По данным исследователей университета Айовы (США), каждый четвертый ребенок из поколения Альфа имеет планшет уже в возрасте трех-четырех лет, почти каждый третий — в возрасте пяти-семи лет, а с 8-11 лет — уже каждый второй.
Пока медиапространство наполнялось статьями и исследованиями про зумеров, на Земле, согласно теории поколений, разработанной в конце XX века в США, начали рождаться представители нового поколения — Альфа. Каковы их характеристики, что особенного в воспитании этих детей, как они мыслят и как могут повлиять на мир в будущем, рассказывает «Лента.ру».
Теория поколений — это концепция, разработанная в 1990-х годах американскими писателями Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом.
Согласно ей, смена человеческих поколений циклична, а к одному поколению относятся те, кто родился в один и тот же 20-летний промежуток времени. По мнению Штрауса и Хоува, у таких людей, несмотря на их различия, можно выявить и определенные общие черты: например, похожее отношение к вопросам карьеры, семьи, образования.
На данный момент человечество можно разделить на пять поколений:
В этой статье поговорим о последнем, самом современном поколении — Альфа. Сейчас старшие его представители находятся в подростковом возрасте, им около 14 лет.
«Это дети, судьбу которых во многом определяют интернет и гаджеты. Они с самого раннего возраста активно ими пользуются и не знают жизни без экранов — смартфоны и планшеты стали их постоянными спутниками», — говорит «Ленте.ру» детский и семейный, автор книг для взрослых и детей Екатерина Кес.
По данным исследователей университета Айовы (США), каждый четвертый ребенок из поколения Альфа имеет планшет уже в возрасте трех-четырех лет, почти каждый третий — в возрасте пяти-семи лет, а с 8-11 лет — уже каждый второй.
«При этом мир, в котором формируются основные черты поколения Альфа, меняется крайне быстро — под воздействием технологий, глобализации и новых социальных норм, и это также имеет свое влияние на новых людей», — подчеркивает в беседе с «Лентой.ру» поведенческий терапевт, профессиональный коуч, семейный консультант, автор популярного блога о воспитании детей Елена Калашникова.
Что же особенного в детях, рожденных после 2010-го? Эксперты выделяют следующие основные характеристики поколения Альфа.
«В отличие от миллениалов (молодых людей, которым сейчас от 28 до 43 лет), родившихся на самой заре развития технологий, или зумеров, росших в период только начинавшегося бума социальных сетей, дети поколения Альфа с самого рождения окружены гораздо более продвинутыми технологиями, — отмечает Калашникова. — Например, появился искусственный интеллект, высокоскоростной интернет, еще более умные мобильные устройства, гаджеты виртуальной реальности».
В связи с этим новые дети привыкают потреблять огромное количество визуальной и текстовой информации одновременно, постоянно перепрыгивать с сайта на сайт, бесконечно листать фото и клипы.
В итоге, как уверена Кес, детям поколения Альфа значительно сложнее работать и анализировать большие объемы однотипной информации: например, им сложно читать книги, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
«Также им значительно труднее глубоко погружаться в определенную тему, систематизировать информацию, выполнять действия последовательно, не перепрыгивая с одного на другое, — говорит психолог. — В связи с этим у детей поколения Альфа зачастую не получается долго и терпеливо концентрировать внимание на одной задаче. То, что требует значительных умственных усилий, вызывает у них намного больше сложностей, чем у детей предыдущих поколений».
«Дети нового поколения в большей степени индивидуалисты. Этому, опять же, способствует воспитание в эру цифровых технологий. Для получения информации больше не нужно выходить из дома, социализироваться. Самовыражаться тоже можно фактически в одиночестве — в социальных сетях, которые дают иллюзию общности», — делится мнение Елена Калашникова.
Конечно, у влияния технологий есть и плюсы — постоянное взаимодействие с различными цифровыми платформами, по мнению Калашниковой, развивает способность к многозадачности.
«При этом детей поколения Альфа отличает высокая адаптивность, они способны быстро приспосабливаться к разным ситуациям, быть гибкими, у них высокая степень эрудиции, благодаря просмотру многочисленных блогов и YouTube-каналов», — дополняет Екатерина Кес.
