Тема сталкерства оказалась в тренде — в последние годы на стримингах появилась масса сериалов, с неожиданных сторон исследующих патологические привязанности, любовные фиксации, культ личности и прочие неприглядные явления, рожденные человеческим сознанием. Пять самых интересных сериалов о сталкерах и преследователях — в подборке «Ленты.ру».
Говоря о сериалах про сталкеров, нельзя не упомянуть популярный триллер «Ты», который отчасти и привел тему патологической одержимости в массы. Проект, основанный на одноименной книжной трилогии Кэролайн Кепнес, стартовал еще в 2018-м, но плодит не связанные с первоисточником сезоны и по сей день (в конце 2024-го ожидается выход пятой, заключительной части).
«Ты» — в первую очередь развлекательный шпионский триллер, совершенно не обременяющий себя какими-либо моральными рамками. В конце концов, сталкер здесь выступает протагонистом, а играет его бесконечно обаятельный Пенн Бэджли — харизма актера и ее влияние на интонации криминального сериала даже стали предметом публичной дискуссии о романтизации насилия. Для этого понадобилось, чтобы звезда «Очень странных дел» Милли Бобби Браун в соцсетях призналась в симпатии к главному герою.
В любом случае, любителям историй о жутких преступлениях, рассказанных с позиции агрессора в ироничной, а порой и откровенно комедийной манере, «Ты» непременно понравится. А глядя на рейтинги шоу, можно заключить, что любителей подобного зрелища в мире найдется немало. Netflix
Куда более трагичную и мрачную историю, рассказанную с позиции сталкера, предлагает сериал «Барри», придуманный звездой Saturday Night Live Биллом Хейдером (он же сыграл главную роль и снял множество эпизодов как режиссер). В центре сюжета здесь — бывший морпех, ставший наемным убийцей, который находит отдушину в кружке актерского мастерства. Обнаружив в себе скрытый талант, он становится преуспевающим артистом и даже находит любовь всей жизни. При этом ему приходится демонстрировать доселе невиданное двуличие, чтобы остаться в живых — преступный мир накрепко ухватился за бедолагу.
Барри — не просто наемный убийца с массой трупов за плечами, но и патологический социопат, манипулятор, абьюзер и сталкер. При этом сериал не выводит манипулятивность героя исключительным грехом: в той или иной степени лгут и обманывают ради собственных целей все герои «Барри».
Главным преимуществом проекта Хейдера, впрочем, является его эклектичность — за пару эпизодов сериал способен несколько раз переключиться с комедии актерских этюдов на линчевскую психологическую драму и обратно, а затем неожиданно превратиться в невероятно качественно снятый и органичный на фоне происходящего экшен. HBO
Сталкерство, безусловно, явление чисто антропогенное, но что насчет преследователей с того света? Французский хоррор «Марианна» рассказывает об Эмме, которая написала успешную книгу о ведьме Марианне из своих детских кошмаров, после чего демоническое создание стало навещать ее в реальной жизни. Юная писательница возвращается в родной дом, где зародились ужасы из ее книги, чтобы раз и навсегда разобраться со сталкершей из ада.
Жанр паранормального хоррора со скримерами до сих пор весьма скудно представлен на многократно усилившихся с пандемией коронавируса стриминговых сервисах. Вероятно потому, что пугать резкими появлениями призраков, равно как и поддерживать саспенс на протяжении десятка часов, — задача довольно сложная, но «Марианна» с ней более-менее справляется.
Самым ярким шоураннером на этом поприще последние годы остается американец Майк Флэнаган, который с 2018-го стабильно выпускает по страшилке с призраками каждые пару лет, начиная с «Призрака дома на холме» и заканчивая недавним «Падением дома Ашеров».
Мистические сериалы Флэнагана больше внимания уделяют личным драмам персонажей, но забывают о главном предназначении хорроров. Французский же сериал с его женской версией Фредди Крюгера куда активнее пытается напугать зрителя, следуя канонам полнометражных ужастиков — а потому любителям этого жанра сериал непременно понравится. Netflix
Психологический триллер Дональда Гловера («Атланта») и Джанин Наберс («Хранители») посвящен токсичному культу личности поп-артистов. Одержимые звездами поклонники, за которыми закрепился термин «стэн», порой демонстрируют повадки классических сталкеров. Таковые проявляются и у главной героини «Роя» Дре — асоциальной девушки, фанатеющей по поп-певице Най'дже и готовой пойти войной на любого, кто не слишком аккуратно подбирает выражения в адрес ее кумира.
Основным источником вдохновения для шоураннеров стал культ Бейонсе — «Рой» в каком-то смысле даже выглядит сатирой на фан-клуб американской поп-певицы, члены которого называют себя жителями «Улья». В комплекте здесь и вполне очевидные отсылки, такие как укушенная губа и драка бойфренда певицы в лифте.
Но в первую очередь сериал можно считать полноценным бенефисом актрисы Доминик Фишбэк, ранее заявившей о себе в «Последних днях Птолемея Грея». За семь эпизодов героиня Фишбэк преображается настолько радикально, что кажется, будто перед нами совершенно разные персонажи. Prime
Один из самых любопытных сериалов весны рассказывает историю комика-лузера Донни Данна, работающего барменом в лондонском пабе. Однажды в забегаловку приходит одинокая Марта, которую Донни угощает чаем, а она в ответ осыпает мужчину комплиментами. Марта появляется в пабе и на следующий день, и на день после, а затем принимается караулить бармена у дверей его дома и слать ему на электронную почту десятки бессвязных писем, в которых ласково называет его «олененком».
В основу «Олененка» легла реальная история. Исполнитель главной роли и шоураннер Ричард Гэдд — стендап-комик, который перенес на экран не только странные отношения со своей сталкершей, но и куда более личные и болезненные откровения о пережитом сексуальном насилии. В 2019 году Гэдд представил «Олененка» в виде автобиографической театральной постановки, а в пандемию коронавируса занялся экранизацией для Netflix.
«Олененок» начинается как комедия, но вскоре Гэдд показывает зрителям пугающе подробную и откровенную картину из собственных комплексов и психологических травм. Просмотр «Олененка» — это своеобразное переживание этой травмы вместе с ее носителем. Путешествие, прямо скажем, не из исключительно приятных, но определенно любопытное.