Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов пожаловался на растущую конкуренцию со стороны производителей автомобилей из КНР. Ее не охладило даже повышение утильсбора, введенное прошлым летом: теперь китайские концерны применяют скидки, в 2-3 раза превышающие его размер. Выходом, по словам руководителя концерна, может стать господдержка отрасли с акцентом на высоколокализованные авто. В качестве промежуточной меры эксперты видят и введение обязательных дополнительных платежей: ввозимые в рамках серого импорта китайские машины таким образом могут подорожать на треть, предрекают эксперты. Geely против Lada — в материале «Ленты.ру».
«АвтоВАЗ» этой весной обозначил проблему растущей конкуренции со стороны производителей автомобилей из КНР. Многие из них заходят в фокус-группы, для которых выпускает свою продукцию российский автогигант — в частности, автомобиль Lada Vesta, рассказали в компании. По словам главы концерна Максима Соколова, китайские автопроизводители предоставляют россиянам скидки, в 2-3 раза превосходящие размер утильсбора, стимулируя тем самым к приобретению своей продукции.
В марте 2024 года на рынок вышла модернизированная версия автомобиля Lada Vesta — с 1,8-литровым мотором EVO мощностью 122 лошадиные силы и автоматической коробкой передач (до этого в продаже были представлены машины этой марки с механической трансмиссией). Стоимость автомобиля начинается от 1,59 миллиона рублей. Созданная на его базе модель повышенной проходимости SW Cross стоит уже дороже — 1,94 миллиона рублей.
Отечественный пользователь пока не готов к подчеркнуто стильным универсалам, комментировал появление новых моделей автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. В связи с этим объемы продаж Lada Vesta SW вряд ли окажутся высокими, прогнозировал он.
Европейский пользователь, по словам эксперта, привык к стильному дизайну универсалов, потому что там их воспринимают как автомобили для активных семей, часто ездящих в путешествия. В России же первая ассоциация с универсалом — перевозка овощей на рынок или стройматериалов на дачу, убежден спикер. Главное требование, которое к ним предъявляют, — это функциональность, а значит, переплачивать за оболочку захотят немногие.
Ключевыми конкурентами российских новинок представители «АвтоВАЗа» называют китайские кроссоверы: Geely Coolray стоимостью 2,29 миллиона рублей, Chery Tiggo 4 Pro за 2,22 миллиона рублей и Haval Jolion (2,3 миллиона рублей). Дилеры часто продают их со скидками, тем самым оттягивая на себя спрос.
В случае с Lada Granta российскому производителю можно не думать о конкурентах — стоимость модели очень доступная, объясняет независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев. А вот у Lada Vesta достаточно конкурентов в ее ценовом сегменте, и покупатель, оформляющий такой автомобиль в кредит, не почувствует большой разницы с китайскими марками.
В конце 2023 года портал «74.ру» сообщил, что рейтинг наиболее продаваемых моделей в РФ возглавила Lada Granta — в ноябре было реализовано 16,2 тысячи таких автомобилей. На второй строчке, вопреки обыкновению, оказалась не Lada Vesta, а Haval Jolion. Издание объяснило это тем, что осенью китайский производитель ввел скидки на свои бестселлеры, в то время как цены на модели «АвтоВАЗа» только росли. В итоге топовые комплектации Lada Vesta практически сравнялись по стоимости с Haval Jolion, имеющими схожую (а в отдельных моментах и лучшую) комплектацию. Также в первую продаваемую пятерку вошли две «Нивы» — Travel и Legend.
Когда речь заходит о цене, близкой к 2 миллионам, разница в 100-200 тысяч рублей перестает быть критичной, отметил в разговоре с «Лентой.ру» автомобильный эксперт Максим Пастушенко.
Несмотря на то что ассортимент иномарок в России значительно сократился, стереотип, что иномарка, пусть даже китайская, лучше и престижнее, все еще довольно живуч, дал понять собеседник «Ленты.ру». Тем не менее с появлением у Lada Vesta «автомата» объемы продаж наверняка возрастут, поскольку большинство уже давно предпочитает такие машины, уверен он.
Представители «АвтоВАЗа», судя по всему, уже считали тенденции рынка: в марте производитель объявил о планах вдвое сократить в 2024 году выпуск Lada Vesta с механической коробкой. Свое решение автогигант аргументировал значительным спросом на двухпедальные Lada Vesta: сначала такие автомобили будут выпускать в соотношении 20 к 80, а в дальнейшем доведут его до 50 процентов.
Китайские производители используют стратегию скидок не просто так: параллельный импорт способствовал появлению на рынке переизбытка кроссоверов Geely Monjaro. В результате эта модель стала стоить на 800-900 тысяч рублей меньше, чем осенью 2023-го, следует из исследования «Открытие Авто». В январе россияне купили 3,6 тысячи штук таких автомобилей, то есть спрос был достаточно высок.