Подрастающее поколение воспитывается в условиях, когда экологические проблемы и вопросы социальной справедливости являются важными аспектами общественного дискурса, замечает Калашникова. Это, по ее мнению, делает их более осведомленными и заинтересованными в общественной деятельности.
С ней соглашается и Екатерина Кес: «Представители поколения Альфа много знают о своих социальных правах, они более уверены в себе, не боятся проявлять инициативу, высказывать свое мнение. Они обращают внимание на проблемы общества и верят в то, что многое можно изменить, у них меньше ограничивающих установок».
Как считает Елена Калашникова, поколение Альфа растет в еще более глобализированном мире, чем зумеры. Они с детства привыкают взаимодействовать с различными культурами через цифровые платформы, что способствует более высокому уровню толерантности и большей открытости к культурному обмену.
«Благодаря повышенной осведомленности о психологическом и физическом здоровье поколение Альфа чаще всего выбирают здоровый образ жизни. Новым детям важно чувствовать себя хорошо прямо сейчас, а не в будущем, и они делают для этого все возможное», — говорит Калашникова.
При этом постоянное нахождение в сети и социальных медиа, по мнению эксперта, может приводить к проблемам с самооценкой и социальным давлением, что делает поколение Альфа потенциально более уязвимыми к психологическим проблемам.
Так, например, cпециалисты из Британского сообщества косметической дерматологии предупреждают, что негативное воздействие на современных детей оказывают видео, в которых девушки рассказывают о своем уходе за кожей. Такие ролики набирают большое количество просмотров в TikTok и других подобных социальных сетях.
«В уходе за детской кожей нужно быть очень аккуратными, а современные дети под влиянием блогеров тратят огромное количество времени на сложный уход. Более того, они делают акцент на антивозрастных средствах, которые совершенно точно им не подходят», — говорит доктор Эмма Веджворт.
По мнению экспертов, дело не столько в том, что дети боятся постареть, сколько в их желании обладать «красивыми баночками», как у их любимых бьюти-блогеров.
Современные родители намного больше вовлечены в жизнь своих детей, представителей поколения Альфа, считает Екатерина Кес. Они, по ее мнению, стараются тщательно организовать их досуг, детально выбирают секции и кружки, стараются уделять им как можно больше времени, что иногда даже приводит к гиперопеке.
«При этом сейчас родители общаются с детьми менее директивно, стараются больше объяснять и договариваться вместо того, чтобы заставлять. Соответственно, дети поколения Альфа более свободолюбивые, уверены в себе, знают о своих правах, а родители для них не являются непререкаемым авторитетом: им нужны, скорее, аргументированные и понятные объяснения, а не приказы и требования», — также уточняет эксперт.
Что касается образования, то оно у поколения Альфа также проходит в довольно уникальных условиях. По мнению Елены Калашниковой, современные технологии, изменение культурных норм и повышенное внимание к индивидуальности ребенка оказывают значительное влияние на методы обучения. Среди главных особенностей она выделяет следующие:
«Уже сейчас дети поколения Альфа демонстрируют высокий уровень технологической грамотности. В будущем это может привести к новым технологическим разработкам и инновациям, особенно в областях искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий и устойчивых технологий, — говорит Елена Калашникова. — В этом году я посетила международный мобильный конгресс и видела там много юных ребят, которые уже работают в крупных компаниях или представляют потрясающие технологические стартапы. Такие дети в будущем безусловно станут успешны и войдут во взрослую жизнь уверенно».
Психолог отмечает, что из ее опыта общения с родителями, учениками и образовательными учреждениями складывается ощущение, что поколение Альфа, вероятно, будет предпочитать более гибкие формы занятости, такие как удаленная работа или фриланс.
Между тем внимание к здоровью и благополучию, которое воспитывается у поколения Альфа, может привести к более сознательному отношению будущих взрослых к здоровью, что в свою очередь положительно скажется на развитии медицинских технологий и улучшению систем здравоохранения.
«Вспомним наше детство: многие курили за гаражами, пили сомнительные спиртные напитки, шли на бессмысленный риск. Сейчас ребята все больше занимаются спортом, следят за своим телом, знают многое о безопасности, что, я надеюсь, обязательно поспособствует увеличению длительности жизни нашего населения», — резюмирует эксперт.