Следствию еще предстоит установить, кто финансировал нападение на «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске. Но уже сегодня очевидно, что страшное преступление, определенно, имеет заказчиков. О том, что тактика нападавших говорит о них самих и их кураторах и какие правила выживания необходимо соблюдать при терактах, «Ленте.ру» рассказал подполковник Федеральной службы безопасности (ФСБ) России в запасе и президент Союза «Офицеры группы Альфа» Алексей Филатов.
«Лента.ру»: Почему именно «Крокус Сити Холл» был выбран в качестве цели для атаки террористов?
Алексей Филатов: Конечно, этот выбор вовсе не случаен: «Крокус Сити Холл» был самой лучшей и самой массовой закрытой концертной площадкой в стране. Больше того, судя по всему, террористы выбирали конкретный концерт. Есть данные, что изначально они планировали нападение на концерте певца SHAMAN.
Но оказалось, что там была хорошо вооруженная охрана Росгвардии — и тогда атаку перенесли. В итоге террористы выбрали концерт без вооруженной охраны, что позволило им очень легко проникнуть в здание.
Как вы оцениваете тактику нападавших?
Они действовали дерзко и неожиданно — теракт в Красногорске не похож на те, что знала наша страна. Обычно террористы выдвигают требования, берут заложников, но здесь ничего такого не произошло. Просто группа людей вошла в здание концертного зала и за 12 минут расстреляла всех, кто попался на их пути.
Причем у террористов был подготовленный план. Не исключено, что они заранее пронесли и спрятали в зрительном зале емкости с легко воспламеняющейся жидкостью.
Сейчас проходит информация, что террористы вроде как находились под воздействием психотропных веществ, но я в этом сильно сомневаюсь. Они держались вместе, действовали скоординированно, но допускали много ошибок. Я считаю, что теракт определенно планировался, но был исполнен очень непрофессионально и без серьезной подготовки исполнителей.
Что именно выдает их плохую подготовку?
Например, один из них смог перерезать горло человеку, который никак не сопротивлялся, только с пятой попытки. Да и оружие террористы применяли неправильно: так, есть видео, на кадрах которого один из нападавших заходит в концертный зал через центральный вход у партера и открывает огонь.
При этом он водит карабин из стороны в сторону, даже не меняя стойку и не упирая его в плечо, как сделал бы даже не профессионал, а человек, просто прошедший военную подготовку. У карабина есть отдача — и в какой-то момент стрелок из-за нее чуть не попал в своего подельника, выстрелив тому под ноги.
Получается, что террористы с трудом удерживали оружие в руках и, получая приличную отдачу, делали непроизвольные и хаотичные выстрелы. Поэтому вряд ли эти люди проходили какую-то особую подготовку. Трагедия в том, что для хаотичного расстрела безоружной толпы с 20-30 метров она и не нужна, нужно лишь хладнокровие.
Как вы можете оценить вооружение исполнителей теракта?
У них были обычные карабины без какого-либо апгрейда, возможно, даже не пристрелянные — для стрельбы с 20-30 метров это не принципиально. Там можно хоть от бедра стрелять, все равно в 50 процентах случаев попадешь. Но вообще, по официальной информации, в «Крокус Сити Холле» нашли около 600 гильз.
То есть террористы за 12 минут произвели 600 выстрелов, из которых только 40-50 стали летальными. Но даже пускай и 80 — при такой результативности ни о каком профессионализме речи быть не может.
Как вы считаете, кто может стоять за атакой на «Крокус Сити Холл»?
В подобных событиях есть главное правило — ищи, кому это выгодно. Не секрет, что атаки на Крымский мост, нефтеперерабатывающие заводы, железные дороги и многие другие объекты — это звенья одной цепи. Что касается нападения в Красногорске, оно произошло на фоне успехов наших военных в зоне проведения специальной военной операции (СВО).
Теракты и диверсии, которые относительно дешевы в исполнении, как правило, предпочитают слабые страны. И Украине сейчас выгодно переключить внимание российских спецслужб с приграничной зоны вглубь страны — открыть условный второй фронт, диверсионно-террористический. Таким образом противник пытается нас обескровить.
Но ответственность за трагедию в Красногорске взяла на себя запрещенная в России международная террористическая организация «Исламское государство» (ИГ)...
Сейчас ИГ находится в довольно слабом положении. У организации много проблем с другими радикальными течениями — например, с «Талибаном» (запрещенная в России террористическая организация). Кроме того, ИГ перестало существовать на территории Сирии и Ирака, а ее участники разбросаны по миру.
Конечно, крах «Исламского государства» произошел не без участия России — но версия о том, что атака на «Крокус Сити Холл» стала местью России за поражение террористов на Ближнем Востоке, выглядит странной.
Да и почерк теракта в Красногорске не похож на ИГ: участники организации готовы жертвовать собой во имя своих идеалов и верят в то, что попадут в рай. Но террористы из «Крокуса» не делали никаких заявлений, а напасть решили в священный у мусульман месяц Рамадан и перед христианской Пасхой. Их мотив не идейный, а финансовый, в чем они и признались.
Этот мотив — единственный у них?
Я бы сказал — единственный явный. Есть и второй, очевидный для профессионалов. Мы имеем дело с очень озлобленными, забитыми, закомплексованными, обиженными, трусливыми и недалекими людьми, которые хотели не просто заработать денег, но еще и отомстить обществу. Похоже, что с террористами работали профессиональные психологи.
