Ровно 30 лет назад, 10 мая 1994 года, Нельсон Мандела вступил в должность президента Южно-Африканской Республики (ЮАР), став первым в истории страны чернокожим лидером. Хотя в период борьбы с апартеидом большую часть времени он провел в заключении, именно Мандела стал главным символом освобождения чернокожего населения ЮАР и преодоления расизма во всем мире. Вместе с последним белым южноафриканским президентом Фредериком де Клерком он был удостоен Нобелевской премии мира, в честь него учреждена премия ООН, в самых разных городах ему установлены памятники. При этом даже в период президентства Нельсону Манделе был запрещен въезд в США как причастному к террористической деятельности, а критики современной ЮАР отмечают, что уровень жизни чернокожего населения в стране не сильно изменился со времен апартеида. Как представитель коренной аристократии включился в борьбу за права чернокожих в ЮАР, почему Нельсон Мандела перешел к террористической деятельности и чего добился, придя к власти, — в материале «Ленты.ру».
Нельсон Мандела родился 18 июля 1918 года в деревне Мфезо неподалеку от города Умтата на востоке Южно-Африканского Союза (ЮАС), бывшего тогда британским доминионом. Он происходил из народности коса, коренных жителей страны. Прадед Нельсона принадлежал к правящей династии Королевства Тембу, отец занимал должность советника при королевском дворе, а также некоторое время возглавлял деревню, где жила его семья.
Семья Манделы была традиционно большой: отец женился четыре раза, супруги родили ему 13 детей. Но именно Холилала, как в семье звали Нельсона Манделу (в переводе с коса это означает «проказник»), первым пошел в школу. В школе мальчика назвали Нельсоном — тогда учителя всем детям придумывали английские имена.
Хотя Нельсон обучался в методистской школе, а его родители исповедовали христианство, он продолжал сохранять связь с традиционной культурой коса. В 16 лет Мандела, по местному обычаю, прошел обряд инициации. Традиция, как потом вспоминал он, заставила его заинтересоваться политикой. Уже в детстве Мандела создал утопический проект справедливого общества без белых.
Благодаря высокому положению отца Нельсон поступил в один из колледжей Форт-Бофорта, также связанный с методистской церковью, а в 1939 году его зачислили в Университет Форт-Хэйра на гуманитарное направление.
В семье надеялись, что он получит важную должность в традиционной системе королевского двора Тембу.
Университет Форт-Хэйра был на тот момент элитным высшим учебным заведением ЮАС, где могли обучаться чернокожие. Во время учебы Нельсон включился в политическую жизнь, избегая крайностей. Тем не менее он принимал участие в бойкотах против университетского правления, что в конце концов вынудило его покинуть учебное заведение еще до получения степени бакалавра.
С этим совпал конфликт с семьей: опекун Нельсона, который заботился о нем после смерти отца, настаивал, чтобы он женился, к чему Мандела пока не был готов.
Однако со временем именно опекун помог ему продолжить обучение — сначала освоить гуманитарные науки в Южно-Африканском университете, а затем право в Университете Витватерсранда, который он тоже не смог окончить.
В Университете Витватерсранда политическая деятельность Нельсона Манделы становилась все более активной. Он не только участвовал в массовых протестных акциях, но и начал посещать собрания Африканского национального конгресса (АНК) — старейшей в ЮАС политической организации чернокожих, созданной еще в 1912 году.
В 1944 году Нельсон Мандела стал членом АНК, причем начал работать в ее Молодежной лиге как член исполнительного комитета. Лига была еще более радикальной структурой, которая отрицала по сути любое взаимодействие с властями ЮАС.
Помимо партийной работы он участвовал в создании юридической фирмы, которая предоставляла консультации чернокожему населению бесплатно или по низким ценам.
Именно тактику малых дел, а также непротивления насилию в духе Махатмы Ганди изначально исповедовал Нельсон Мандела, однако затем он перешел к более радикальной деятельности.
В 1956 году Манделу вместе с его сподвижниками впервые арестовали, предъявив обвинение в государственной измене. Судебный процесс длился целых пять лет и закончился оправданием всех обвиняемых.
Среди прочего Манделе ставилась в вину подготовка насильственного свержения власти и приверженность коммунизму. По свидетельству соратников, он действительно входил в нелегальную Южно-Африканскую коммунистическую партию, которая проводила еще более радикальную политику в борьбе с апартеидом.
В 1960-е годы Нельсон Мандела возглавил вооруженное крыло АНК, названное «Умконто ве сизве» («Копье нации» в переводе с языка коса): вооруженные группы занимались организацией взрывов на правительственных и военных объектах, готовились к партизанской борьбе.
Считалось, что вооруженная борьба — это ответ на ужесточение политики апартеида, а конкретным поводом к началу террористической деятельности стал расстрел демонстрации АНК в поселке Шарпевиль, когда в результате стычек с полицией погибли 69 человек. После этого деятельность АНК в стране была запрещена.
При этом руководители «Умконто ве сизве» настаивали, что при взрывах никто не должен пострадать, а атаки должны носить символический характер: уничтожались места, ассоциирующиеся с политикой апартеида.
Долго, однако, организация не просуществовала. Нельсон Мандела в 1962 году был арестован благодаря информации, поступившей из Центрального разведывательного управления США, и посажен в тюрьму на пять лет. Вскоре срок был изменен на пожизненный.
