Ровно 100 лет назад, 16 мая 1924 года, вышел первый номер журнала «Мурзилка». Его главный герой — желтый пушистый зверек Мурзилка — стал лучшим другом для нескольких поколений советских, а затем и российских детей. Вместе с ним миллионы маленьких читателей узнавали, что хорошо, а что плохо, совершали открытия в окружающем мире, разгадывали ребусы и головоломки. Со временем обычный детский журнал стал по-настоящему легендарным. О том, как «Мурзилка» стал главным детским журналом страны и как он живет сейчас, — в материале «Ленты.ру».
Первый номер «Мурзилки», увидевший свет в 1924 году, был еще не самостоятельным изданием, а приложением к советской «Рабочей газете». Тогда страна только-только оправлялась от сильных потрясений — Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны.
Журнал, изначально ориентированный на детей в возрасте от четырех до семи лет, выходил раз в месяц. В «Мурзилке» печатали произведения признанных классиков детской литературы: Агнии Барто, Михаила Пришвина, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Николая Носова, Аркадия Гайдара, Виталия Бианки, а также различные задачки, загадки и советы, как сделать игрушки из подручных материалов.
Над журналом работали и весьма известные художники. В разное время с изданием сотрудничали Константин Ротов, Михаил Храпковский, Дементий Шмаринов, Владимир Сутеев, Евгений Рачев и другие. Как правило, обложка была разноцветной, а рисунки внутри журнала — черно-белыми.
Но вот его талисман — забавный желтый зверек — появился не сразу. Изначально Мурзилкой звали озорного щенка, который обожал своего хозяина Петьку и ненавидел соседку — «тощую буржуйку» Марью Петровну, из рассказа детского писателя Александра Федорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». Именно с этого произведения начинался дебютный номер журнала.
В первом номере читателей также познакомили со сказкой «Весна-красна» про победу Весны над Морозом и с рассказом о подготовке детей к первомайской демонстрации. Помимо этого, в журнале была рубрика «Мурзилкин клуб», где печатали письма от имени различных животных. В заключительной части номера детям рассказали, как самостоятельно сделать игрушечного кролика, как делать аппликации без цветной бумаги и клея и как устроить театр теней дома.
«Мурзилка» был не первым детским журналом в СССР. За несколько лет до него стали выходить журналы «Северное сияние» писателя Максима Горького и «Новый Робинзон» (первоначальное название — «Воробей») поэта Самуила Маршака. Оба издания были рассчитаны на детей в возрасте от 9 до 12 лет. Но зато «Мурзилка» стал первым журналом, который был адресован именно маленьким детям.
Оказалось, что потребность в таких изданиях была огромной, — об этом свидетельствует стремительное увеличение тиража «Мурзилки» с 20 тысяч в 1924 году до 200 тысяч к 1930 году.
Любимым героем читателей быстро стал непоседливый щенок Мурзилка. Он искал пропавшую курицу матери Петьки Хохлушку, спасал хозяина, застрявшего под бревнами амбара, прятал туфлю Марьи Петровны во дворе, катался на крыше автобуса и совершал другие шалости. Однако со временем он стал все реже появляться на страницах журнала, а в начале 1930-х годов и вовсе исчез.
Вместе с пропажей Мурзилки содержание издания стало меняться. На смену сказкам и стихотворениям о животных пришли произведения, прославляющие трудолюбивых детей, преданных коммунистическим идеям. Стихотворения, публикуемые в журнале, были посвящены Ленину, пользе коллективного труда, достижениям науки и техники.
Имя Мурзилки теперь встречалось только в названии журнала и в разделе «Мурзилкина почта», где печатались письма читателей. В них дети делились своими жизненными наблюдениями, рассказывали о родных и друзьях, писали о своих интересах и достижениях, а также фантазировали о том, каким может быть будущее.
В итоге главного героя журнала стали забывать. В 1933 году в редакцию начали поступать письма от детей с предложением переименовать издание. «Журнал "Мурзилка" называется как-то непонятно. Этот журнал очень интересный, в этом журнале описываются наши и заграничные ребята. Я предлагаю переменить название и назвать журнал "Пионер"», — гласило одно из таких посланий.