Задержанные своим нападением хотели унизить людей, отыграться на обществе за какие-то свои (возможно, детские) обиды, перенесенные унижения и ощущение никчемности. Их вела животная агрессия, они убивали и хладнокровно наслаждались этим. Именно это хладнокровие поначалу и приняли за профессионализм, оно и сбило с толку.
На деле же террористы трусили и очень боялись столкнуться с каким-либо сопротивлением на выходе из «Крокус Сити Холла». И на то были основания: те, кто планировал теракт, наверняка не рассчитывали, что его исполнители останутся в живых.
Террористы атаковали «Крокус Сити Холл», не пряча свои лица, хотя в комплексе и вокруг него было множество камер. Но при этом не собирались прощаться с жизнью и, судя по всему, надеялись скрыться от следствия. Вы не видите здесь противоречия?
Открытые лица — одна из причин, почему поначалу их приняли за террористов-смертников. Но дальнейшие события показали, что мы столкнулись с очень недалекими людьми, которые просто не способны мыслить критически, планировать свои действия.
Перед нападением они спокойно ходили по «Крокус Сити Холлу», фотографировались там и рассказывали о своих планах таксистам. Они все вместе приехали на нападение и покинули место преступления на одной машине с хорошо различимыми номерами. Террористы просто не понимали, что у них не было шансов уйти.
А заказчики преступления, к слову, как будто специально подобрали таких исполнителей, которых правоохранительные органы должны были ликвидировать на месте. Но тут все пошло не по плану тех, кто стоял за терактом.
Каким образом организаторы теракта искали его исполнителей?
Вероятно, с организаторами встречались те исполнители, которые ездили в Турцию, — это предстоит выяснить следствию. Скорее всего, в сети для теракта отобрали человек 15, причем делали это довольно грамотные психологи на протяжении месяца. Критериями могли быть комментарии или внешний вид пользователей.
После предварительного отбора мог начинаться тестинг: кандидатов прощупывали, им задавали вопросы, ставили перед тем или иным выбором, а потом следили за реакцией. Конечной целью было найти четырех непосредственных исполнителей. Такая обработка могла занять месяц, а могла идти и быстрее — скажем, 2-3 недели.
Если террористы были плохо подготовлены, чем объясняется большое количество жертв среди посетителей «Крокус Сити Холла»?
В момент теракта выжили те, кто сумел быстро сориентироваться и найти пути эвакуации. Судя по записям очевидцев, с первыми выстрелами одни посетители побежали за сцену, другие попытались спрятаться под креслами, а третьи замерли в оцепенении. Те, кто терял время, могли погибнуть, оказавшись в огне или задохнувшись дымом.
Впрочем, часть из тех, кто среагировал быстро, также попали в ловушку — они забирались в какие-то тупиковые помещения и строили там баррикады, которые потом сами же не могли разобрать. Их тела спасатели нашли далеко не сразу. Как я понимаю, огонь охватил «Крокус Сити Холл» через 20-30 минут после начала атаки — и уцелеть там стало довольно сложно.
Существуют ли некие рекомендации по выживанию для тех, кто столкнулся с террористами?
Какого-то единого свода правил не существует — все теракты разные. Главное, трезво оценивать ситуацию: в одном случае нужно вести себя максимально тихо, не привлекать к себе внимания, лишний раз не шевелиться и не смотреть террористам в глаза. В другом случае, напротив, нужно шуметь, сбивать с толку захватчиков и бежать.
Причем не важно, грозят ли террористы в этом случае открыть огонь или уже стреляют — просто беги. Тут есть важный момент: если человек бежит от террориста прямо, то в него гораздо легче попасть и задеть жизненно важные органы. Поэтому надо бежать, петляя, — это сильно затруднит огонь по вам даже с 30 метров.
А в «Крокус Сити Холле» террористы вообще стрелять не умели, поэтому убежать от них люди вполне могли — например, прячась за многочисленными колоннами в фойе и перебегая между ними. В основном гибли те, кто прятался или пытался притвориться мертвым. Ведь от пули не укроешься за креслом или столиком кафе.
А что делать, если речь идет о шутинге в учебном заведении?
Если события разворачиваются в классе, особенно выше второго этажа, то бежать некуда, а прыгать слишком опасно. В такой ситуации нельзя провоцировать того, кто нападает, взывать к его совести, просить о помощи или жалости, смотреть в глаза.
В идеале нужно сделать так, чтобы террорист тебя не видел. Но если становится очевидно, что преступник уже не пугает, а с минуты на минуту действительно начнет расстрел, нужно найти в себе силы и попытаться его обезоружить. Однако это крайний шаг на случай, когда понимаешь: это конец, но своим поступком ты можешь спасти чьи-то жизни.
На что стоит обращать внимание в любом незнакомом месте с точки зрения террористической опасности?
Всегда стоит обращать внимание на две вещи: схему расположения помещений и схему эвакуации. Причем необязательно на случай теракта — пожары происходят существенно чаще. Нужно учитывать, что в случае ЧП здание может оказаться обесточенным и ты окажешься в закрытом контуре. На такой случай неплохо бы иметь фонарик.
В целом понимание того, сколько шагов и до какой двери сделать в экстренной ситуации, как эту дверь открыть и куда идти дальше, в какой-то момент может сэкономить драгоценные секунды и спасти жизнь. И все эти вещи стоит держать в уме вне зависимости от того, где вы оказались.