Семен Иванов из Сергиева Посада еще в начальной школе решил, что хочет стать спортивным комментатором. На пути к мечте его ждало немало сложностей: катастрофическая первая трансляция, комментарии хейтеров и работа в то время, когда все спят. В беседе с «Лентой.ру» Семен раскрыл несколько профессиональных секретов и объяснил, почему комментировать спорт не так просто, как может показаться.
Впервые я начал интересоваться спортом во втором классе. Как и большинство, сначала футболом, потому что его на кухне смотрели дед и отец. Тогда же появилось желание связать со спортом свою жизнь. Я воспринимал спорт как отдых, а нет ничего лучше, чем работать в той сфере, в которой ты отдыхаешь. Уже через год я решил для себя, что стану спортивным комментатором.
С тех пор я шел к этой цели и только ради этого поступил в МГУ на факультет журналистики. Когда появилась возможность выбрать специализацию, я пошел на модули спортивной и радиожурналистики.
Сейчас я комментирую хоккей. С причинами все просто: первый спортивный матч, который я увидел с трибун, был именно хоккейным. Мне понравилась атмосфера.
А еще хоккей традиционно популярен у нас в стране. Я помню, с какими яркими эмоциями смотрел чемпионаты мира 2012 и 2014 годов. Помню ажиотаж вокруг них, когда чуть ли не вся страна гуляла в честь нашего золота.
Я начал заниматься комментированием на первом курсе в студенческом СМИ. Отработал там полгода и комментировал все, что можно: и футбол, и волейбол, и баскетбол, и хоккей, и художественную гимнастику, — все. А потом в марте-апреле мне хороший знакомый предложил за деньги комментировать детский хоккей. Я пришел в эту сферу и с тех пор больше не уходил.
Комментирование детского хоккея очень отличается от взрослого. Во-первых, дети — это беспроигрышное комментирование. Их смотрят родители, поэтому критиковать детей нельзя. Во-вторых, их игра — абсолютно другая динамика. Ребенок, если он хороший игрок, проезжает площадку секунд за восемь-десять, взрослому хватит четырех-пяти с раската. Это совершенно разные скорости.
По договоренности я комментирую и любительский хоккей: то есть матчи формата «мужики после работы пришли, попинали шайбу и разошлись». Бывает, что кто-то из знакомых операторов и режиссеров зовет на матчи, если их комментатор слетел. Там по времени все отличается. Самый короткий эфир может выходить на полтора часа: арена льда дорогая, поэтому любители могут отказываться от перерывов совсем или сокращать их, чтобы сэкономить.
В этом году я попал в комментирование профессионального хоккея: я работаю на трансляциях матчей Национальной хоккейной лиги (НХЛ), в которой играют клубы из США и Канады. В связи с последними событиями она ушла из России, поэтому на показ матчей НХЛ в российском медиасегменте ни у кого прав нет. По этой причине мы можем бесплатно транслировать матчи и не бояться блокировки за авторские права. Это и интересно, и с точки зрения закона безопасно.
НХЛ я комментирую, работая в Sportcast — спортивном медиа. У нас нет зарплаты, только донаты — то есть добровольные пожертвования от зрителей. Графика у нас тоже нет — просто отмечаемся, когда свободны. В среднем за неделю выходит около пяти матчей, учитывая, что в один день может быть несколько игр.
Матчи НХЛ проходят ночью, редко вечером, поэтому моя рабочая смена начинается днем, в университете. Я готовлюсь к игре, смотрю историю команд, турнирное положение, изучаю прошлые противостояния, составы, ищу интересные факты об игроках.
На подготовку к одной игре в расслабленном темпе у меня уходит два с половиной — три часа. Около 22:00 я стараюсь лечь спать, просыпаюсь полтретьего ночи и работаю до шести — если одна игра, до девяти — если две.
Трансляция матча НХЛ длится примерно три часа, если нет дополнительного времени. Мой максимум — четырехчасовой эфир.
Ухожу ли я на перерыв, зависит от трансляции. Если нас смотрит 300 человек, аудитория спокойная, вопросов в чате нет, можно спокойно уйти. Если же игра вышла массовой, меня смотрят пара тысяч человек и задают вопросы, лучше остаться. Вопросы появляются у зрителей разные — от прогноза на игру до чего-то из личной жизни.
