В конце апреля Минобороны РФ потряс громкий коррупционный скандал: замглавы военного ведомства Тимура Иванова задержали прямо на рабочем месте и отправили в СИЗО — его обвиняют в получении «космической суммы взяток». По версии следствия, Иванов получал откаты от госконтрактов в строительной сфере и мог незаконно иметь различные активы и услуги на общую сумму в миллиард рублей. Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Коррупционные скандалы случались в военном ведомстве и раньше, но в последние годы они происходят с пугающей периодичностью. Наиболее резонансные из них вспомнила «Лента.ру».
Подразделение: ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4»
Предполагаемая сумма ущерба: более 350 миллионов рублей
В сентябре 2020 года внимание правоохранительных органов привлекла Лариса Леонтьева — первый замдиректора ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4», крупнейшего подрядчика Минобороны. По версии следствия, весной 2020 года, в разгар пандемии COVID-19, Леонтьева разрешила закупку 350 портативных аппаратов ИВЛ Yuwell YH-730.
Аппараты действительно поступили в военные госпитали, но их закупочная стоимость была завышена в десять раз: вместо 115 тысяч рублей каждый из них обошелся госбюджету более чем в миллион рублей, а вся партия вместо 40 миллионов стоила 393 миллиона рублей. Таким образом, ущерб превысил 350 миллионов рублей.
Леонтьева на допросах категорически отрицала свою вину: она предоставила письма от зарубежных компаний, в которых цены за портативные аппараты ИВЛ называли адекватными и соответствующими их высокому качеству. Но следователей это не убедило: на Леонтьеву завели дело по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).
18 марта 2022 года обвиняемую арестовали. И хотя защита Леонтьевой не раз пыталась добиться для нее домашнего ареста, следователи опасаются, что она может сбежать за границу вместе с мужем и сыном-студентом. Поэтому сегодня обвиняемая ожидает начала суда в СИЗО.
Подразделение: Генштаб Вооруженных сил РФ
Предполагаемая сумма ущерба: более 6,7 миллиарда рублей
В Главном следственном управлении Следственного комитета России (ГСУ СКР) продолжается расследование крупнейшей аферы в сфере закупок спецтехники для Российской армии. Главный фигурант дела, возбужденного в 2019 году, — бывший замначальника Генштаба Вооруженных сил (ВС) РФ генерал-полковник Халил Арсланов.
Второй обвиняемый — начальник Управления заказов по совершенствованию технической основы системы управления ВС РФ полковник Павел Кутахов.
Среди этого оборудования — радиостанции «Азарт», стоимость которых могла быть завышена почти в полтора раза. Как считают следователи, недорогую основу для радиостанций покупали в Китае, а затем устройства якобы несущественно дорабатывали в России.
Бывший директор Ярославского радиозавода Сергей Якушев утверждал, что передал Арсланову взятку в размере 12 миллионов рублей за то, чтобы его предприятие участвовало в финальной доработке радиостанций. Главным свидетелем обвинения стал бывший глава Первого управления Главного управления связи (ГУС) Минобороны РФ Александр Оглоблин.
Именно через него проходили технические задания для поставок радиостанций «Азарт». К слову, Оглоблин был главным обвиняемым в хищении миллиарда рублей при исполнении военных заказов компании «Воентелеком». Он заключил досудебное соглашение, был приговорен к 4,5 года лишения свободы, а также лишен звания генерал-майора и всех наград.
Оглоблин дал показания против Арсланова, но пару месяцев спустя внезапно заявил, что оговорил бывшего замначальника Генштаба ВС РФ под давлением правоохранительных органов: якобы тот не участвовал в афере с «Азартами».
Но дело в этой части прекращено не было — его расследование продолжается. Сохранился и эпизод о взятке, о котором рассказывал экс-директор Ярославского радиозавода Якушев. Кроме того, Арсланова по-прежнему обвиняют в аферах с компанией «Воентелеком» при закупках расходников, маршрутизаторов и другой техники для армии. Ущерб от этих махинаций оценивается в 1,6 миллиарда рублей.
