Культура
00:01, 16 апреля 2024

В кино — «Сто лет тому вперед» с Петровым и Хабенским. Каким получился новый российский блокбастер по культовой книге?

Ярослав Забалуев (Редактор)
Кадр: фильм «Сто лет тому вперёд»

В прокат выходит фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед» — новая экранизация некогда известной каждому советскому школьнику повести Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой. «Лента.ру» рассказывает, как выглядит современная версия прекрасного далека и объясняет, почему покуситься на светлый образ «Гостьи из будущего» было не такой уж плохой идеей.

Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) — старшеклассник в современной чертановской школе. Он пробует читать рэп и выясняет отношения с знойной одноклассницей Алтухиной (Софа Цибирева). Последнее обстоятельство и запускает цепь фантастических событий. Стоит ему написать маркером на доске гадость про зазнобу, как Коля оказывается приговорен к уборке школы после уроков. Забравшись в подсобку кабинета физики, он находит космион — прибор, позволяющий перемещаться в будущее.

Попав в 2124-й, Коля знакомится с Алисой Селезневой (Даша Верещагина), которая спустя сто лет после него учится в той же школе и всю жизнь страдает из-за исчезновения мамы — Кира Селезнева (Виктория Исакова) много лет назад пожертвовала собой, сражаясь с прошлым обладателем космиона, пиратом Глотом (Юра Борисов). Вскоре выясняется, что это именно Кира в наше время преподает физику Коле, так что подростки отправляются за ней в прошлое. Ну а по пятам за ними идут освободившиеся из галактической тюрьмы пираты Глот и Весельчак У (Александр Петров).

Фильм «Сто лет тому вперед» выделяется даже в захлестнувшей в последнее время российскую киноиндустрию лавине сложнопостановочных сказок. Поверить в то, что «Летучий корабль», «Бременские музыканты», «По щучьему велению» и даже «Чебурашка» нуждаются в некоторой актуализации, пожалуй, можно. Оригинальным мультфильмам уже много лет, так что их переосмысление вполне целесообразно. «Гостья из будущего» Павла Арсенова, в свою очередь — не что-то из далекого советского прошлого, а настоящая болевая точка сегодняшних взрослых. Сыгранная Наталией Гусевой Алиса Селезнева — вечнозеленый эротический фетиш сегодняшних сорока-пятидесятилетних, настоящая бумерская икона. Неслучайно шлейф влияния пятисерийного фильма протянулся в самые разные области поп-культуры — от группы «Гости из будущего» до пролога сериала Сергея Урсуляка «Ненастье» по роману Алексея Иванова. Там финал «Гостьи» был зарифмован с уходом героя воевать в Афганистан — тем самым будущим, о котором Алиса благоразумно умолчала.

Новая экранизация «Ста лет тому вперед» в этом контексте вполне логично была воспринята старшим поколением зрителей как плевок в душу

И это уже говорит о незаурядном маркетинговом чутье продюсеров из компании Art Pictures: в эпоху хайпа покушаться на святое совершенно необходимо. Тем паче, что для сегодняшних школьников, воспитанных на комиксах, аниме и хип-хопе, пыльное обаяние «Гостьи из будущего», мягко говоря, неочевидно.

«Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко должны были выйти еще в прошлом году — трейлер показывали перед сеансами «Вызова». Выглядел он тогда несколько аляповато и пугал даже тех, у кого от тоталитарных пионерских интонаций песни «Прекрасное далеко» с детства болят зубы

По всей видимости, создатели картины учли недочеты и добросовестно забрали проект на доработку. Впрочем, быть может, «Сто лет тому вперед» производит благоприятное впечатление (во всяком случае, в сравнении с трейлером) прежде всего из-за цельности. Когда на экране поплывут логотипы производителей и спонсоров, вписанные в пейзаж Москвы будущего, потребуется сделать выбор — принять правила игры или сразу выбежать из зала. И такая честность в отношении зрителя подкупает в любом случае.