Открою секрет, что делают комментаторы, если есть возможность уходить на перерыв. Ну, по крайней мере что делаю я. В первом перерыве я принимаю душ, во втором чищу зубы и разбираю постель, а уже через пять минут после окончания эфира сплю. Все-таки рабочее время у нас специфическое.
Я могу комментировать и из дома, и на стадионе. Комфортнее дома, удобнее на стадионе. Там и видимость лучше, и контакт с оператором есть, и эффект полного погружения. Как-то раз в меня за одну игру прилетело три шайбы. Однако если матч будет, например, в Красногорске, я не поеду туда работать из Сергиева Посада.
В комнате у меня оборудован рабочий стол. Есть ноутбук, на котором я запускаю весь рабочий софт. К нему подключен телевизор — туда я вывожу картинку хоккея. Рядом — телефон, на нем я смотрю статистику, с него зачитываю донаты. То есть если мне заплатили, я читаю ник этого человека и говорю ему спасибо. И есть еще один компьютер: там я взаимодействую со зрителями, просматривая чат. Также наушники, микрофон, интернет-переходник для стабильного интернета.
Кроме оборудования, у меня на столе стоит полулитровая чашка теплого чая. Чаще всего мятного, не обжигающе горячего.
Мне повезло, что у меня отдельная комната, поэтому никто не шумит. Только один раз я работал 31 декабря, когда за окном были салюты. Тогда кто-то в чате попросил закрыть окно, это был единственный подобного рода инцидент, обычно все в это время уже спят. Из окна моей комнаты видна многоэтажка, в ней нет ни одной квартиры с зажженным светом в те часы, когда я работаю.
У меня академический стиль комментирования — мне говорят, что я похож на советских комментаторов. Один раз мне в донате написали: «Спасибо, вы вернули меня в детство».
Перед эфиром я проговариваю скороговорки. Но в какой-то момент я стал замечать, что чем больше я работаю, тем чаще заговариваюсь. Видимо, мышцы устают. Недавно поймал себя на мысли, что когда включаю хоккей по телевизору, не смотрю матч, а слушаю, что говорят комментаторы.
Если российская команда играет с зарубежной, комментатор обязан болеть за наших. В НХЛ же нет наших, поэтому мы не имеем права кого-то выделять. Но любимые команды все-таки есть, приходится сдерживаться. В моем случае это доходит до того, что я своих любимых обвиняю. Так, одна из команд, которые мне нравится, — «Детройт Ред Уингс», но один раз я увидел, как кто-то писал, что я терпеть не могу «Детройт» и меня нельзя ставить на матчи этой команды.
Бывают форматы, когда известно, что один комментатор болеет за команду А, а другой — за команду Б, и их специально лбами сталкивают. Тогда они уже имеют право поддерживать кого-то. Но это больше развлекательный формат: не шоу, все еще хоккей, но немного другое. Мы в паре работаем только на знаковых вывесках, обычно в одиночку.
Мой кумир в комментировании — Юрий Альбертович Розанов. Мне наиболее близок его стиль, он умел создавать атмосферу во время трансляций, с его голосом связаны крупные победы в российском хоккее. Кстати, я только недавно обнаружил, что он родился в моем городе, и мы оба болеем за «Монреаль».
Одна из главных сложностей комментирования — технический аспект. Я помню свой первый эфир на Sportcast. Это была тотальная катастрофа. У меня тогда возникли серьезные технические проблемы: звук был глухой, двоился. Мы обкатывали все перед началом трансляции, но по законам подлости все вырубилось, когда она началась.
Тогда я получил больше всего шишек в свой адрес. Никто не отменял пирамиду Маслоу: ты можешь быть очень хорошим комментатором, но тебя никто не похвалит, если у тебя плохой звук.
Я как-то дотерпел до перерыва, сел и сказал себе, что если я сейчас с этим не справлюсь, то дальше можно уже и не работать в этой сфере. Нашел в себе силы, решил все проблемы и продолжил работу. Потом таких случаев у меня не было.