На складах в России скопилось достаточно много «постаревших моделей», добавила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая. Это вынуждает производителей прибегать к дисконту, а у покупателей появляется шанс купить машину по выгодной цене. Стоимость ряда других моделей при этом, напротив, растет: производителям, не имеющим проблем с затовариванием, не приходится демпинговать себе в убыток.
В феврале ряд китайских производителей продолжил снижать цены на определенные модели, выяснили специалисты «Цена Авто». Многие из них не прибегали к акциям или спецпредложениям, а шли официальным путем, устанавливая рекомендованные розничные цены (РРЦ). Так, стоимость премиального кроссовера Hongqi HS5 стала ниже на 400 тысяч рублей, Tiggo 8 Pro Max подешевел на 300 тысяч. Российские автомобили при этом тоже становились доступнее — модели «Москвич», к примеру, снизились в цене на 490-630 тысяч рублей.
До начала 2022 года на китайские машины приходилось менее одной десятой части отечественного рынка. Однако спустя полтора года, к августу 2023-го, этот показатель вырос сразу до 56 процентов (впоследствии скорректировавшись до 53 процентов). В данный момент в стране каждый месяц продают порядка 60 тысяч авто, связанных с КНР — собранных как непосредственно в России, так и за рубежом.
Самой популярной моделью китайского авто в РФ в первом полугодии прошлого года оказалась Haval Jolion со средней стоимостью 2,3 миллиона рублей. Этот автомобиль занял около 11,1 процента от общего спроса. На второй строчке расположилась Omoda C5 — модель стоимостью до 2,7 миллиона рублей приняла на себя 10,5 процента спроса. Замкнул тройку лидеров автомобиль Geely Coolray почти за 2,5 миллиона рублей — 5,9 процента.
В этом году китайские концерны планируют реализовать в РФ около 1,2 миллиона автомобилей, следует из опроса дистрибьюторов, производителей и дилеров. Больше всего они рассчитывают продать автомобилей Chery, Changan, Haval и Geely. Также в первую пятерку вошли Exeed и Omoda — суббренды Chery.
В реализуемость заявленных планов верят далеко не все. Руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев уже охарактеризовал их как нереальные, а допустимую планку продаж определил в 750 тысяч единиц. Именно столько автомобилей, на его взгляд, смогут продать китайские производители в 2024 году.
Проблема концернов заключается в том, что при планировании они не учитывают конкурентов, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В агентстве полагают, что за этот год в стране будет в общей совокупности реализовано 1,48 миллиона автомобилей, что на 36 процентов больше показателей 2023 года. Из них на китайские придется до 800 тысяч штук.
Количество покупателей, имеющих возможность приобрести автомобиль дороже 2,5 миллиона рублей, действующий президент РоАД Алексей Подщеколдин оценил в 500 тысяч человек. Как раз такие автомобили, по его словам, в основном и будут привозить в Россию китайские производители.
Несмотря на конкуренцию со стороны «китайцев», объемы продаж «АвтоВАЗа» в последнее время заметно растут: к примеру, в январе они увеличились на 19,3 процента, до 20 835 автомобилей. Вице-президент компании по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин охарактеризовал начало года как успешное, отметив, что показатели Lada выросли и по сравнению с 2022-м, и с 2023-м годом. В этом году концерн собирается выпустить 500 тысяч автомобилей и реализовать около 450 тысяч из них.
Именно автомобили Lada Vesta (производство этих авто стартовало в Тольятти в марте прошлого года, ранее их собирали в Ижевске — прим. «Ленты.ру») продемонстрировали наибольший прирост: за первый месяц 2024-го было реализовано 4787 таких машин, что в 16 раз больше показателей предыдущего года. Продажи автомобилей Niva увеличились на 25,7 процента, до 6221 внедорожника (Тravel и Legend в совокупности).
Однако уже в феврале глава «АвтоВАЗа» дал понять, что говорить об успехе в части продаж топовых Lada Vesta пока рано. Чтобы простимулировать спрос, нужны значительные программы поддержки, заметил Соколов. Среди причин слабого спроса на более дорогие версии Lada Vesta директор российского автоконцерна назвал повышенную ключевую ставку. Топовые модели часто приобретают в кредит, в том числе по льготным программам, объяснил он.
Тем не менее у компании большие планы на ближайшие годы: в марте «АвтоВАЗ» подал заявку на регистрацию восьми новых товарных знаков: Altra, Astera, Azimut, Gravis, Merida, Retiva, Tarusa и Xtour. Данные наименования могут быть использованы для будущих моделей бренда, пояснили в пресс-службе концерна.
При этом следует учитывать, что объемы отечественного рынка не такие, как в Китае: мы не можем позволить себе все, что угодно, ссылаясь на то, что рынок это в любом случае съест, предупреждает он.