Тюремный срок по большей части он отбывал на острове Роббен рядом с мысом Доброй Надежды.
При этом в годы заключения ему позволили заочно учиться в Лондонском университете и получить степень бакалавра юридических наук. Даже в статусе заключенного его готовы были избрать почетным ректором университета.
Именно во время тюремного заключения Нельсон Мандела стал символом борьбы с апартеидом, хотя уже не имел реального влияния на деятельность АНК, да и раньше не был лидером организации, которая со временем становилась все более экстремистской.
На власти ЮАР оказывали давление местные и иностранные журналисты, использовавшие в своих публикациях лозунг «Освободите Нельсона Манделу!». Подобные инициативы были особенно распространены в странах соцлагеря, для которых он был пострадавшим за правду и справедливость революционером.
В 1980-е годы положение политика изменилось в лучшую сторону: его перевели в другую тюрьму, позволили контакты с представителями власти, которые были готовы отпустить его на свободу в обмен на прекращение вооруженной борьбы.
Однако реально политика апартеида начала смягчаться только после прихода к власти президента Фредерика де Клерка в 1989 году. Одним из первых его указов стала легализация АНК и освобождение Нельсона Манделы, состоявшееся уже в феврале 1990 года.
Освобождение транслировалось по всему миру в прямом эфире. При этом в первой же речи вышедший на свободу политик заявил о продолжении вооруженной борьбы с расизмом.
Тем не менее основной задачей АНК в последующие годы были переговоры о преодолении апартеида вместе с властями ЮАР и подготовка общенациональных выборов, в которых участвовали бы представители всех рас. В это время Нельсон Мандела вместе с президентом Фредериком де Клерком были удостоены Нобелевской премии мира за совместные усилия.
Переговоры, однако, проходили непросто, часто были на грани срыва как из-за действий правительства, так и из-за жестокости сторонников АНК. Однако в апреле 1994 года голосование по новым правилам состоялось, АНК получил абсолютное большинство мест в парламенте, и новым президентом ЮАР депутаты избрали Нельсона Манделу.
Фредерик де Клерк остался первым заместителем президента, что давало надежду на создание действительно равного представительства белых и чернокожих.
Нельсон Мандела возглавлял ЮАР с 1994 по 1999 год. Хотя многие его реформы были в социалистическом духе — развитие бесплатного медицинского обслуживания, увеличение пособий, защита прав рабочих при трудовых спорах, — основы рыночной экономики в республике были сохранены.
Тем не менее после упразднения апартеида в стране установилось господство уже не белых, а чернокожих — в лице АНК, которая последние 30 лет постоянно выигрывала выборы и удерживала абсолютное большинство в парламенте, по сути полностью контролируя власть в стране.
Теперь уже это руководство стали обвиняться в злоупотреблениях, коррупции, неравных возможностях.
В результате с 1994 года резко увеличилась эмиграция белых из ЮАР. Кроме того, в последние десятилетия несколько тысяч белых фермеров были убиты в результате нападений на их дома. Продолжаются дискуссии о возвращении земель, принадлежащих белым, коренным жителям ЮАР, хотя буры, проживавшие столетиями на этих территориях, тоже считают себя коренными африканцами.
Да и само отношение к белому населению как к виновникам апартеида не позволяло выстроить действительно равное общество.
Интересно, что в конце своего правления Нельсон Мандела побывал с государственным визитом и в России. Вместе с президентом Борисом Ельциным он подписал Декларацию о принципах дружественных отношений и партнерства между Россией и ЮАР.
В России на тот момент видели в южноафриканском лидере союзника по балканской тематике, полагая, что он также мог бы вступиться за Сербию, подвергшуюся атакам НАТО и осуждению мировой общественности.
После отставки Нельсон Мандела продолжал заниматься политической и общественной деятельностью. Особое внимание он уделял борьбе с проблемой ВИЧ, лечению больных СПИДом. ЮАР лидирует по числу ВИЧ-инфицированных, от этой болезни скончался и сын Нельсона Манделы. Бывший президент ЮАР принимал участие в разрешении конфликтов на территории других африканских стран, в Судане и Кении.
Скончался Нельсон Мандела 5 декабря 2013 года в возрасте 95 лет, будучи одним из старейших политиков мира.
С именем Нельсона Манделы связан необычный феномен формирования ложной коллективной памяти, когда у разных людей формируются неверная, но одинаковая интерпретация прошлого.
В 2010 году, когда политик еще был жив, участники проходивших в интернете обсуждений уверенно полагали, что он умер в тюрьме в 1980-е годы, даже называли выпуски новостей с подобными сообщениями. Слишком естественным казалось представление политика жертвой режима, как это распространялось в СМИ.
Еще при жизни Нельсон Мандела стал героем не только для своей страны, но и для всего мира. В его доме еще в годы его президентства организовали Музей истории борьбы с апартеидом, а в Лондоне и других городах установили ему памятники.
Для левых он стал кумиром — не просто борцом с враждебным режимом, но и представителем социалистических сил, символизирующих угнетенные народы Африки. Актуален его образ и в европейских странах, где в последние годы особенно сильно проявляется чувство вины за колониальное прошлое.