По уставу каждому военнослужащему в зоне боевых действий полагается полбуханки хлеба в день — это около 500 граммов. В основном это белый хлеб, который выпекают на полевых кухнях. Иногда бойцы скидываются и сами покупают печи для хлеба, которые устанавливают прямо в блиндажах. А еще хлеб на фронт доставляют добровольцы — он свежий, мягкий и пахнет домашним теплом. Кроме хлеба волонтеры готовят для солдат и сладкую выпечку, делают пиццу и сосиски в тесте. Так, жительницы поселка Ключ под Ельцом отправляют «за ленточку» пшеничные батоны, сдобу и даже пирожные и бисквитные рулеты. Сестры Богородице-Тихвинского монастыря под Белгородом пекут пирожки с капустой и картошкой. А добровольцы города Олонец в Карелии сушат из ржаного хлеба сухари. «Лента.ру» поговорила с Еленой Ярошевской, волонтером из Белгородской области, которая печет для бойцов хлеб с самого начала спецоперации.
На килограмм смеси пшеничной и ржаной муки — четыре стакана воды, четыре столовые ложки ржаного солода, сухие дрожжи, растительное масло, мед, соль, кориандр. Солод залить крутым кипятком, размешать и остудить. Смешать оба вида муки, дрожжи, соль и кориандр, добавить масло, солод и воду с медом и замесить мягкое, слегка липнущее к рукам тесто. Выложить тесто в форму, смазанную маслом и дать ему подойти в тепле. Когда тесто увеличится в объеме вдвое, обмять и поставить форму в предварительно разогретую до 180 градусов духовку. Выпекать минут 40-50 до образования поджаристой корочки.
Это рецепт бородинского хлеба, который волонтер Елена Ярошевская печет для военнослужащих, участвующих в спецоперации на Украине. Хлеб получается не только ароматный, но и хранится до двух недель, не покрываясь плесенью и не черствея.
***
Елена Ярошевская живет в селе Ватутино Белгородской области, но мягкая певучая речь выдает в ней южанку. Елена родилась и выросла в Горловке. В начале 1990-х окончила школу, выучилась на швею, вышла замуж. Работала сначала в строительной сфере, а позднее стала правозащитником — некоторое время даже возглавляла областную правозащитную организацию, помогая женщинам получать положенные им алименты и улаживая конфликты горожан с коммунальными службами. В 2012 году Елена поступила в университет, чтобы получить высшее юридическое образование, но окончить его не успела… В Донбасс пришла война.
— В 2014 году, после событий в Горловке, мы с семьей переехали в Крым. В тот момент я помогала организовывать выезд беженцев в Симферополь, в пункт временного размещения, — рассказывает Елена. — И первым автобусом, для пробы, отправила старенькую маму и двух сыновей, одному из которых было шестнадцать, а другому всего два. Переживала, конечно, очень.
Елена присоединилась к родным лишь месяц спустя. Года полтора прожила в Евпатории, затем переехала в Орел — детям нужно было оформить документы. Однажды вместе с мужем она побывала по его работе в Белгородской области. Места ей так понравились, что она решила: если еще раз переезжать, то только сюда. В 2020 году супруги купили в деревне Ватутино участок в 26 соток с небольшим деревянным домом. Сами отремонтировали его, Елена завела хозяйство — кур, огород. А поскольку магазинов в Ватутино нет (приезжает только автолавка), стала печь хлеб — дома, в хлебопечке.
— Буханки в полтора килограмма нам хватает на неделю, — говорит Елена. — Выходит вкусней и дешевле, чем покупной.
Вместе с тем Елена всегда помогала тем, кто нуждался в поддержке. Так, в лагере беженцев она получала гуманитарную помощь от Красного Креста и часть ее передавала в Горловку — пенсионерам и тем, кто не мог выехать. А уже живя в Ватутино супруги не раз приходили на выручку местным жителям — кому телефон или телевизор наладить, кому дров принести. А как иначе, если в деревне 25 домов и проживают в основном пенсионеры?
***
Когда в 2022 году началась спецоперация, Елена Ярошевcкая не смогла остаться в стороне:
— Как я брошу ребят, когда они наконец-то пришли освобождать мой Донбасс? — улыбается она.
По словам Елены, еще в самом начале спецоперации волонтеры белгородской области кинули в соцсетях клич, что собирают бойцам гуманитарную помощь. В том числе нужен был хлеб, несколько буханок. Елена подумала: почему бы ей его не испечь? В полевых условиях не всегда есть возможность приготовить горячую пищу. А кусок хлеба можно отрезать, сунуть в карман и, как проголодаешься, съесть.
Первое время Елена пекла хлеб исключительно своими силами. Вместе с мужем на собственные деньги она закупала муку, солод, масло и прочие необходимые ингредиенты. Замешивала тесто тоже вручную — прямо на кухонном столе. Таким образом в день удавалось выпечь около 70 буханок.