На самом деле история Мурзилки как персонажа восходит к концу XIX века — правда, первый Мурзилка не имел ничего общего ни с советским журналом, ни с желтым зверьком. В 1879 году канадский художник Палмер Кокс, живший в США, начал рисовать комиксы об эльфах брауни. Это были проказливые сказочные существа, которые не могли усидеть на месте и постоянно попадали в приключения.
Эти рисунки увидела петербуженка Анна Хвольсон. Изображения маленьких человечков вдохновили ее на создание сказки «Мальчик с пальчик, девочка с ноготок», главными героями которой стали брауни. Произведение напечатали 1887 году в журнале «Задушевное слово». В качестве иллюстраций к нему Хвольсон использовала рисунки Кокса.
В 1889 году она выпустила сборник «Царство малюток», куда вошли уже 27 историй об этих эльфах. В центре повествования был обаятельный хвастунишка Мурзилка, который втягивал своих братьев-эльфов в различные авантюры: он путешествовал к Северному Ледовитому океану, ловил рыбу в Китае, смотрел велосипедную гонку во Франции, дразнил обезьян в зоологическом саду в Австро-Венгрии и попадал во множество других приключений.
Приключения Мурзилки так понравились детям, что у журнала «Задушевное слово» вскоре появилось приложение — «Журнал Мурзилки», посвященный жизни сказочных человечков. Главным редактором издания значился сам Мурзилка, в качестве сотрудников были указаны другие герои сказок Хвольсон — эльфы Знайка, Микробка и Мазилка.
«Журнал Мурзилки» выходил до 1915 года. После революции 1917 года Хвольсон уехала из России, и ее Мурзилка на некоторое время был забыт, да и его старый образ — черный фрак и высокая шляпа — в Советском союзе считался признаком чуждого буржуазного класса. А в 1924 году он внезапно вернулся в образе щенка.
А вот пушистое желтое существо в красном берете и с фотоаппаратом через плечо впервые появилось в журнале в 1937 году. «Наконец-то нашелся Мурзилка! Его поймал художник [Аминадав] Каневский и притащил в редакцию. (…) Мурзилка ничего не успел еще рассказать о себе, он очень устал с дороги. Но в следующих номерах ты увидишь разные приключения удивительного существа — Мурзилки», — интриговали читателей в июльском номере журнала.
Первое время Мурзилка был хвастунишкой, который придумывал небылицы. В рубрике «Мурзилка-враль» герой рассказывал, как корабль, на котором он был, попал в бурю и утонул, а также утверждал, что видел четыреста медведей, бродящих по лесу. Также он хвастался, что однажды столкнулся лицом к лицу с людоедами и был ими съеден.
На глазах читателей Мурзилка вскоре начал меняться в лучшую сторону: из маленького врунишки он превращался в искателя приключений. В некоторых выпусках его изображали как супергероя, который всегда готов прийти на помощь советским детям. С ним стали рисовать комиксы — они обычно были на последней странице номера.
В одном из комиксов Мурзилка, узнав о том, что корабль с подарками для советских детей от испанцев был потоплен фашистами, прыгает в самолет и летит к месту крушения судна. После этого герой в костюме водолаза погружается в воду, вступает с акулой в схватку и выходит из нее победителем. Наконец, он достает посылку с подарками и передает ее советским детям.
Пушистый зверек в красном берете полюбился читателям сразу, но летом 1939-го года он снова внезапно пропал. Вероятно, рассказы о его приключениях и подвигах казались инородными на фоне стихотворений о руководителях СССР и историй о простых рабочих, поэтому редакция решила убрать его. Сразу после этого журнал стали заваливать письмами с просьбой вернуть любимого героя.
К радости поклонников Мурзилка вернулся — это случилось летом 1940 года. Персонаж объявил, что никуда не уходил, но стал невидимкой. Вместо него читатели видели силуэт с красным беретом и фотоаппаратом. К образу также были добавлены очки, пионерский галстук, шорты и сандалии. В начале 1941 года герой снова стал видимым — только теперь он был обычным мальчиком-пионером.
Во время Великой Отечественной войны Мурзилка в очередной раз исчез. В те годы журнал сделал упор на публикацию историй о подвигах солдат и партизан, описаний быта детей в тылу.
Желтый зверек вернулся только в январе 1959 года. Выпуск начинался со стихотворения поэта Геннадия Мамлина, в котором озорной и отважный герой бросился спасать сдувшуюся игрушку, при этом вовлекая себя и окружающих в забавные ситуации. Из этого произведения стало понятно, что Мурзилка вернулся к читателям насовсем.
