Все больше россиян выбирают для своих детей домашнее образование в качестве альтернативы классической школьной системе. Чаще всего это связано с частыми переездами, трудностями в адаптации, буллингом, а также ощущением, что школа не дает достаточно знаний. Почему еще формат домашнего образования становится популярным, стоит ли выбирать его в 2024 году, как выстраивается распорядок дня детей и что об этом думают специалисты — в материале «Ленты.ру».
Создание условий для семей с детьми, поддержка многодетных и улучшение демографических показателей — одни из главных задач российского правительства в 2024 году. Для этого в стране проводится Год семьи. В ходе оглашения послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин назвал воспитание детей предназначением семьи и объявил о запуске нацпроекта под названием «Семья». Новый нацпроект, среди прочего, призван создать условия для гармоничного развития и воспитания детей.
Исследование психологической платформы Alter и онлайн-школы Skyeng (есть в распоряжении «Ленты.ру») показывает, что родители выбирают семейное образование из-за частых переездов, необходимости в индивидуальном подходе к обучению и буллинга со стороны одноклассников. Перешли на формат семейного образования или хотя бы задумываются об этом 30 процентов опрошенных родителей.
Большинство респондентов (94 процента) заявили, что им нравится такой подход, однако некоторые отметили сложности, связанные с переходом на домашнее обучение. Это и дополнительные затраты (их отметил 51 процент опрошенных), и проблемы с самоорганизацией ребенка (43 процента), и совмещение работы и занятий с ребенком (37 процентов).
Среди преимуществ опрошенные родители называли отсутствие привязки к школьному графику (86 процентов), возможность обучаться из любой точки мира (75 процентов) и больше фокусироваться на интересных ребенку предметах (75 процентов). Еще 73 процента респондентов отметили, что домашнее обучение экономит время в пути от школы до дома.
Отрицательно о домашнем обучении высказались только 18 процентов опрошенных.
Россиянка Ольга Вещагина работает педагогом и знает о семейном обучении уже давно. Впервые она услышала об этом методе, когда ребенок был еще маленький. Ольга помогала перейти на домашнее обучение многим родителям, но идея опробовать этот метод на себе ей пришла, когда сын был второклассником. По словам собеседницы «Ленты.ру», тогда она поняла, что система образования уже не та и не соответствует ее требованиям.
Ольга перевела сына на семейное обучение с пятого по девятый класс. Она утверждает, что инициатива во многом исходила от ребенка. После окончания четвертого класса, в июне, Ольга с сыном забрали документы из школы. Директор поначалу сопротивлялась, вспоминает собеседница «Ленты.ру». Она звонила и не понимала, как будет учиться ребенок, ведь Ольга перевела сына не на домашнее обучение, с которым знакомы все учителя, а на семейное.
Все лето перед новым учебным годом Ольга изучала программу пятого класса. Она помогла сыну освоить ее за сентябрь и октябрь. Экзамены он сдал уже в середине ноября. После этого Ольга приступила к обучению сына программе шестого класса и заметила в ней много своего рода повторов. «Допустим, в пятом классе биология в школе изучается раз в неделю, — объясняет Ольга. — А мы брали и тратили две недели только на биологию, чтобы знания не перемешивались с другими предметами. Я зову это методом погружения».
Ольга считает, что выступила в качестве так называемого ментора или наставника для сына — помогла ему разработать план обучения, научила, где находить информацию и как с ней работать. «В век интернета важно научить ребенка, откуда именно можно брать информацию, ее очень много», — отметила собеседница «Ленты.ру».
Распорядок дня у сына Ольги был простой: он высыпался и приступал к занятиям, ориентируясь на составленный накануне план. В мае первого года семейного обучения он начал чередовать занятия с прогулками и велосипедом. Ольга считает, это помогало ему настроиться на нужный лад.
В занятиях на дому, по словам женщины, особенно важна самоорганизация. Несмотря на то что все 45 минут условного урока уходят только на одного ребенка, а не на 25-30 человек, как в общеобразовательной школе, мотивация ребенка играет большую роль. Родитель ни в коем случае не должен заставлять ребенка выбирать формат семейного образования против его воли, убеждена Ольга.
«Повезло еще, что сын сам меня попросил перевести его на семейное образование. Может быть, где-то услышал, прочитал. И здорово, что не было конфликтов с преподавателями, ведь тогда эта система только-только начинала осваиваться. Хотя на меня часто смотрели как на привидение, с недоверием спрашивали, смогу ли я сама обучать сына», — вспоминает Ольга.
Сейчас ее сын учится на третьем курсе колледжа, увлекается математикой и делает успехи. По ее словам, в прошлом году ему даже доверили принимать экзамен. Единственный минус семейного образования — в том, что ребенок так и не научился списывать, шутя признается Ольга.
