Из жизни
00:01, 25 мая 2024

21 год назад произошел самый загадочный угон самолета в истории. Почему исчезнувший в Анголе лайнер до сих пор не нашли?

Никита Савин

Бесследное исчезновение авиалайнеров — событие редкое. Чаще всего подобные инциденты следователям удается раскрыть, а самолеты обнаружить в том или ином виде. Однако таинственный угон Boeing 727 в мае 2003 года в Анголе до сих пор остается одним из самых загадочных и малоизвестных. «Лента.ру» рассказывает странную историю самолета-призрака.

ЦРУ нервничает

21 год назад американская разведка получила тревожные новости. 25 мая Boeing 727 небольшой авиакомпании IRS Airlines вылетел из Международного аэропорта 4 февраля в Луанде и как будто растворился в вечернем небе. Никаких сведений о лайнере с тех пор не поступало.

После теракта 11 сентября 2001-го американские спецслужбы очень серьезно относились к любым авиационным происшествиям, а тут исчез 50-метровый лайнер, рассчитанный на перевозку почти 200 пассажиров. Поступающая информация становилась все более тревожной.

Boeing 727-223 с бортовым номером N844AA 25 лет принадлежал American Airlines и трудился на внутренних маршрутах в США с 1975 года. В 2001-м его выкупила лизинговая компания Aerospace Sales & Leasing, а потом сдала в аренду TAAG Angola Airlines. Однако из-за множества проблем лайнер, переделанный под танкер, больше года простоял в аэропорту Луанды.

Потом его купила нигерийская IRS Airlines для разбора на запчасти. Тут-то он и исчез. Причем на борту находился американский пилот, а сам самолет был до сих пор раскрашен в цвета American Airlines. Boeing, выглядящий как пассажирский, с установленными в салоне баками для горючего — настоящая мечта террористов

Все это выглядело настолько пугающе, что некоторое время о ситуации с ангольской пропажей каждый день докладывали президенту США Джорджу Бушу — младшему. Впрочем, быстро выяснилось, что докладывать-то особенно и нечего. Самолет просто исчез.

Роковой 2001-й

Теракты 11 сентября 2001-го нанесли страшный удар по американскому рынку авиаперевозок. Кризис наметился уже в 2000-м, но после случившегося в Нью-Йорке все окончательно полетело в пропасть. Пассажиропоток в США рухнул. Люди боялись летать самолетами и массово сдавали билеты.

Уже через две недели после теракта одна из четырех крупнейших авиакомпаний Америки, Delta Air Lines, объявила о сокращении количества рейсов на 15 процентов и увольнении около 13 тысяч сотрудников. Авиаперевозчики США только в 2001-м потеряли восемь миллиардов долларов, а множество небольших компаний стали банкротами и закрылись.

Всего на улице оказалось более 100 тысяч человек, в том числе и пилоты. Кроме того, сотни самолетов на продажу выставили разорившиеся перевозчики, чтобы хоть что-то заработать

Тот самый Boeing 727-223 с бортовым номером N844AA вместе с двумя другими с большой скидкой купил в 2001 году владелец лизинговой компании Aerospace Sales & Leasing Мори Джозеф. Хотя самолеты были неновыми, находились они в хорошем состоянии. Вскоре нашелся новый покупатель. И здесь не обошлось без странных происшествий.

Африканские приключения

В начале 2002 года предприниматель из ЮАР Кейт Ирвин, который, в частности, владел небольшой авиакомпанией, заключил контракт с компанией Kuwachi Dundo на поставки топлива на алмазные шахты в Анголе. В стране с 1975 года шла гражданская война, так что перевозки ценных грузов по земле были практически невозможны. В США Ирвин договорился о лизинге Boeing 727, который предстояло переделать в летающий танкер, закупил баки и на год нанял два экипажа — тех самых потерявших работу американских пилотов и бортинженеров.

Однако сделка по самолету сорвалась. Ирвин остался с шестью голодными летчиками и баками для горючего.

Вскоре ему удалось выйти на Джозефа, который совсем недавно купил те самые три Boeing, списанные American Airlines. Самолеты находились в Майами. Ирвин утверждает, что купил у Джозефа лайнер за миллион долларов. Джозеф говорит, что речь шла только об аренде. Так или иначе, он получил первый перевод в размере 125 тысяч долларов, загрузил в салон борта N844AA баки и 28 февраля 2002-го отправил его в Луанду с людьми Ирвина. Правда, вместе с ними находился и сотрудник Джозефа Майк Гэбриел, который должен был убедиться, что сделка пройдет без проблем.

