«Смута» вышла. В том, что она реально выйдет и в нее можно будет играть, многие сомневались до последнего. Ее создала неизвестная прежде студия Cyberia Nova при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). При этом разработчики активно рассказывали об игре и не стеснялись отвечать на вопросы аудитории. Как это принято, игру сразу стали сравнивать с западными проектами, якобы это наш ответ тем и этим. Но так ли она похожа на «Ведьмака», Ghost of Tsushima и другие схожие игры? «Лента.ру» рассказывает, какой получилась «Смута».
Действие игры разворачивается на фоне русско-польской войны и в разгар Смутного времени. А именно в 1612 году. Это очень интересный и драматичный эпизод истории России, однако неизвестный широкой публике.
За основу игры взят сюжет романа XIX века Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». В центре истории тот самый вымышленный Юрий Милославский — молодой боярин, который отправляется в Нижний Новгород, чтобы присоединиться к народному ополчению. В игре, как и в самом романе, немало реальных исторических персонажей, включая Минина и Пожарского.
Впрочем, разработчики не пытались охватить слишком большой период времени и сконцентрировались исключительно на Втором народном ополчении, полностью освободившем Москву от интервентов. Сюжет простой и без избыточного пафоса, однако последователен и логичен, а Юрий из случайного свидетеля постепенно становится центральным героем истории. Место для интриг тут тоже нашлось, но все в рамках реализма.
Стоит учитывать, что сюжет тут нетороплив, а диалоги переполнены деталями, раскрывающими эпоху. Все встреченные персонажи очень любят поговорить и поделиться своим мнением о происходящем. Постановка диалогов тут как в Starfield, где персонажи стоят на одном месте, говорят свою реплику, ждут ответа от Юрия и затем продолжают говорить.
По словам создателей, одной из важнейших задач при создании «Смуты» было следование исторической достоверности. Поэтому над игрой работало большое количество специалистов и консультантов. Это в немалой степени интерактивный музей, демонстрирующий быт и нравы людей того времени, а не развлекательное шоу, где одна эпичная битва сменяется другой.
Для фаната истории это выглядит идеальным продуктом, где никто не пытается в игру про события XVII века замешать магию, всесильных персонажей и карикатурных антагонистов. И чтобы не скатиться в унылый урок истории «Смута» постоянно подкидывает интересные разговоры, локации и события.
Во время создания «Смуты» разработчики называли источниками вдохновения первые части Assassin's Creed, серию «Ведьмак» и Ghost of Tsushima.
И на первый взгляд параллели со всеми этими играми действительно легко провести. Во-первых, как и три названных проекта выше, это игра от третьего лица со схожими механиками и локациями в духе первой части Assassin's Creed. То есть здесь нет бесшовного открытого мира, и Юрий может разгуливать лишь внутри локаций-хабов.
Крупных города здесь три: Нижний Новгород, Ярославль и Москва. При перемещении между ними герой также будет исследовать леса и прочую глушь. И, забегая вперед, нужно сказать, что все эти локации невероятно красивы.
Упор на реализм ощущается и в механиках. Это желание показать исторический эпизод максимально реалистично проявляется во всем, начиная от внешнего вида персонажей и заканчивая их словами и действиями. Движения героя тяжелые и неторопливые, в каждом шаге чувствуется инерция. Каждый замах мечом ощущается как нечто увесистое, а если врагам удалось оглушить Юрия, восстанавливаться он будет еще несколько секунд. Похожий пример в индустрии уже был — Kingdom Come: Deliverance. Там за основу брались события XV века, и разработчики также старательно воссоздавали атмосферу Богемии того периода.
Боевая система довольно простая и понятная. Есть легкий и тяжелый удары, уклонение, блок и парирование. В дополнение к этому можно воспользоваться дальнобойным оружием с высоким уроном, но после каждого выстрела надо ждать перезарядку. Все это рассчитано на бои против небольших групп противника, поэтому не стоит здесь ожидать эпических сражений в стиле «один против нескольких десятков». Но порой даже бой один на один может стать серьезным испытанием. Не говоря уже о группе из трех врагов, пытающихся окружить игрока.
Стиль ведения боя определяет образ Юрия. Открываются они по ходу прохождения игры, а не за то, удалось ли игроку найти какой-то скрытый сундук. У каждого из пяти образов (включая образ Царедворца за предзаказ) два вида основного оружия и дополнительного снаряжения. Так, в образе ратника Юрий вооружен саблей с щитом и копьем, а в образе наемника — мечом кацбальгером и мушкетом. Можно нарядиться и простым крестьянином с топором.
К тому же каждый из образов определяет отношение других персонажей к Юрию. То есть в образе стрельца бандиты и польские интервенты будут сразу же атаковать Юрия. А вот в образе наемника из Европы, наоборот, — поляки будут свободно пускать его на свою территорию.
Прокачка выполнена тоже необычно. При выполнении заданий Юрий получает очки опыта, и с получением уровня можно разблокировать слоты под артефакты. Артефакты тоже выдаются за выполнение квестов либо их можно отыскать в сундуках с сокровищем. Эти артефакты в большинстве своем меняют характеристики героя, не давая новых навыков.
И, в довершение ко всему, тут есть стелс. Работает он откровенно плохо, враги пусть слепые, не замечая Юрия буквально под носом, иногда могут заметить его сквозь стену. Поэтому пытаться проходить игру скрытно — худший вариант. Но порой «Смута» сама заставляет прятаться от врагов по кустам, что огорчает.
Нужно проговорить, что бои в «Смуте» все же играют второстепенную роль, потому что большую часть времени игрок будет разгуливать по локациям и выполнять поручения других персонажей. И вот как раз с демонстрацией локаций и местных достопримечательностей «Смута» справляется отлично. Игра невероятно красивая и детализированная.
Причем на высочайшем уровне проработаны не только локации, но и снаряжение героев. Буквально все, за что цепляется глаз, хочется рассматривать. Но, к сожалению, фоторежима здесь нет.
Однако если в статике игра выглядит великолепно, то в динамике все уже не так хорошо. Анимации выполнены на высоком уровне, хотя моментами случаются непонятные застревания в текстурах, в бою оружие может пройти сквозь врага, а анимации в диалогах повторяются слишком часто.
К тому же есть вопросы к оптимизации. Игра сделана на Unreal Engine 5, благодаря чему и удалось достичь такой картинки. Но это движок славится своей плохой работой даже на самом топовом «железе». Поэтому в максимальном качестве «Смута» пойдет далеко не у всех. Так, на RTX 3070 можно рискнуть выставить высокие настройки графики, и на открытых локациях она даже будет вменяемо работать. Но в крупных городах fps проседает до 20-25 кадров, поэтому придется копаться в настройках.
***
Как уже было отмечено выше, у «Смуты» гораздо больше схожестей с Kingdom Come: Deliverance, нежели с Assassin's Creed. Обе игры стараются максимально приземленно, но при этом в увлекательной форме отразить неизвестную массовому игроку эпоху. Обе закапываются в детали там, где, казалось бы, это не принято и не нужно. Но в этом и есть их шарм.
Разумеется, «Смута» не идеальная игра и имеет проблемы. Где-то они связаны с технической частью, и разработчики уверяют, что все их исправят. Где-то — с постановкой сюжетных эпизодов и темпом повествования. Но это самобытная и интересная игра, разработчики которой не пытались тупо скопировать западные проекты, а сделали нечто свое.
Как проба пера и один из первых проектов, открывающих современную AAA-индустрию в России, это весьма неплохо. По крайней мере, она лучше и интереснее многих зарубежных игр, выходивших за последние годы.