Подразделение: Департамент расквартирования Минобороны
Предполагаемая сумма ущерба: один миллиард рублей
В 2019 году уголовное дело было возбуждено против замначальника Департамента расквартирования Минобороны Сергея Бородина. По версии следствия, начиная с 2008 года он и его сообщники присвоили более 45 гектаров земель военного ведомства в Новой Москве, Наро-Фоминском и Одинцовском городских округах.
Злоумышленники покусились даже на территории Алабинского полигона, которые используются для репетиции парадов ко Дню Победы. Подельниками Бородина, среди прочих, были экс-начальник Ватутинской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) Минобороны Валерий Майборода и экс-начальник Алабинской КЭЧ Минобороны Азамат Хайруллин.
Лазейкой для махинаций сообщников стало постановление, согласно которому с 1992 по 2004 год военное ведомство передавало садовым товариществам и кооперативам часть своих территорий. Махинаторы «корректировали» в свою пользу границы этих земель, а затем сдавали их дачникам в аренду или продавали частным лицам.
К слову, в 2020 году Бородин открыл фирму по возведению жилых и нежилых зданий «БДМ-Строй»: при уставном капитале десять тысяч рублей всего за год выручка компании составила 24 миллиона рублей.
Общий ущерб от действий Бородина и его сообщников, нанесенный Минобороны, следователи оценили в один миллиард рублей. Бородин признал свою вину и начал сотрудничать со следствием, что позволило ему избежать СИЗО: обвиняемый дожидается суда под домашним арестом, но ему запретили использовать любые средства связи.
Подразделение: 46-й ЦНИИ Минобороны
Предполагаемая сумма ущерба: 250 миллионов рублей
В 2018 году крупный коррупционный скандал потряс 46-й Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ) Минобороны, который участвовал в разработке госпрограммы вооружения до 2027 года стоимостью 19 триллионов рублей.
По данным следствия, с 2016 по 2018 год начальник второго управления НИИ полковник Михаил Котов заключил с коммерческими фирмами договоры на проведение научно-исследовательских работ. За эти работы из госбюджета было выплачено 176 миллионов рублей, но они так и не были выполнены.
Нашлись у СКР претензии и к Василию Козланжи — заместителю Михаила Котова. По версии следствия, Козланжи зачислил в штат НИИ сотни «мертвых душ», которым за несколько лет выплатили зарплаты на общую сумму 74 миллиона рублей. Предполагаемый ущерб государству от действий обоих обвиняемых оценили в 250 миллионов рублей.
В ходе обысков в ЦНИИ следователи нашли деньги и незадокументированные записи с признаками теневой бухгалтерии.
В качестве меры пресечения на время следствия для Котова избрали запрет определенных действий: ему нельзя общаться с коллегами и покидать свой дом с 22:00 до 06:00.
Свою вину полковник не признал: он утверждал, что объем исследовательских работ требовал привлечения субподрядчиков, которые выполнили все свои обязательства. Второй обвиняемый — Козланжи — также избежал СИЗО, но, в отличие от начальника, частично признал вину и решил пойти на сделку со следствием.
Правда, несмотря на то, что его показания позволили изобличить еще троих участников преступной схемы, военная прокуратура отказалась утверждать с Козланжи досудебное соглашение, и он прекратил давать показания. В настоящее время расследование этого уголовного дела продолжается.
Подразделение: продовольственное управление Минобороны
Предполагаемая сумма ущерба: более 650 миллионов рублей
В 2017 году под следствием оказалась группа офицеров продовольственного управления Минобороны, в том числе его начальник — полковник Александр Бережной и главный эксперт управления — подполковник Алексей Гринюк. По версии следствия, сообщники действовали с февраля 2014 по август 2017 года.
Гринюк, которого считают инициатором, обвиняется в том, что он вступил в сговор с коммерсантом Алексеем Калитиным, который хотел участвовать в армейских закупках. За вознаграждение в размере 20 миллионов рублей Гринюк передал Калитину флешку с планами закупок на 2015 год.
Тогда Гринюк, по данным следствия, задействовал замначальника управления Департамента государственных закупок Минобороны Александра Борувкова и его подчиненного Юрия Решетникова, которые отвечали за проведение аукционов. За 40 миллионов рублей они отсеяли всех конкурентов бизнесмена Калитина.
