Система курсовой устойчивости автомобиля, или ESP (Electronic Stability Program) — одна из важнейших систем безопасности в автомобиле, обеспечивающая комфортное управление в любых режимах движения. Американское национальное управление безопасности дорожного движения назвало ESP ключевым достижением в сфере автомобильной безопасности. «Лента.ру» рассказывает, как работает система в зависимости от действий водителя, как она стабилизирует положение автомобиля в сложных ситуациях и когда ее стоит отключать.
Electronic Stability Program переводится с английского как «электронная программа стабилизации». Российским автомобилистам она больше известна как электронная система стабилизации, противозаносная система или система курсовой устойчивости.
Основная задача ESP заключается в том, чтобы сохранять курсовую устойчивость, то есть заданную траекторию автомобиля, в сложных дорожных условиях. Кроме того, система предотвращает заносы и боковое скольжение в любых режимах движения транспорта.
ESP впервые появилась на автомобилях Mercedes-Benz в 1995 году. Она была разработана совместно компаниями Mercedes Benz и Robert Bosch GmbH и называлась Elektronisches Stabilitätsprogramm (ESP).
Позже система стала доступна как опция для модели SL 500, а затем она стала стандартом для всех моделей R129 и Mercedes-Benz W140. В 1998 году ESP была включена в пакет стандартного оборудования для моделей SL 500 и SL 60 AMG.
В 2011 году систему сделали обязательной для автомобилей в США. В том же году такое требование ввели в ЕС для легковых и грузовых авто, а в 2014-м ESP стала обязательной для всех без исключения машин в Евросоюзе.
В России наличие ESP стало обязательным с 1 января 2016 года для грузовых автомобилей, с 1 февраля 2017-го — для легковых.
Основатель СЕО Mirey Robotics, эксперт по робототехнике Андрей Наташкин в беседе с «Лентой.ру» отметил, что сегодня эксперты называют внедрение ESP вторым важным изобретением в сфере автомобильной безопасности — после использования ремней для водителя и пассажиров.
Андрей Наташкин рассказал, что в своей работе электронная система стабилизации использует данные с различных датчиков — в том числе скорости вращения колеса и движения при разгоне. Другие датчики могут сообщать системе об угле поворота руля. Все это необходимо для непрерывного мониторинга параметров движения автомобиля.
Про словам маркетолога компании «Альбион Моторс» Надежды Логиновой, «мозг» ESP — это электронный блок управления, который постоянно обрабатывает сигналы. Именно на него одновременно поступает информация с двух и более датчиков автомобиля.
Блок управления анализирует эти данные, а затем принимает мгновенные решения о вмешательстве в работу двигателя и тормозной системы для предотвращения потери устойчивости машины в любых режимах движения.
Директор по послепродажному обслуживанию компании «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов в беседе с «Лентой.ру» подчеркнул: «ESP не просто обеспечивает контроль давления в тормозной системе и управление двигателем. Вмешательство системы происходит плавно и постепенно, чтобы не ограничивать возможности водителя и сохранить комфорт в разных режимах движения при разгоне, торможении, движении накатом и так далее».
ESP играет ключевую роль в обеспечении безопасности на дороге, предотвращая множество возможных аварийных ситуаций, а также помогая водителю сохранить контроль над автомобилем.
Система помогает сохранить стабильность движения автомобиля путем активной коррекции траектории при необходимости — это позволяет легче управлять авто даже в экстремальных ситуациях.
«Система поддержания курсовой устойчивости особенно важна для водителей, сталкивающихся с нестабильной погодой, и для новичков, еще не научившихся точно чувствовать границы сцепления авто с дорогой», — отметила Надежда Логинова.
Возможные неисправности при работе ESP могут возникать по разным причинам — например, из-за износа, неисправности компонентов системы и неправильной калибровки датчиков (в том числе угла поворота рулевого колеса или тех, что подают сигналы на сокращение подачи топлива, а также отслеживают скорость относительно вертикальной оси колес).
Андрей Наташкин отмечает: «Порой систему обвиняют в том, что она неверно трактует процессы в моменте, вследствие чего идет нарушение работы тормозных механизмов и двигателя».
Однако, по словам эксперта, подобные проблемы могут возникать и у очень опытных водителей, которые периодически используют принципы контраварийного вождения. При эксплуатации автомобиля в обычном режиме такие риски практически исключены.
Для исправления ошибок работы системы Роман Тимашов советует обратиться к профессионалам в дилерский центр для проведения диагностики и ремонта. Кроме того, необходимо регулярно проводить профилактические проверки ESP в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, чтобы убедиться в ее правильной работе и надежности.
В некоторых автомобилях предусмотрена функция отключения ESP — это позволяет водителям самостоятельно корректировать движение. По словам Надежды Логиновой, вождение с выключенной системой поддержания курсовой устойчивости может быть полезно при движении в условиях глубокого снега или песка, где нужна высокая проходимость и пробуксовка колес. Однако отключать систему на обычных дорогах категорически не рекомендуется, заключает эксперт.