Но вскоре к делу подключились добровольцы из других городов. Так, женщины из Нового Оскола отдали Елене формы для хлеба, еще один волонтер, Николай из Чернянки, купил и привез ей промышленный тестомес на 30 литров. Продукты иногда привозят сами бойцы (особенно если мука у них есть, а выпечь негде), но чаще продуктами обеспечивают неравнодушные производители. Солод, например, Елене присылают из Брянской области, мед — из Воронежской и Белгородской, а мешок кориандра привезла одна московская семья из Крыма. Елена им всем очень благодарна за помощь.
На одну партию уходит примерно 12 килограммов муки, из которой получается 22 килограмма готового теста. Это 23-24 буханки. Правда, духовка у Елены вмещает всего пять форм для хлеба, поэтому расстаивает и печет буханки волонтер партиями — пока одна партия печется, другая подходит, прямо тут же, на плите.
— На то, чтобы выпечь один замес, уходит три с половиной-четыре часа, — говорит Елена. — Порой начинаю печь в полвосьмого утра, а заканчиваю уже за полночь. Днем на чай можно найти минут десять, не больше.
Единственный, кто постоянно помогает Елене на кухне — сын. Парню двенадцать лет, но он многое уже умеет: формует тесто, проверяет, как оно расстаивается, следит за духовкой, достает из печки готовый хлеб.
— Мешки с мукой мы тоже вместе таскам, — смеется Елена. — Я худенькая. Одна мешок муки в 50 килограммов не перенесу. Так что это очень большая помощь.
***
Елена печет не только бородинский хлеб, но и белый, а также ватрушки и булочки — с сахаром, яблоками, джемом, корицей, изюмом. А когда есть нужные продукты, готовит пиццу или сосиски в тесте. Всю выпечку она передает волонтерам из Валуек и Белгорода, либо бойцы делают заказ напрямую — холодильник в кухне покрыт записками: кто, когда, сколько и какую выпечку ждет. Просьбы временами случаются неожиданные:
— Однажды ребята попросили выложить на хлебе слова: «С нами Бог». Я сделала. А потом и другим ребятам тоже пекла хлеб с этой фразой, — вспоминает Елена.
В другой раз она испекла партию хлеба для батальона «Сомали», который с 2014-го сражается в самых горячих точках и считается легендой Донбасса. А рекордом стали 200 с лишним буханок, которые Елена дала за один день. Добровольцы ехали под Донецк, хлеба надо было очень много, и Елена напекла, первый раз отправив выпечку для своего родного направления.
***
Это правда: хлеб Елены Ярошевской знают по всему фронту. Бойцы Елену так и зовут — «женщина с золотыми руками». Волонтер вспоминает, как еще в самом начале СВО она выпекла партию хлеба и поехала с ним в Валуйки. На улице увидела броневик с буквой «Z», на котором сидели солдаты. Она подошла к ним: «Ребята, как вы относитесь к домашнему хлебу?» Они в ответ: «Спасибо, мы всем обеспечены. Отдайте тем, кому это надо». Тогда Елена достала буханку, отломила сама и протянула им: «Попробуйте!» И показала Z на корочке.
— Боже, они схватили его, стали нюхать, фотографироваться с ним. А я смеюсь: «Ребята, иногда женщин надо слушать!» Парни были из Дагестана.
Истории, подобные этим, очень поддерживают Елену Ярошевскую в ее труде. В будущем она планирует расширить дело. Например, если будут стабильные поставщики продуктов, печь для военнослужащих пиццу на постоянной основе. Или выпекать больше белого хлеба, чтобы раздавать его мирным жителям в зоне боевых действий. После того как у Елены появился тридцатилитровый тестомес, она купила три подержанные бытовые духовки, чтобы выпекать сразу большую партию. Но печки были старые и в ноябре прошлого года сгорели. Тогда волонтер при поддержке администрации поселка получила соцконтракт и приобрела шкаф для расстойки теста и две промышленные духовки.
— Их привезли мне перед самым Новым годом, и я их сейчас осваиваю, — рассказывает Елена. — Информации в интернете мало, все методом тыка. Первая партия хлеба у меня в них подгорела. Но ничего. Я научусь.
По словам Елены, оглядываясь назад, на первые дни СВО, она думает, что другого пути, кроме как стать помощницей для солдат, у нее и не было.
— Если бы я не пекла хлеб, но плела бы маскировочные сети. Все равно помогала бы ребятам, — замечает она.
А еще, как бы женщина ни была занята, она поступила в Белгородский институт искусств и культуры и сейчас учится на музейного работника. Может, в селе Ватутино и нет магазина, зато есть Дом-музей генерала армии Николая Федоровича Ватутина. И когда СВО закончится, Елена планирует там работать.