На Netflix вышла «Мятежная Луна: Дарующая шрамы» — вторая часть масштабного и дорогостоящего космического боевика Зака Снайдера, первую серию которого прокляли все, кто ее видел. «Лента.ру» рассказывает о том, удалось ли режиссеру «Хранителей» и «Лиги справедливости» провести работу над ошибками после провала прошлого фильма.
В первом фильме воительница с темным прошлым Кора (София Бутелла), чтобы спасти приютившее ее село на луне Вельд, собрала команду бойцов и нанесла смертельный удар адмиралу-садисту Ноблу (Эд Скрейн). Однако в сцене после титров адмирала экстренно оживили — теперь он возвращается к односельчанам Коры вымогать зерно. В случае отказа космические корабли Нобла сотрут повстанцев с лица Вельда. Очевидно, что грядет новая битва.
Дилогия Зака Снайдера «Мятежная Луна» интересна уже хотя бы тем, что прекрасно иллюстрирует изменения в киноиндустрии, вызванные появлением стриминговых платформ. Раньше режиссеру с авторским видением необходимо было не только убедить продюсеров вложиться в свой проект, но и сделать фильм, который окупится в прокате. Достаточно вспомнить, что после провала мюзикла «От всего сердца» (замечательного, но недооцененного в момент выхода) Фрэнсис Форд Коппола расплачивался с долгами почти все следующее десятилетие. И это автор «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня».
Теперь все иначе. Netflix дал Заку Снайдеру 166 миллионов долларов на «Мятежную Луну», но теперь совсем не беспокоится из-за того, что уже после первой части картину и режиссера единогласно прокляли как критики, так и зрители. После второго фильма ситуация вряд ли принципиально изменится. И все это совсем не мешает Снайдеру не только готовить кровавые режиссерские версии обоих фильмов, но и планировать франшизу из шести серий. Об этом стало известно совсем недавно, в начале апреля — спустя несколько месяцев, подчеркнем, после оглушительного провала первой «Мятежной Луны».
Вряд ли что-то грозит и репутации Снайдера. 15 лет назад в мировой прокат вышли снятые им «Хранители» — экранизация сложнейшего по структуре графического романа Алана Мура. Сам писатель традиционно проклинает все попытки перенести его произведения на экран, однако Снайдеру тогда действительно многое удалось. В историю кино уже вошли как минимум вступительные титры, в которых под песню Боба Дилана показывалась альтернативная история второй половины ХХ века. Это был действительно изобретательный и мастерски сделанный отдельный фильм в фильме — неслучайно именно эта часть картины пользуется особым спросом на YouTube. После высадки Доктора Манхэттена на Луну, а Комедианта — во Вьетнаме, Снайдера уже были готовы носить на руках.
И нет, проблема Снайдера не в том, что он плохой режиссер. Свидетельством обратного служит и так называемый «снайдеркат» «Лиги справедливости», и культовый, полностью оригинальный «Запрещенный прием». Но глупо отрицать, что таланты Снайдера — довольно специфические: ему подходит далеко не всякий материал, а самостоятельно правильно выбирать его он, судя по всему, не очень умеет. В теории концепт «Звездные войны Зака Снайдера» (а именно так Netflix продает публике «Мятежную Луну») звучал если не как проект мечты, то во всяком случае как нечто интригующее. Однако взявшись за реализацию идеи, придуманной еще в годы учебы, Снайдер, кажется, забыл погрузиться в тонкости своего главного объекта вдохновения — и да, на фоне «Луны» «Звездные войны» смотрятся франшизой на удивление тонкой.
В «Мятежной Луне», увы, совсем нет прозорливости Лукаса, который задолго до Оксимирона (внесен Минюстом в реестр физлиц-иноагентов) подробно проштудировал «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла. Снайдер интуитивно подбирает для персонажей нужные архетипы, но совсем не пытается сделать их живыми. Вместо этого на роли воительницы Коры и ее команды просто набраны яркие актеры в диапазоне от Софии Бутеллы до Джимона Хонсу. Яркость здесь прежде всего внешняя — по актерским способностям Бутеллы все без исключения оттоптались еще после первого фильма. В качестве бонуса прилагается робот с голосом сэра Энтони Хопкинса, который во втором фильме служит не только в качестве закадрового рассказчика, но и вступает наконец в боевые действия.
Вообще, «Дарующая шрамы» по сравнению с предшествовавшим ей «Дитем огня» — одновременно и работа над ошибками, и углубление провала. В отличие от первого фильма, в котором основную часть действия занимало невнятное космическое путешествие, второй использует понятную и заведомо выигрышную схему фантастического вестерна. Действие разворачивается в инопланетных степях, а часть рапидов даже посвящена сбору злаков. Отдельный блок — застольные рассказы бойцов о своем прошлом, позволяющие Снайдеру набросать дальние контуры придуманного мира в фирменном китчевом духе. Но примерно в середине «Дарующей шрамы» начинается натуральная бойня на земле и в воздухе, которой из-за разноцветных лазеров, летающих, разумеется, в рапиде (своему любимому приему Снайдер все так же верен), лучше всего подходит определение «смерть на рейве». Когда же дело доходит до световых мечей, это оказывается даже трогательно — и выглядит то ли полной творческой капитуляцией, то ли просто честной открыткой Лукасу.
И все это, в общем, не так чтобы совсем плохо — к примеру, сериал Fallout стал хитом примерно с тем же количеством новых идей и тем же качеством драматургии. Просто от фантастического фильма, даже если это старомодная космоопера, ждешь хоть чего-то удивительного, а «Мятежная Луна» не поражает ни капельки. Снайдеру опять не повезло с текстом — пусть на этот раз он и создавался под полным режиссерским контролем. Временами кажется, что находки Зака куда выигрышнее смотрелись бы в экранизации, например, «Темной башни» Стивена Кинга — тоже своего рода фэнтези-вестерна. Однако на этот проект Снайдер уже опоздал. Да и некогда — впереди еще четыре фильма во вселенной «Мятежной Луны». Если Netflix действительно даст на них денег, то это будет беспрецедентный шаг в современном кинобизнесе, который ничем, кроме искренней любви к постановщику, объяснить не удастся.
Фильм «Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы» (Rebel Moon – Part Two: The Scargiver) вышел на Netflix