Сегодня в России наблюдается высокий спрос на грузовые автомобили. Вместе с тем рынок все еще восстанавливается после ввода санкций и ухода европейских брендов, на которые приходилась его наибольшая часть. О том, как изменился рынок и какие результаты трансформации мы видим сегодня, — в материале «Ленты.ру».
Два года назад российский рынок покинули европейские бренды седельных тягачей. Прекратили поставки автомобилей и запчастей шведские бренды Scania и Volvo, немецкие MAN и Mercedes-Benz, голландский DAF и итальянский IVECO. Это стало проблемой, поскольку рынок тягачей, в особенности магистральных, которые используются на дальних междугородних и в международных перевозках, в начале прошлого десятилетия был почти полностью занят европейскими тягачами — отечественные модели занимали не более двух процентов рынка. Однако катастрофы не произошло.
Уже в марте прошлого года в стране в этом сегменте было реализовано 11 292 новых автомобиля, что на 51,3 процента больше, чем годом ранее. В целом на 2023 год в России и вовсе произошел бум продаж средних и тяжелых грузовиков. Всего было продано более 144 тысяч новых машин, что на 70 процентов больше, чем годом ранее, следует из данных «Автостата».
Вместе с тем на рынок пришли новые иностранные марки — в основном китайские. По данным «Автостат Инфо», продажи машин зарубежного производства увеличились с 37,7 тысячи до 95,4 тысячи единиц (плюс 153 процента). По словам экспертов, продажи грузовиков из КНР подогревал рост курса юаня, поскольку запасы по старым ценам уже были законтрактованы.
Отечественные грузовики выигрывали по стоимости, но дилеры жаловались на недостаточный объем их предложения. Поэтому грузовые автомобили стали одной из главных статей импорта из Китая в Россию — их ввезли на 258 процентов больше, чем годом ранее. По типу кузова лидирующие позиции заняли именно седельные тягачи.
По мнению руководителя отдела по развитию продуктов и услуг группы компаний «Альфа-Лизинг» Максима Давиденко, сегмент грузовой техники в этом году продолжит развиваться. Российскому бизнесу по-прежнему нужен грузовой транспорт, и предприниматели продолжают активно покупать грузовики. Сейчас рынок уже превысил объемы 2019 года, при этом основным драйвером продаж в России останутся машины из Китая, пишут «Известия».
«Развитие в 2024 году будет, но с меньшими темпами прироста. Рынок насыщается. По итогам 2023 года рынок уже превысил допандемийные объемы», — отметил эксперт.
Однако к грузовикам из Поднебесной российские потребители пока что относятся настороженно, поскольку у людей нет уверенности в надежности их работы в российских условиях и доступности сервисного обслуживания.
Анатолий Кругляков соглашается с экспертом, добавляя, что это также связано с тем, что азиатские производители не давали должной информационной поддержки. «Представленные на рынке автомобили были неизвестны отечественному клиенту (во многом и сейчас остаются таковыми), а дистрибьюторы, дилеры и импортеры были не готовы оказывать привычное нашим компаниям сопровождение при покупке (подбор спецификации, информирование о характеристиках продукта). К слову, это не их вина — объективно уровень поддержки от азиатских производителей по своим продуктам очень низкий», — отметил эксперт.
По словам Круглякова, на фоне дефицита предложения покупатели забыли о своих реальных потребностях и приобретали то, что подходило по срокам поставки и устраивало по цене. Мало кто задумывался о том, что большое количество техники из Китая не в полной мере удовлетворяет базовым потребностям перевозчиков в стране, заметил эксперт, отмечая, что вполне достойные варианты есть, но их меньшинство. Он добавил, что речь идет не о характеристиках двигателей, наполнении кабины и всего того, что обычно указывают в контрактных спецификациях, а о том, что на первый взгляд даже и не бросается в глаза. О геометрии и осевых нагрузках — колесной базе, положении седельно-сцепного устройства, грузоподъемности передней оси.
«Отличие в несколько десятков сантиметров на глаз не будет заметно, но на практике приведет к потере грузоподъемности и повышению расхода топлива за счет ухудшения аэродинамики. "На бумаге" все может быть красиво — грузоподъемность, рассчитанная по принципу "полная масса минус снаряженная", будет на уровне европейской и российской техники или даже больше (снаряженная масса китайской техники, как правило, ниже)», — отметил Анатолий Кругляков.
Анатолий Кругляков также добавил, что каждая машина должна быть построена таким образом, чтобы реализовать все задачи, которые в нее закладываются, — это и составная часть рентабельности бизнес-процессов, и одновременно — залог безопасности на дорогах.
Российские производители тоже наращивают объем предложения в сегменте. Рынок большегрузного транспорта активно трансформируется — на него выходят отечественные автопроизводители, предлагающие конкурентоспособные и качественные продукты для грузоперевозок.
Фактически перед нами классический «бескапотник», но в то же время некоторые конструктивные особенности и инновационные решения, применяемые в разработке и производстве, дают данной модели ряд преимуществ.
Конструкция «Валдая» удачно вписывается в реалии отечественной эксплуатации. С одной стороны, геометрия тягача позволяет использовать его в сцепке с новыми и уже находящимися в эксплуатации полуприцепами (любыми моделями европейского типа). С другой стороны, «Валдай 45» — это продукт для российского рынка, а значит автомобилю, возможно, придется работать в тяжелых условиях, например, в холодных регионах. Но при создании «Валдая 45» этот момент был учтен, и все выпускаемые машины оборудованы специальным пакетом теплоизоляции, подогревом топливозаборника, топливной магистрали, фильтра грубой очистки, а также предпусковым подогревом впускного коллектора.
Такой подход с умом можно наблюдать во всем. В частности, если говорить о силовой установке, то во главе здесь поставлена не только мощность, но и топливная экономичность, поэтому дизельный двигатель оборудован аккумуляторной системой впрыска, а электронный блок автоматизированной коробки передач выстраивает оптимальную стратегию переключения исходя из текущих дорожных условий. Например, при движении по холмистой местности для более полного использования уже накопленной автомобилем кинетической энергии задействуется режим движения накатом, что положительно сказывается на расходе топлива.
Комфорту водителя тоже уделено особое внимание. Да, развитая система хранения, холодильник или комфортное водительское кресло с огромным диапазоном регулировок — это фактически золотой стандарт для любого «магистральника».
Безусловно, с точки зрения бизнеса автомобиль как инструмент должен положительным образом влиять на прибыль, и высокая грузоподъемность или многотысячный километраж в графе «запас хода» лишь поспособствуют этому. Однако никто не отменял и издержек, связанных с обслуживанием, которые многим хотелось бы оптимизировать. У «Валдая 45» этот аспект также продуман.
То есть посещать сервис понадобится реже, а это уже снижает затраты на эксплуатацию. Да и трехлетняя гарантия без ограничения пробега тоже будет хорошим подспорьем для тех, кто станет эксплуатировать российскую новинку.
Таким образом, вывод на рынок большегрузного транспорта российских новинок лишний раз показывает их высокую востребованность. Как было отмечено ранее экспертами, отечественному бизнесу нужен грузовой транспорт. В то же время он должен быть продуман во всех смыслах — и с точки зрения конструкции, и с точки зрения комфорта, и с точки зрения стоимости владения. У российского продукта шансы завоевать популярность клиентов сегодня велики как никогда — условия благоприятные. Впрочем, будущие успехи или их отсутствие сможет показать лишь время.