Для Андрющенко это всего лишь вторая режиссерская работа — после по-своему оригинального «Напарника». Тот фильм привлекал не столько компьютерным младенцем с голосом Сергея Гармаша, сколько непривычными для глаза пейзажами Владивостока, который до этого никогда, кажется, не выглядел на экране настоящим русским Сан-Франциско. «Сто лет тому вперед» предлагает более традиционные локации. Действие разворачивается в уже знакомом по «Притяжению» и «Вторжению» Чертаново — даже школа вроде бы та же. Напоминают о фантастической дилогии Федора Бондарчука и ландшафты будущего с плавными архитектурными линиями. Создатели «Ста лет тому вперед», кажется, вполне прямо указывают на то, что при благоприятных обстоятельствах готовы на кроссовер двух вселенных. Вполне логично, учитывая, что на фильмах Бондарчука Андрющенко работал продюсером.

Перенос прозы Булычева в наше время производился с явным прагматическим расчетом. «Сто лет тому вперед» метят и в поклонников аниме, и в фанатов Marvel, и в пользователей GPS-навигатора, озвученного мягким баритоном Бондарчука. Сам Федор Сергеевич на экране отсутствует, кажется, только для того, чтобы не тягаться с могучим андрогинным образом Евгения Герасимова из «Гостьи из будущего».

Самое интересное здесь начинается, когда у авторов включается подсознательное. Для взрослых зрителей «Сто лет тому вперед» — это аттракцион по поиску отсылок к любимым фильмам и видеоклипам детства и юности

Здесь и «Горец» (им явно вдохновлен новый образ Весельчака У), и «Назад в будущее» (у Роберта Земекиса сценарист Андрей Золотарев списывает целыми страницами), и «Индиана Джонс» с «Терминатором», и клип оскаровского лауреата Джонатана Глейзера на песню Rabbit in Your Headlights артиста UNKLE. Лысый бродяга со сверхспособностями, сыгранный в этом видео Дени Лаваном, — один из явных источников вдохновения для внешнего вида пирата Глота, перекочевавшего в фильм из «Тайны третьей планеты». Другие предки персонажа — Доктор Манхэттен из «Хранителей» и инопланетные Инженеры из «Прометея» Ридли Скотта. И это не говоря о прямых цитатах вроде молота Тора и на’ави из «Аватара», которая сидит за соседней с Алисой партой.

Весь этот постмодернистский треш-винегрет позволяет фильму дышать, сообщает ему неподдельные искренние эмоции, перебивающие навязчивый маркетинг, дизайнерские недоделки и режиссерские просчеты. С недостатками, впрочем, все вполне привычно. Так в ветеринарной клинике доктора Селезнева нет ни одного животного, зато много окон и воды, из-за чего пространство больше напоминает люксовую сауну. С актерами в русском кино по-прежнему никто не работает. Особенно это касается старшего поколения: Константин Хабенский, кажется, считает, что для создания характера профессора Селезнева вполне достаточно проникновенного голоса и длинноволосого парика. Лучше всех смотрится Александр Петров — к его клоунскому перформансу не будет вопросов даже у поклонников прошлого Весельчака У Вячеслава Невинного.

Ругать «Сто лет тому вперед» за отсутствие новых идей, пожалуй, даже несколько бестактно — тот же кризис переживают блокбастеры во всем мире. На фоне последних фильмов Marvel или, скажем, новых «Охотников за привидениями» картина Андрющенко выглядит свежо. В других реалиях у «Ста лет тому вперед», вероятно, были бы и некоторые экспортные перспективы. По духу фильм напоминает лучшие произведения из продюсерской лаборатории Роджера Кормана — треш-хорроры, триллеры и низкобюджетную фантастику, с которых начинали будущие голливудские мастодонты уровня Фрэнсиса Форда Копполы и Джонатана Демми. И можно только порадоваться, что наследие Кира Булычева по-прежнему (как и в советские восьмидесятые) дает оглушительный простор для такого по-хорошему бессовестного полета фантазии.

Фильм «Сто лет тому вперед» выходит в прокат 18 апреля

< Назад в рубрику