаяся работа. Дауни убедительно показывает, что ничуть не растерял квалификации, пока играл Тони Старка, отлично работает на крупных планах, обживает великолепный возрастной грим. Его Штраусс — герой второго плана, но один из двух полноценных полюсов в конструкции, выстроенной Кристофером Ноланом. Лет 20 назад эту роль наверняка сыграл бы Роберт Де Ниро, но очевидно, что Дауни справился не хуже, и уже одно это достаточное основание для получения первой в карьере статуэтки.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Лучшая актриса в роли второго плана

Кто заслужил: Эмили Блант, «Оппенгеймер» (Oppenheimer)

Фильмы Кристофера Нолана исторически не блещут объемными женскими персонажами, однако в «Оппенгеймере» режиссер решил нарушить эту традицию. Важных и более или менее сложных героинь здесь сразу две — жена физика Кэтрин, сыгранная Блант, и токсичная любовница Джин Тэтлок (Флоренс Пью). Роль Тэтлок яркая, но служебная, а вот образ Кэтрин Оппенгеймер оседает в памяти и остается там еще долго после просмотра. Блант здесь, с одной стороны, осознанно держится в тени бенефиса Киллиана Мерфи, а с другой — проживает полноценную судьбу, дарит героине множество нюансов и один выдающийся выход ближе к концу. Одна из главных красавиц современного кино здесь к тому же не боится быть некрасивой, старой и склочной, а это дорогого стоит. Однако «Оппенгеймер» — это все-таки очень мужское кино, и награждать за него тоже будут мужчин.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Кто получит: Давайн Джой Рэндольф, «Оставленные» (The Holdovers)

«Оставленные» Александра Пэйна визуально напоминают фильмы Хэла Эшби семидесятых годов, а по идеям и атмосфере похожи на «Клуб "Завтрак"» Джона Хьюза и «Вундеркиндов» Кертиса Хэнсона. На время здесь указывает только то, что центральным героем этой университетской трагикомедии стал не Майкл Дуглас, а педалирующий косоглазие Пол Джаматти. Давайн Джой Рэндольф сыграла здесь заведующую столовой, которая только что потеряла сына во Вьетнаме. В трио из Рэндольф, склочного препода Джаматти и кудлатого студента Доминика Сессы, Давайн Джой очевидно отвечает за уют и сердечность. Талант актрисы уже оценили премиями гильдий и «Золотым глобусом», так что при набранном темпе «Оскар» практически неминуем.

Лучший актер

Кто заслужил: Брэдли Купер, «Маэстро» (Maestro)

За постановку байопика великого композитора и дирижера Леонарда Бернстайна в свое время собирался взяться Стивен Спилберг. В итоге он вместе с Мартином Скорсезе встал за плечом Брэдли Купера, для которого картина стала вторым опытом режиссуры после фильма «Звезда родилась». Сложный и спорный — как и его герой — фильм в итоге стал большой удачей Брэдли. Экранный Бернстайн, сыгранный самим постановщиком, — один из самых энергичных киногероев прошлого сезона. Сцены, в которых он дирижирует оркестром, и особенно финальный танец под Shout группы Tears for Fears, — среди лучших эпизодов во всех фильмах, номинированных в этом году на «Оскар». Это настоящее торжество витальности и мастер-класс перевоплощения, доказывающий, что Купер, пусть вероятно и останется в этом году без приза, находится в наилучшей творческой форме за все время карьеры.

Кто получит: Киллиан Мерфи, «Оппенгеймер» (Oppenheimer)

Для ирландца Мерфи превращение в изобретателя атомной бомбы — шестая совместная работа с Кристофером Ноланом, который, наконец, подарил Мерфи главную роль. Здесь есть место физическому подвигу — Мерфи буквально истаял, чтобы обрести свойственную Роберту Оппенгеймеру худобу. Но главное — колоссальное внутреннее напряжение, способность одними глазами сыграть персональный апокалипсис, осанкой передать звучащую внутри музыку сфер. До самого финала оставаясь для зрителя загадкой, Мерфи здесь намертво удерживает внимание, и обделить его статуэткой будет непоправимой ошибкой.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Лучшая актриса

Кто заслужил: Сандра Хюллер, «Анатомия падения» (Anatomie D'Une Chute)

