В Лос-Анджелесе минувшей ночью прошла 96-я церемония вручения премии «Оскар», которую провел уже ставший на этой должности ветераном комик и телеведущий Джимми Киммел. О неудачниках и триумфаторах главного киновечера в индустрии рассказывает «Лента.ру».
Безоговорочным победителем премии 2023 года стал «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, собравший семь наград при 13 номинациях, включая три главных — «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший актер».
Нолан, который за свою богатую кинокарьеру получил в общей сложности 28 номинаций на «Оскар», впервые уехал домой со статуэткой за режиссуру. Впервые награду получил и Киллиан Мерфи, сыгравший в «Оппенгеймере» заглавную роль — к слову, первую ведущую за продолжительное, в целых 18 лет, сотрудничество с Ноланом. Ради изображения создателя атомной бомбы Мерфи совершил настоящий физический подвиг: буквально истаял, чтобы обрести свойственную Роберту Оппенгеймеру худобу.
Еще одну определенно заслуженную победу на главном киновечере отпраздновала звезда фильмов Marvel Роберт Дауни-младший, взявший свою первую статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана. В «Оппенгеймере» он сыграл покровителя ученого Льюиса Штраусса, что стало первой большой ролью Дауни-младшего после расставания со «Мстителями», и актер доказал, что ничуть не растерял навыка, пока играл Тони Старка.
«Оппенгеймер» действительно стал настоящим событием в мире кинематографа. Это очень интимный, безусловно авторский и одновременно грандиозный, а также самый страшный киноаттракцион последних лет, который доказал, что зрителя можно привлечь в кинозал трехчасовой разговорной картиной.
Мартин Скорсезе с «Убийцами цветочной луны» и Брэдли Купер со своим вторым в истории опытом режиссуры «Маэстро» оказались самыми обделенными номинантами премии — оба их фильма не получили ни одной награды. Что, безусловно, можно считать огромным упущением кинопремии: «Маэстро» стал прямым доказательством того, что Купер находится в наилучшей творческой форме за все время своей карьеры. Его Леонард Бернстайн — настоящее торжество витальности и мастер-класс перевоплощения.
Но сыгравшая в «Убийцах цветочной луны» Лили Гладстоун стала, несомненно, большим открытием киносезона. Ее Молли из племени осейджей в картине, которая принадлежит мужчинам, демонстрирует удивительную особенность даже молча подчинять себе кадр, а также отвечает в фильме за душу и трагизм, и хоть экранного времени у актрисы было не так много, каждое ее появление крало шоу у исполнителя главной роли Леонардо Ди Каприо.
Впрочем, завоевавшая награду за лучшую женскую роль второго плана Давайн Джой Рэндольф с фильмом «Оставленные» Александра Пэйна — самый очевидный выбор киноакадемии в этой номинации. Талант актрисы уже оценили премиями гильдий и «Золотым глобусом», и «Оскар» при таком раскладе — букмекерам на заметку — был ей практически гарантирован.
Ни одна церемония вручения «Оскара» не обходится без моментов в выступлениях на сцене, которые провоцируют бурление комментаторов в интернете (или нервов Уилла Смита), и в этот раз таким моментом стала речь Джонатана Глейзера, выигравшего статуэтку в категории «Лучший иностранный фильм» за свою холокост-драму «Зона интересов».
Британский режиссер добавил, что считает невинными и жертв нападений ХАМАС 7 октября, и людей, гибнущих от бомбардировок Газы, — но было уже поздно: не вникнув в слова Глейзера, пользователи сети бросились вырывать его слова из контекста и обвинять постановщика в антисемитизме и отказе от еврейских корней. Тот факт, что свой «Оскар» он выиграл за фильм, переводящий ужасы Холокоста на почти тактильный уровень бытового хоррора, тоже был проигнорирован.
Двадцать лет назад великий японский мультипликатор Хаяо Миядзаки выиграл свой первый «Оскар» за фильм «Унесенные призраками», но отказался приезжать на церемонию из-за несогласия с войной, развязанной США в Ираке. Теперь режиссер удостоился еще одной статуэтки: его новая картина «Мальчик и птица» была признана лучшим полнометражным мультфильмом года. Но самого Миядзаки в Лос-Анджелесе вновь не оказалось, и остается только догадываться, что именно вызвало возмущение убежденного пацифиста на этот раз. Но, строго говоря, поводов хватает.
Один из самых ярких режиссеров своего поколения был номинирован на «Оскар» в восьмой раз и впервые победил: его «Чудесная история Генри Шугара» была признана лучшим игровым короткометражным фильмом. Андерсон, впрочем, на церемонию не приехал, и его тоже можно понять: кроме четырех коротких метров по рассказам Роальда Даля, он в 2023-м снял также полнометражный «Город астероидов», но один из самых изобретательных фильмов года Киноакадемия полностью проигнорировала. Кто угодно бы обиделся!
В разросшемся до масштабов маленькой интернет-войны меме «Барбигеймер» сегодняшней ночью была поставлена очевидная точка: фильм Греты Гервиг о самой известной кукле планеты завоевал одну-единственную награду, да и то совершенно периферийную — «Барби» получила лишь статуэтку за «Лучшую песню», композицию What Was I Made For? Соответственно, без «Оскара» остался и номинированный на лучшую мужскую роль второго плана Райан Гослинг, хотя его Кен — пожалуй, лучшее, что есть в комсомольской по духу и чувству юмора ленте Гервиг. Что ж, хотя бы выступление актера под I’m just Ken на премии стало, безусловно, одним из самых запоминающихся моментов этого в остальном весьма предсказуемого мероприятия.