Невозможно создать дешевый, пусть даже очень простой, автомобиль без высоких объемов его производства и продаж, обращает внимание собеседник «Ленты.ру». Порог, при соблюдении которого появляется экономическая целесообразность применения роботизированной линии, составляет 50 тысяч автомобилей в год, отмечает он. Меньше производить просто нецелесообразно. Сейчас есть надежда, что в конце 2024-го — начале 2025 года состоится запуск отечественного электромобиля «Атом» от АО «Кама», напоминает Пастушенко.
Прирост рынка легковых и коммерческих автомобилей в России в прошлом году составил 45 процентов, увеличившись до 1 миллиона штук, следует из подсчетов «АвтоВАЗа». На рыночную долю Lada при этом пришлось 35 процентов (плюс 8 процентов к показателям 2022-го года).
В количестве проданных автомобилей доля рынка действительно является неплохой, подтвердил глава автоконцерна. Однако в денежном выражении дела обстоят не настолько радужно: «АвтоВАЗ», по словам Соколова, занимает порядка 10-11 процентов. Отрасли стоит обратить более пристальное внимание на открытость отечественного рынка для зарубежных производителей, убежден он.
Поскольку масштаб рынков несопоставим, важно усилить поддержку отрасли, чтобы ее «вытаскивали» высоколокализованные продукты, считает руководитель «АвтоВАЗа». О необходимости повысить локализацию автомобилей, производящихся в РФ, он говорил и ранее. Выпуск китайских автомобилей с низкой локализацией является скрытым импортом, считает Соколов.
Из перечисленных выше китайских концернов только Haval имеет свое производство в РФ. Мощности завода, располагающегося в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области, в данный момент позволяют производить порядка 80 тысяч машин в год. В дальнейшем компания намерена увеличить этот показатель до 150 тысяч автомобилей в год, а также организовать в РФ выпуск двигателей.
«Вопрос локализации исключительно политический, — отмечает Пастушенко. — Меня он тоже очень беспокоит, потому что уже 20 раз мы успели обжечься обо все эти отверточные сборки, прикручивание бамперов и так далее».
Китайские производители, по словам эксперта, весьма осторожны, поскольку и без того ходят по лезвию ножа. Их активно критикуют как за поставки автомобилей в Россию, так и за производство внутри страны. К тому же локализация всегда подразумевает серьезные инвестиции, и сложно сказать, кто к ним сейчас готов, рассуждает он.
На фоне жалоб главы «АвтоВАЗа» китайские производители продолжили пробивать планку утилизационного сбора: в марте китайская Chery удвоила скидки на свои автомобили. Дисконт приблизился к 500 тысячам рублей, тем самым сведя на нет подорожание машин из-за повышения утильсбора. Размер последнего, напомним, повысился с 1 августа 2023 года, а импортеры заложили это повышение в стоимость машин.
Однако одним только повышением утильсбора в правительстве РФ не ограничились. Чтобы защититься от побочек параллельного импорта, российские власти с 1 апреля сделали обязательной уплату дополнительных платежей.
До введения новых правил дилеры осуществляли поставки машин в Россию с использованием серых схем. Зачастую автомобили завозили через страны ЕАЭС, в процессе чего занижалась таможенная стоимость. При ввозе на имя физлиц не уплачивалась часть акцизов и налогов: в Киргизии, к примеру, акциз отсутствует, а НДС равен 12 процентам (против 20 процентов в России). Однако новое постановление правительства нивелировало такую возможность: частникам разрешили покупать автомобили для личного пользования лишь у продавцов, закрывших все таможенные платежи, с соблюдением действующих в стране налоговых обязательств.
Принятые меры приведут к удорожанию машин, ввозимых в рамках параллельного импорта, примерно на 30 процентов, считает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Таким образом, серые схемы будут становиться все менее выгодными, а пользователям станет проще покупать их у официальных дилеров, к тому же предоставляющих гарантию. В качестве примера эксперт взял за основу китайский кроссовер Li 9: ранее при ввозе в Россию его стоимость составляла около 7–7,1 миллиона рублей, а после всех изменений она вырастет до 7,8 миллиона, полагает он.
Изначально после ухода из страны ряда концернов ставилась задача насытить рынок автомобилями, напоминает Пастушенко. Эту задачу удалось решить. Тот же завод «Москвич» отличается от всех предыдущих опытов тем, что его сборочное производство находится в России. Лицензия на эти автомобили была выкуплена полностью — со всеми технологическими процессами, подчеркивает он.
«То есть мы имеем полные права на модель JAC JS4 в России. Мы можем ее видоизменять, менять ее комплектацию, внешний вид, использовать ее для постройки каких-то новых моделей на ее платформе», — рассуждает автоэксперт. Для современной России, по его словам, это чуть ли не первый опыт: до этого настолько глобально модели производства выкупали только в советские годы, когда строился «АвтоВАЗ». Следующим шагом, по его словам, может стать ставка на повышение локализации и развитие собственного модельного ряда. Однако насколько быстрым и успешным окажется этот процесс, зависит от множества факторов.