Другой собеседник «Ленты.ру» — Тимофей — тоже сам предложил родителям перевести его на семейное образование. Учиться дома он начал в четвертом классе. Его мать, как и Ольга, связана с образованием — она работает логопедом. Тимофей допускает, что это могло повлиять на его желание учиться дома. Когда он, будучи ребенком, увидел у нее учебник за четвертый класс, то предложил освоить программу дома.
Учиться дома Тимофею нравилось. Вместе с мамой он самостоятельно подбирал программу и мог несколько дней подряд посвятить изучению одной и той же темы, если не понял ее до конца. А иногда можно было полностью расписать день под себя, включив в него, например, интерактивные занятия. Допустим, когда Тимофей изучал окружающий мир, то выбирался вместе с родителями в лес.
Учебный день собеседника «Ленты.ру», как правило, начинался в 12 часов — в это время он обычно просыпался. После легкого завтрака сразу же садился за изучение материала: решал тесты, смотрел видео и писал конспекты.
Сейчас Тимофей учится в колледже. Первое время он привыкал к людям и к тому, что приходится постоянно выходить из дома и с ними общаться. На втором курсе Тимофей адаптировался непосредственно к самой системе обучения — полуторачасовым парам, ответам у доски, выполнению лабораторных работ. Сейчас собеседник «Ленты.ру» учится на третьем курсе и задумывается о том, чтобы взять индивидуальный учебный план и устроиться на работу.
«По этому плану ты приходишь раз в месяц, показываешь работы, сдаешь какие-то зачеты и экзамены. В остальные дни ты посвящен сам себе, можешь устроиться на работу и уже пробовать себя в профессии», — считает Тимофей.
Многодетная мать Марина перевела на семейное обучение старшего сына и среднюю дочь. Сын учился дома со второго по восьмой класс, дочь — с первого по шестой, рассказала собеседница «Ленты.ру». Основная причина перевода — религиозная. Родители хотели, чтобы дети воспитывались в домашней среде и меньше времени проводили в нездоровой школьной атмосфере. Вдобавок семья часто переезжала, и учиться дома было удобнее, чем постоянно менять школы.
По словам женщины, контрольные работы дети всегда сдавали хорошо — на четыре и пять. Образованием детей Марина занималась самостоятельно. Она изучала учебник и составляла график занятий на неделю. Уже в марте дети осваивали всю программу за год и уходили на каникулы. Марина ждала их даже больше, чем сами дети, — за их короткий учебный год она успевала устать от постоянных занятий, даже несмотря на то, что ей нравилось учить сына и дочь.
Собеседница «Ленты.ру» вспоминает, что семейное образование нравилось ей тем, что весь процесс можно было легко контролировать и понимать, что дети усвоили, а что нет. Кроме того, учеба занимала меньше времени, и у них оставалось больше возможностей заниматься хобби. Наконец, семейное обучение привлекало отсутствием стресса, возможностью выспаться и учиться в комфортной атмосфере. Из минусов — только отсутствие строгого распорядка дня.
«Когда приблизились выпускные экзамены, я устала — отправила старшего сына в школу, а за ним уже пошли и младшие дети, — отмечает женщина. — Но с общением у детей никогда не было проблем. По субботам мы ходили в религиозные круги, общались там».
Обучение детей на дому — настоящая работа. И Марина получала за семейное образование деньги. Ей даже начислялся трудовой стаж. Система работает следующим образом: каждая школа получает определенную сумму на ребенка, а если его переводят на семейное образование, то эти деньги идут родителям. Именно поэтому, по словам Марины, школы часто недовольны, когда детей хотят забрать на домашнее обучение.
Cейчас дети Марины уже выросли. Сын съехал от родителей и учится в колледже, дочь оканчивает девятый класс и тоже собирается уехать учиться в город. Младшей дочери Марины четыре года. Ее собеседница «Ленты.ру» также собирается оставить на домашнем обучении.
Есть семьи, в которых дети всегда учились на дому и ни дня не ходили в школу. Одна из таких семей — у представителя Национальной ассоциации семейного образования по Краснодарскому краю и матери троих детей Екатерины Бесединой. Прежде чем определиться с идеальным для своих детей форматом обучения, она перепробовала множество альтернатив классической школе, в том числе онлайн-уроки. В итоге выбор пал на «гибкое планирование», сочетающее в себе изучение учебников с посещением курсов и кружков.
Екатерине нравится, что на семейном образовании можно выработать индивидуальный подход к каждому ребенку, тогда как школа предполагает жесткую систему, из которой выбиваются дети, не соответствующие хотя бы одному из ее критериев. «Такое общество, какое выстроено в школе, существует разве только в армии и тюрьме. Оно явно нездоровое, — считает собеседница «Ленты.ру». — Чаще всего мы можем уйти оттуда, где нас оскорбляют и где нам некомфортно, а школа не дает такой возможности».
