РЖД объявили о начале реализации третьего этапа развития Восточного полигона. За восемь лет будет построены три тоннеля — дублеры Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также мост через реку Амур. Предварительно рассчитанная стоимость проектирования и строительства составляет около полутриллиона рублей. Что это даст железным дорогам, грузоотправителям и стране — в материале «Ленты.ру».
Спустя три месяца РЖД заключила договоры генподряда с группой компаний «Бамтоннельстрой-Мост» («БТС-Мост») о строительстве на БАМе трех тоннелей и моста и объявила о начале реализации третьего этапа Восточного полигона.
Восточным полигоном называют железнодорожную сеть в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Она протянулась на 14 тысяч километров почти через 900 станций в 17 регионах России. Главными нитками, связывающими весь этот участок, являются БАМ и Транссиб.
В 2019 году развитие Восточного полигона стало частью Национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ), запущенного президентом России для достижения национальной цели развития «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».
В ходе реализации КПМИ системное развитие объектов железнодорожной инфраструктуры в регионах России идет наряду с развитием региональных аэропортов, морских портов, Севморпути, строительством федеральной трассы М-12.
Начиная со второго этапа РЖД начала создавать заделы, связанные с проектированием. «Компания активно проектировала перспективную комплексную картину, что позволило по мере появления финансирования переходить к строительству. И на третьем этапе используется именно этот подход, при котором компания проектирует объекты опережающими темпами, а далее может варьировать строительство тех или иных объектов, формируя более эффективный проект как с точки зрения скорости строительства, так и с точки зрения расшивки узких мест», — говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Договоры генерального подряда, заключенные РЖД с «БТС-Мост», подразумевают возведение на БАМе второго Северомуйского, второго Кодарского и второго Кузнецовского тоннелей, а также нового железнодорожного моста через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре.
Плюс все куски, связанные с дополнительным увеличением пропускной и провозной способности. Это наиболее крупные и сложные объекты, возведение которых займет больше всего времени, поэтому для достижения целевых параметров провозной способности Восточного полигона их строительство необходимо начинать в первую очередь, говорят в компании.
«Договоры генерального подряда заключаются с условием рассрочки платежа на проектирование и строительство. Генеральный подрядчик самостоятельно привлекает финансирование, для чего будет подписано соглашение о взаимодействии РЖД, подрядчика и кредитора. РЖД обязуется рассчитаться с подрядчиком в течение десяти лет после ввода объектов в эксплуатацию», — отмечают в компании.
Завершить строительство Кодарского тоннеля планируется к концу 2030 года, строительство дублеров Северомуйского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через реку Амур — до конца 2032 года. Предварительная стоимость проектирования и строительства составляет 498,8 миллиарда рублей (без НДС).
Главная цель очередного этапа модернизации Восточного полигона остается прежней: увеличение по итогам всех работ пропускной способности БАМа и Транссиба до 210 миллионов тонн к 2030 году и до 270 миллионов тонн — к 2032 году. «Российские железные дороги как одна из крупнейших транспортных компаний России и мира имеет огромный опыт реализации крупных инфраструктурных проектов с использованием различных механизмов финансирования», — отметил министр транспорта России Виталий Савельев на церемонии подписания договора генподряда.
«Под руководством РЖД "Бамтоннельстрой-Мост" выдвигается на новую стройку века, где будут возводиться самые крупные инфраструктурные объекты в нашей стране. "Бамтоннельстрой-Мост" гарантированно выполнит все поставленные задачи! За полувековую историю наши специалисты построили свыше трех тысяч инфраструктурных объектов по всей стране. Среди них — мост на остров Русский, объекты морского порта Сабетта, совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — [горноклиматический курорт] "Альпика — Сервис" и многие другие», — подчеркнул Руслан Байсаров.
В конце прошлой недели правительство России приняло решение одобрить подготовленный Министерством транспорта проект паспорта инвестиционного проекта третьего этапа развития Восточного полигона. Его предварительная стоимость оценивается в 3,7 триллиона рублей.
Рост объемов перевозок в восточном направлении придает этому транспортному коридору международное значение. С его помощью Россия может существенно увеличить свою долю на глобальном логистическом рынке. Объем мирового рынка логистических услуг составил в 2022 году около 8 триллионов долларов, и к 2030 году этот показатель достигнет, по прогнозам экспертов, 18,2 триллиона долларов, то есть среднегодовой темп прироста оценивается в 10,7 процента.
«Восточный полигон является стратегическим объектом, поскольку он единственный обеспечивает выход на Дальний Восток — к морям, которые практически невозможно заблокировать и которые нам обеспечивают одну из самых устойчиво коротких географических связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Его развитие сегодня критически важно. Из-за того, что мы долго не могли принять решение о финансировании первого этапа модернизации и были сдвиги вправо по срокам, мы получили ситуацию, при которой наши грузоотправители оказались логистически ограничены в своих возможностях отгрузки продукции на рынки АТР. Туда не могут пробиться очень многие грузы по номенклатуре, и уже формируется очередь из тех, кто должен двигаться без очереди. После завершения инвестиционного проекта по БАМу-3 право инвестиционного доступа заработает в полную силу, и вопрос о приоритетности при движении грузов через Восточный полигон будет снят», — говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Из конкурентов на мировом логистическом рынке у Восточного полигона — только перевозки морем, и только за счет объема, говорит Павел Иванкин. «С 24-тысячником с контейнерами, уходящими из Китая, сложно конкурировать. Но мы выигрываем в скорости и во времени. И в ритмичности перевозок мы бьем морской транспорт», — отметил эксперт.
«Символично, что в год 50-летия БАМа мы даем старт проектированию и строительству четырех ключевых инфраструктурных объектов. У нас нет того практически бесконечного ресурса, который был у Советского Союза, но сегодня мы обладаем уникальными технологиями и компетенциями, которые позволят нам с уверенностью сказать: третий БАМ будет построен в срок, при этом на высочайшем уровне надежности и безопасности», — заявил Олег Белозеров.