К 1959 году номера «Мурзилки» стали более красочными, рисунки стали цветными, а тираж вырос до миллиона экземпляров. Снова изменились и темы: теперь журнал учил детей заботиться о близких и беречь природу, принимать решения и брать ответственность за свои поступки. А в редколлегию входили Барто и Маршак.
Одновременно с этим вышла серия мультфильмов о Мурзилке: «Приключения Мурзилки», «Опять двойка», «Мурзилка и великан» и «Мурзилка на спутнике». Мурзилка выступал здесь в роли специального корреспондента журнала, но выглядел как обычный мальчик.
Летом 1974 года в журнале стала выходить повесть детского писателя Виталия Коржикова «Приключения Мурзилки». До этого все произведения, посвященные желтому зверьку, были короткими и никак не связанными друг с другом. Коржиков стал первым, кто выбрал большую форму для описания похождений этого героя.
В повести Мурзилка отправился в дальнее путешествие, во время которого катался на уссурийском тигре, дрался с акулой, летал на воздушном змее, подружился с жирафом и носорогом, чуть не заблудился в индийских джунглях и использовал осьминога в качестве парашюта. Во время публикации повести тираж журнала достиг почти шести миллионов экземпляров.
Большой популярностью у читателей «Мурзилки» также пользовался детектив «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды», автором которого стал писатель и художник Александр Семенов. По сюжету Мурзилка боролся со злой волшебницей Ябедой-Корябедой, которая поручила своим агентам сделать из советских детей хулиганов, ябедников и обманщиков.
Пушистый зверек выступал здесь в роли детектива, который разоблачал агентов и мешал им строить козни. При этом читателям предлагалось при помощи иллюстраций к тексту самим объяснить, как Мурзилка пришел к тому или иному выводу. Детектив Семенова имел большой успех, и через некоторое время были выпущены вторая и третья часть истории.
«Мурзилка» по-прежнему издается, новые номера распространяются по подписке. Однако не все взрослые, которые читали журнал в детстве, знают, что он продолжает существовать. «Мы на выставках с этим все время сталкиваемся. [Спрашивают:] "Ой, а вы снова выходите?" Не "снова", мы выходили все это время!» — рассказала в 2023 году главный редактор «Мурзилки» Ирина Антонова.
Современный «Мурзилка», в отличие от прежнего, рассчитан уже на детей постарше — от 6 до 12 лет. Сегодня журнал знакомит читателей с творчеством зарубежных и российских писателей, шедеврами мировой живописи, рассказывает о знаменитых путешественниках, сообщает новости из мира науки и техники. В журнале также осталась развлекательная рубрика с головоломками.
В сети можно встретить много комментариев, авторы которых с теплом вспоминают о том, как в детстве читали «Мурзилку». «В детстве мои родители выписывали нам журнал "Мурзилка". Помню, я каждый месяц ждала, когда он придет, и потом читала его и срисовывала с него красивые картинки, много раз перечитывала», — написала одна из пользовательниц.
Некоторые отмечают, что теперь журнал читают их дети. «Как же в детстве я любила этот журнал! (…) А теперь "Мурзилку" читает моя дочь, берем журналы в нашей районной библиотеке», «Увидев случайно "Мурзилку" в книжном магазине, вспомнила, что еще в моем детстве этот журнал был так любим и популярен! Сразу же купила его для дочки и были в восторге и она, и я», — пишут авторы комментариев.
За 100 лет у журнала накопилось много наград: в 2012 году «Мурзилка» попал в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал с самым длительным сроком издания», в 1974 году получил орден «Знак Почета». Журнал становился лауреатом премии Союза журналистов Москвы и премии правительства России в области СМИ «за сохранение лучших традиций отечественной детской литературы и большой вклад в воспитание подрастающего поколения». А однажды он даже заслужил похвалу знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен, придумавшей Карлсона и Пеппи Длинныйчулок.
Основная миссия журнала сегодня — продолжать то, что он делал сто лет назад, — нести доброе и вечное, заявил коммерческий директор «Мурзилки» Игорь Загоруйко. «План [у "Мурзилки" на ближайшие сто лет] такой же, как и в начале прошлого века. План очень важный, заключается он в том, чтобы у детей в младшем возрасте зарождалась любовь к чтению», — подчеркнул он.