Недавно впервые за десять лет Екатерина столкнулась со своеобразным минусом семейного образования. Она заметила, что дети не привыкли к типичному для педагогов общению и могут не понимать, что от них хотят. «Сыну сейчас 13 лет, он ходит в спортивную секцию. Тренер однажды сказала, что те, кому неинтересно, могут идти восвояси. Как мы понимаем, она не имела это в виду буквально. Мы поговорили с преподавателем, и она даже поблагодарила меня за то, что я объяснила, что так говорить детям неправильно», — рассуждает Екатерина.
Собеседница «Ленты.ру» признается, что иногда и сама сталкивается с непониманием со стороны других людей. Некоторые негативно относятся к альтернативной форме школьного обучения, которую она выбрала для своих детей. Обычно это школьные преподаватели, которые работают по старой системе.
Женщина уверена, что за последние годы популярность семейного образования выросла в разы, в том числе из-за коронавируса и из-за того, что многие семьи переехали в другие страны, но хотят продолжать получать российское образование.
Психолог Татьяна Пряхина отмечает, что дети действительно могут сами попроситься на домашнее обучение. Обычно это происходит из-за сложностей в освоении школьной программы и общении со сверстниками. А вот плюсы и минусы обучения на дому, по словам специалиста, индивидуальны для каждого ребенка. Они зависят не только от самого школьника, но и от его родителей — насколько они сами заинтересованы и вовлечены в учебный процесс.
Например, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья или школьнике, которому необходимо повторить одну и ту же тему несколько раз, то для них семейная форма обучения может быть плюсом, поскольку позволяет заниматься в комфортной среде и в индивидуальном темпе более качественно осваивать материал.
Для родителей же преимуществом домашнего обучения будет возможность влиять на структуру и содержание учебной программы и более эффективно управлять временем ребенка. При этом минусом может стать повышение нагрузки на родителя, вызванной необходимостью самостоятельно организовывать и контролировать образовательный процесс в дополнение к остальным семейным и рабочим обязанностям.
По мнению Пряхиной, чтобы гладко и безопасно перевести ребенка на семейное обучение, необходимо тщательно к этому подготовиться — например, перейти на новый формат в новом учебном году, а не в разгар учебного процесса. Кроме того, ребенку нужны навыки самостоятельности.
Профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что в семейном образовании есть несколько основных групп рисков.
Первая связана с социализацией. Эксперт отмечает, что школа играет большую роль в обретении социальных навыков, коммуникации и отношений с ровесниками. Абанкина напоминает, что в подростковом возрасте это ключевые отношения, которые, в отличие от случайных встреч, позволяющих легко выйти из коммуникации, надо уметь выстраивать.
Семейное образование предоставляет лишь ограниченную возможность социализации, считает эксперт. Такая форма обучения чаще всего не формирует длительных многолетних отношений в одном коллективе и не позволяет детям компенсировать отношения между ровесниками за счет семьи.
«Раньше были очень мощные дворовые компании по месту жительства. Сейчас этого нет ни в городе, ни в селе, потому что иначе организованы городские пространства, живая среда и безопасность. В этом смысле навыки социализации ровесничества, умение работать в команде и брать на себя определенные роли не формируются в полном объеме, тогда как эти вещи очень важны в том числе на рынке труда — нам они известны как "мягкие навыки"», — объясняет Абанкина.
Вторая проблема — ограничения в академических достижениях в области STEM, где необходимы лаборатории, эксперименты, современное оборудование и работа в командах. Семейное образование не компенсирует эти аспекты, в том числе исследовательскую активность, которая сегодня практикуется во всех школах.
Еще одна проблема семейного образования, по словам Абанкиной, в отсутствии профильного обучения, которое появляется в школах в старших классах. «Такое обучение дает положительные результаты. Организовать профильное обучение при семейном образовании довольно сложно, несмотря на отсутствие линейности в таком виде обучения», — утверждает она.
Также Абанкина рассказала о случаях, когда школа сама исключает из общего образовательного процесса тех детей, с которыми не может справиться, отправляя их на домашнее обучение. «В этом случае школа перекидывает на семью сложные случаи. И я имею в виду вовсе не тех детей, кто находится на домашнем обучении по здоровью, а тех, с кем школа не может справиться из-за девиантного поведения, особенностей психического развития и социального поведения», — говорит эксперт.
Наконец, по мнению Абанкиной, родители не всегда способны в полной мере заменить ребенку учителя. Это подтверждает пример семьи Тепляковых, старшая дочь которых в девятилетнем возрасте поступила в МГУ имени М.В. Ломоносова, но не смогла довести обучение до конца. По мнению Абанкиной, кейс Тепляковых свидетельствует о проблеме семейного образования.
Сами Тепляковы категорически не согласны с тем, что с образованием дочери не справились. По мнению родителей девочки, тот факт, что после факультета психологии МГУ она продолжила обучение и успешно сдает сессии в других российских вузах, говорит об обратном. В подтверждение они прислали «Ленте.ру» многочисленные справки и табели успеваемости дочери по вузовским дисциплинам с оценками «хорошо» и «отлично».