Великая и скромная немецкая актриса Хюллер в этом году обернулась новой богиней авторского кино, встав в один ряд с коллегами масштаба Тильды Суинтон. Случилось это благодаря двум безошибочным работам, однако в «Зоне интересов» она все-таки скорее часть общего пейзажа. В «Анатомии падения» Жюстин Трие подарила Сандре полноценный бенефис. Ее героиня, подозреваемая в убийстве мужа, здесь и агрессор, и жертва, и коварная, и беззащитная. По степени таинственности и магнетизма это парный образ к роли Оппенгеймера — было бы здорово в будущем увидеть Хюллер и Мерфи в одном фильме.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Кто получит: Лили Гладстоун, «Убийцы цветочной луны» (Killers of the Flower Moon)

Бесконечно долгий и бесконечной важный фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» можно любить или не любить, но Лили Гладстоун — несомненно большое открытие. В картине, которая, конечно, принадлежит мужчинам, ее Молли из племени осейджей отвечает за душу и трагизм. У Гладстоун, надо сказать, маловато экранного времени, чтобы считать ее роль главной, но каждый ее выход крадет фильм у Леонардо ДиКаприо. У Лили есть то, что называется словом «присутствие» — способность даже молча подчинять себе кадр. Ее главной конкуренткой станет Эмма Стоун, отважный перформанс которой в «Бедных-несчастных» все-таки носит более клоунский характер, так что победа наверняка останется за Гладстоун.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Лучший режиссер

Кто заслужил: Джонатан Глейзер, «Зона интересов» (The Zone of Interest)

Между прошлым фильмом Глейзера «Побудь в моей шкуре» и «Зоной интересов» прошло ровно десять лет. Сколько придется ждать следующей работы экс-клипмейкера, неизвестно, и нынешняя церемония может стать отличным поводом обеспечить его «Оскаром». Среди постановщиков этого года Глейзер, пожалуй, наиболее прогрессивен и смел, однако его фильм все же кажется недостаточно помпезным и однозначным. Это своего рода анти-«Список Шиндлера», так что для академиков награждение Джонатана будет слишком резким жестом, решиться на который они вряд ли осмелятся.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Кто получит: Кристофер Нолан, «Оппенгеймер» (Oppenheimer)

Это будет безусловно заслуженная награда, к которой Нолан шел все последние годы — начиная с «Интерстеллара», за который он уже наверняка рассчитывал получить «Оскар». Ни собственная космическая одиссея, ни новаторский военный «Дюнкерк», однако, не впечатлили киноакадемию. С режиссерской точки зрения «Оппенгеймер» — это демонстрация достижений от Нолана, здесь собрано все, чему он научился за два с лишним десятилетия карьеры в кино. В то же время это совершенно голливудский жанр — многомиллионный байопик важнейшего для истории ХХ века американца. Если «Оскар» и на сей раз уплывет из рук Кристофера, в пору будет сочинять какую-нибудь теорию заговора.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Лучший фильм

Кто заслужил: «Анатомия падения» (Anatomie D'Une Chute)

От «Оскара» фильм Жюстин Трие отделяет только внешняя скромность темы. Муж упал с крыши, жена довела — о чем здесь говорить два с половиной часа? Однако Трие и ее команда, оставаясь верными жанру судебной детективной драмы, изящно выворачивают его наизнанку. И речь здесь не только про упомянутую выше работу Сандры Хюллер, но и про массу героев и эпизодов, которые невозможно выкинуть из головы. Здесь и фантастический прокурор (Антуан Рейнарц), и пес Месси, удостоенный специального приза в Каннах. Все вместе они собираются в экзистенциальный витраж, рассматривать который можно бесконечно. В Америке такое кино сегодня снимают нечасто.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

Кто получит: «Оппенгеймер» (Oppenheimer)

Однако «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — это безусловно самый во всех смыслах большой и актуальный фильм прошлого года. Бескомпромиссно авторский, интимный и грандиозный одновременно, «Оппенгеймер» доказал, что зрителей можно привлечь в кинозал трехчасовой преимущественно разговорной картиной.

13
номинаций на «Оскар»
получил «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший актер»

Нельзя забывать, конечно, и о том, что разговоры здесь прерывает виртуозно придуманный и сверхреалистичный, снятый без компьютерной графики взрыв первой в истории атомной бомбы на полигоне Тринити. Это безусловно самый страшный киноаттракцион последних лет. Награждать за такое странно, но времена сейчас такие, что и не наградить решительно невозможно.

Прочитать о фильме подробнее можно здесь

< Назад в рубрику