Мне бывает очень сложно держать динамику встречи. Например, идет 0:0 два периода, а в третьем игра просто взрывается — попробуй за ней поспей. Мне нелегко, потому что у меня тяжелый стиль, но я не имею права быть библиотекарем, я обязан выдавать эмоции, делать так, чтобы зрителю было интересно. Бубнить не надо, надо взрываться. Это сложно для меня, особенно когда идет пятый час утра и все силы уходят на то, чтобы не заснуть.
Кроме того, бывают кассовые матчи, классные трансляции, когда не успеваешь за всем следить. Нужно и чат модерировать, и к замечаниям коллег прислушиваться, и игру комментировать. Все это удержать в голове тоже бывает очень тяжело.
Самый популярный отзыв у меня и, наверное, у всех моих коллег — «Комментатор топ». Люди хотят поддержать, но кому-то, может быть, лень писать, а кто-то не может найти слов. «Комментатор топ», «Молодец» — это как в школе: «Садись, пять».
Sportcast — энтузиасты-комментаторы. В сообществе много отделов. Наш, хоккейный, достаточно сильный. Например, у нас работает человек, который выиграл конкурс комментаторов и должен теперь получить работу в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ). Есть тот, кто раньше работал на телеканалах. Ребята умеют, ребята могут.
Чтобы попасть к ним, я проходил специальный отбор. В нашем отделе 11 человек: 7 комментаторов, шеф, монтажер, дизайнер и техник. Самое интересное — мы вживую друг друга ни разу не видели. У нас есть два парня из Новосибирска, они друзья, а все остальные, насколько я знаю, уже на месте познакомились.
Попасть на телевидение — моя цель. Это престижно, но у начинающих комментаторов зарплата там совсем маленькая. При этом я знаю людей, которые комментируют игры детей и зарабатывают на этом в месяц 120-150 тысяч рублей, что неплохо.
По сути есть два варианта профессионального развития. Первый — комментировать детский хоккей и совмещать это еще с чем-то — график позволяет. Второй — стараться попасть на телевизор. Это неприятно и тяжело, но именно там самые заманчивые перспективы.
Я недавно участвовал в конкурсе комментаторов, но, к сожалению, в финал не прошел. Кто-то попадает в телевизор через стажировку, практику, знакомство, кто-то приходит уже с именем из другой сферы.
Мне ближе российский хоккей, но от НХЛ на телеканале я бы не отказался. Лига США и Канады визуально быстрее и жестче. Американский хоккей более прямолинейный, американцы умеют делать шоу, красивую картинку, развлекать людей. В последнее время и у нас появились к этому подвижки, но уровень выше пока остается в НХЛ. Звезды играют за океаном — все знают.
Я ни разу, никогда не задумывался о том, чтобы перестать комментировать. Даже после самых плохих эфиров у меня возникает лишь желание лечь спать, а завтра взять реванш и хорошо отработать. Тем более я не только работаю на Sportcast, но и пытаюсь строить личный бренд, веду Telegram-канал о хоккее.
Время, когда комментаторы работали на телевидении и этого было достаточно, прошло. Теперь мы становимся непосредственными участниками спортивного процесса, нам важна узнаваемость.
Помимо хоккея, я начал комментировать «Формулу-1». Это весьма специфическая история: гонки либо всем сердцем любят, либо совершенно не понимают. Я люблю. Но комментирование «Формулы-1» для меня нечто новое и очень сложное.
Недавно я работал на свободном заезде. Это не гонка, а возможность протестировать болиды, оценить время их проката, что-то настроить в автомобиле. Было трудно, потому что там ничего не происходило. Машины проехали круг на самой мягкой резине, она стерлась, они сделали еще два круга, каждый раз ухудшая свое время, — и все.
Комментатор — не такая легкая профессия, как кажется. Многие думают: проснулся за пять минут до игры, надел наушники, пошел на эфир — и все. Никто не понимает, насколько тяжело говорить четко и без запинок несколько часов подряд, чтобы тебя было интересно слушать и чтобы не ошибаться.
Также очень сильно недооценивают важность подготовки к матчам. Говорят, что любая импровизация была заранее подготовлена, так же как и работа комментатора. С ходу начать комментировать могут лишь те, кто уже десятки лет работают в профессии и поэтому имеют хорошую базу.