В результате его фирмы смогли выиграть конкурсы на поставку различного оборудования — автомобильных кухонь, хлебопекарных прицепов и рефрижераторов — по заведомо завышенным ценам. Последними в преступную схему включились начальник продуправления Александр Бережной и его заместитель Александр Вакулин. Их подписи, оцененные Бережным в 30 миллионов рублей, оказались решающими для перечисления Калитину 684 миллионов рублей за поставки оборудования. В следующем, 2016 году бизнесмен при содействии офицеров пошел еще дальше — он смог заключить с военными контракты на поставку различных товаров более чем на 1,4 миллиарда рублей.
При этом цены на отдельные группы товаров, как считают следователи, были завышены почти на 300 миллионов рублей: так, нож для чистки овощей «подорожал» на 770 рублей, а машина для чистки картофеля — сразу на 31 тысячу рублей. Для того чтобы вести свою теневую бухгалтерию, Гринюк даже создал отдельную компьютерную программу.
Связь между собой участники преступной схемы держали через так называемые «фонарики» — мобильные телефоны с сим-картами, оформленными на подставных людей. Но эта конспирация не помогла: в 2017 году офицерами заинтересовались правоохранительные органы.
По версии следствия, обвиняемые за несколько лет получили взяток на 363 миллиона рублей и нанесли ущерб государству на сумму более 650 миллионов рублей. В марте 2021 года Александр Борувков, давший ценные показания против своих подельников, получил пять с половиной лет лишения свободы.
Годом позже, в апреле 2022-го, к пяти годам лишения свободы был приговорен бизнесмен Калитин. Остальные участники преступной схемы дожидаются своих приговоров в СИЗО.
Подразделение: холдинг «Оборонсервис»
Сумма ущерба: около трех миллиардов рублей
В октябре 2012 года вся страна узнала Евгению Васильеву — главу аппарата Министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Выпускница юрфака Санкт-Петербургского университета Васильева пришла в военное ведомство в 2010 году и вскоре возглавила Департамент имущественных отношений, а затем и аппарат министра.
Кроме того, Васильева вошла в совет директоров подконтрольного Минобороны холдинга «Оборонсервис», который управлял рядом акционерных обществ, действовавших в интересах Вооруженных сил РФ.
СКР возбудил их по фактам мошенничества с продажей земельных участков, ряда объектов недвижимости и ценных бумаг, принадлежавших Минобороны. Год спустя дело в отношении Васильевой выделили в отдельное производство.
По версии следствия, пользуясь своим служебным положением, она распродала наиболее ликвидное имущество «Оборонсервиса» по заниженной цене аффилированным с ней фирмам. Кроме того, Васильеву обвинили в том, что она получала миллионы рублей от своих помощников, которые отмывали похищенные средства.
Ущерб, нанесенный Васильевой Минобороны, оценили примерно в три миллиарда рублей. При обысках в ее четырехкомнатнатной квартире в Хамовниках нашли драгоценности на сумму около 127 миллионов рублей в ценах 2012 года, коллекцию картин и 3,5 миллиона рублей наличными.
Кроме того, дома у Васильевой нашли тапочки министра обороны Сердюкова, на тему которых иронизировали, кажется, все ведущие СМИ страны. Обвиняемая, не признавшая свою вину, дожидалась суда под домашним арестом.
Того же просил и тогда уже бывший глава Минобороны Сердюков, которого с подсудимой связывали неформальные отношения. Он утверждал, что Васильева не нанесла военному ведомству никакого ущерба и лишь удачно «скинула ненужный балласт». Обвинение просило для подсудимой восемь лет колонии, но суд дал ей на три года меньше.
Отбывать срок Васильева отправилась в женскую исправительную колонию № 1 в поселке Головино Владимирской области. Однако провела она там всего четыре месяца, а потом вышла на свободу по УДО. Минобороны в конце концов вернули активы на сумму более двух миллиардов рублей, причем часть из них конфисковали у Васильевой.