Культура
00:01, 23 мая 2024

«Майор Гром: Игра» Почему продолжение самого успешного российского кинокомикса стоит смотреть?

Ярослав Забалуев (Редактор)
Кадр: фильм «Майор Гром: Игра»

В прокате «Майор Гром: Игра» Олега Трофима — продолжение самой успешной попытки снять кинокомикс в российских реалиях, сделавшей героем бравого петербургского полицейского в кепке. «Лента.ру» рассказывает о том, каким получился фильм, создатели которого призывают не сравнивать его с западными образцами жанра.

После победы над Чумным доктором майор Игорь Гром (Тихон Жизневский) проснулся народным героем. Петербуржцы воздвигли ему памятник, а в ресторанах при виде фирменной кепки сразу находится свободный столик. Пользуясь перерывом в подвигах, Гром предлагает возлюбленной видеоблогерше Юлии Пчелкиной переехать в его бэтменский лофт с панорамным окном. Однако покой Игорю только снится.

Сначала в Питер прибывает делегация под предводительством генеральши Архиповой (Ольга Сутулова), которая хочет заменить живых ментов голландскими дронами. Производитель дронов Август ван дер Хольт (Матвей Лыков) в рамках демонстрации необходимости покупки оборудования натравливает на Грома своего наемника. Сгенерировав при помощи нейросетей баритон героя, этот не то террорист, не то иноагент требует у него уволиться из полиции. В противном случае майору придется играть в кошки-мышки, бегая по городу и обезвреживая хитроумно заложенные в историческом центре взрывные устройства.

На премьере фильма «Майор Гром: Игра» режиссер Олег Трофим вышел к микрофону и сперва сообщил, что таких приятных и интеллигентных лиц не видел со времен первой съемочной смены в питерских «Крестах». Зал ответил не то чтобы ледяным, но явно недоуменным молчанием, и тогда Трофим перешел к смысловой части выступления. Постановщик призвал публику сплотиться и прочувствовать «новый эволюционный этап» в истории российского кино. Также он пожелал всем нам перестать оглядываться на западный кинематограф — тогда от отечественного, по мысли Трофима, получать удовольствие будет легче. Спорить с этим утверждением сложно, но можно, пожалуй, его усилить.

Для того чтобы «кайфануть» (цитата) от «Майора Грома», лучше всего подойдет расклад, при котором зритель вообще никакого кино в своей жизни не видел

Ну или хотя бы не смотрел последние пятнадцать лет ни одной новинки из череды американских комиксов — ни «Темного рыцаря», ни «Железного человека», ничего такого. Известны случаи, когда в фильмы вроде «Майора Грома» влюблялись снобы, долгие годы смотревшие только что-нибудь высокохудожественное. При такой оптике русские опыты на ниве кинокомиксов действительно должны выглядеть как минимум экзотично.

Впрочем, амбиции создателей «Игры» по-своему впечатляют в любом случае. Пространство деятельности майора питерской полиции Игоря Грома стало больше и детализированнее. В фильм явно вложено много сил и денег, есть ощущение, что все заявленные средства действительно пошли в дело. Здесь взрывают Александрийский столп и разгоняют цирковое представление на Фонтанке, по улицам летают дроны, а один из злодеев щеголяет красивым протезом позвоночника. Часть заявленных в первом фильме персонажей (как слегка зловещий психиатр Вениамин Самуилович Рубинштейн в исполнении Константина Хабенского) получила больше экранного времени, а главные герои раскрылись с новых сторон. Кассу первому «Майору Грому» сделала преданная фанатская база, которая благодаря первому успешному русскому кинокомиксу стала больше. После «Игры» рост числа поклонников франшизы очевидно продолжится. Все эти обстоятельства, с одной стороны, позволяют создателям фильма гордиться и плохо шутить со сцены на премьере, а с другой — делают серьезный анализ делом не только бессмысленным, но и слегка опасным.

Фанаты комиксов Bubble очень активны в интернете, так что критикам «Грома» стоит ждать потоков проклятий в публичных постах и личных сообщениях. Да что там, даже непримиримый Bad Comedian прозорливо снялся здесь в камео

И в то же время невозможно не обратить внимание на несколько обстоятельств. Во-первых, на то, что сценарий «Игры» совершенно не скрывает своих источников вдохновения. Сюжет здесь вдохновлен «Темным рыцарем», а в части динамики развития главного героя «Майор Гром» продолжает почтительно оглядываться на Тони Старка в исполнении Роберта Дауни-младшего. Не стесняются здесь обращать внимание и на отечественные успехи — Хабенский, скажем, снова похож на себя в образе Льва Троцкого из биографического сериала о революционере. В заимствованиях самих по себе нет ничего дурного, однако источники очевидны настолько, что не позволяют в полной мере поверить в интригу и насладиться новым витком эволюции русского кино.

В том, что касается экшна (которого здесь действительно очень много), авторский почерк не так важен, так что временами «Игра» способна захватить всерьез. Вступительная бойня в «Крестах» и несколько сцен дальше действительно из разряда тех, которых в России еще так удачно не снимали. Тем досаднее, когда Матвей Лыков говорит по-английски с русским акцентом, а эпизод в баре озвучивается песней «В Питере пить». Такие очевидно рассчитанные на широкие народные массы решения идут вразрез с последовательным желанием манифестировать собственный стиль. Да и вообще, в альтернативном Петербурге все-таки хотелось бы обойтись без «Ленинграда».

Еще один народный ход, который портит общее впечатление, — «Майор Гром», как ни старается, не может никуда деться из парадигмы российского кино про ментов и армию. Оттуда во франшизу перекочевали все основные типажи, к которым на сей раз добавили для разнообразия женщину-технократа в исполнении Ольги Сутуловой. Оттуда же и главный герой, который регулярно превышает должностные полномочия и может избить безоружного человека до полусмерти, но в конце концов всегда готов повиниться. Когда в финале за такое публичное покаяние Грому буквально выпишут статус сверхчеловека, кажется, что эволюции образа милиционера стоило все-таки остановиться на «Улицах разбитых фонарей», где в конце девяностых блистал папа Матвея Лыкова. Впрочем, как именно русскому кино двигаться вверх, нас уже давно никто не спрашивает.

Фильм «Майор Гром: Игра» выходит в российский прокат 23 мая

< Назад в рубрику