Но проблем оказалось слишком много. Сначала выяснилось, что партнеры Ирвина из Kuwachi Dundo не озаботились разрешением на посадку Boeing в аэропорту Луанды. Экипажу с самолетом пришлось добираться туда две недели. Когда 14 марта они наконец прибыли, компания отказалась выплатить обещанные 220 тысяч долларов. По словам Ирвина, там просто «улыбнулись и извинились». При этом у экипажа отобрали паспорта под предлогом оформления ангольских летных лицензий.

Пилотов поселили в полузаброшенном доме без воды и электричества рядом со сломанной канализационной трубой. Более того, по городу ходили люди пугающего вида, вооруженные автоматами Калашникова, а власти Анголы запретили злополучному самолету летать.

Оказалось, что документы на переоборудование лайнера в танкер были оформлены неправильно. Позже один из членов экипажа злополучного Boeing 727 написал на форуме пилотов, что дело также было в отсутствии на борту коротковолновой радиостанции. Экипаж самостоятельно установил радиостанцию с легкомоторного самолета, просверлив в фюзеляже дополнительные отверстия для крепления антенны. После этой варварской операции запрет на полеты сняли.

Все идет не по плану

Но будущее предприятия по перевозке топлива оставалось туманным. Дошло до того, что американские летчики начали обсуждать побег. Они собирались угнать самолет в ЮАР и оттуда добраться до дома. Когда об этом стало известно Kuwachi Dundo, представители компании и вовсе отказались возвращать пилотам паспорта. Однако те обратились в консульство США и все-таки получили документы назад.

Несмотря на возвращение документов и устранение проблем с радио, власти Анголы запретили борту N844AA покидать территорию страны. Ирвин утверждает, что это было сделано по сговору с главами Kuwachi Dundo. В итоге владелец горе-самолета вывез команду в ЮАР до завершения всех разбирательств. Оттуда двое американцев сразу же сбежали домой. Четверо остались, все-таки надеясь подзаработать.

В апреле Ирвин разорвал контракт с Kuwachi Dundo, которая, судя по всему, платить не собиралась. Он нашел другого заказчика, и самолет все-таки начал возить топливо по Анголе. Правда, состоялось всего 17 рейсов.

Бывший военный летчик действительно был в ужасе. Самолет приходилось вести на большой высоте, а потом резко снижаться по спирали прямо над аэродромами. Из-за гражданской войны риск попасть под огонь с земли был огромен. Кроме того, иногда лайнер приходилось сажать на очень плохие, разбитые полосы. Члены экипажа рассказывали, что за время их недолгого пребывания в Анголе из-за этого разбился как минимум один Boeing 727.

Вскоре все американцы под разными предлогами сбежали из Анголы. К маю 2002-го в аэропорту Луанды остался только несчастный Boeing 727 номер N844AA. Ирвин нанял местных пилотов, чтобы заработать хоть что-то, но тут… гражданская война закончилась. Топливо начали возить по земле, и цены на перевозки мгновенно упали. Продолжать попытки возродить предприятие не имело уже никакого смысла.

Странный механик

Борт N844AA простоял без движения в аэропорту до ноября. Переделка в танкер и так не пошла самолету на пользу, а полгода без ухода окончательно его добили. Тут о своей собственности вспомнил Мори Джозеф. Он решил пустить бесполезный лайнер «на органы». Единственным, что в нем оставалось ценного, было три двигателя. Незадолго до списания как раз был произведен их капитальный ремонт.

Джозеф нашел покупателя — американца Джеффа Суэйна, который много лет занимался продажей и сдачей в аренду самолетов. Бизнесмены договорились, что передача самолета состоится в ЮАР, но сначала его нужно было снова привести в рабочее состояние.

Для этой задачи Джозеф нанял Бена Падилью из Флориды. Это был довольно странный человек. Он с детства обожал авиацию и считался чуть ли не гениальным авиамехаником. В 20 лет получил лицензию пилота легкомоторных самолетов, но дальше не двинулся. Он работал фрилансером по всему миру

В частности, в ноябре 2002-го он помог Джозефу перегнать лайнер в Нигерию и продать. Когда последний предложил ему работу в Анголе, Падилья с радостью согласился. Нужно было при помощи местных механиков подготовить борт N844AA к последнему полету.

Джозеф отзывался о Падилье как о крепком профессионале и называл близким приятелем. Впрочем, были и другие отзывы. Еще в конце 90-х Падилью нанял тот самый Джефф Суэйн для работы в своей авиакомпании в Индонезии. И почти сразу же уволил.

Суэйн также рассказывал, что Падилья обожал рассказывать небылицы о себе и просто врать. Это же подтвердили его знакомые. Например, Падилья всем показывал фотографию чернокожей женщины с ребенком и утверждал что это его жена из Мозамбика. Или Танзании. Или еще откуда-то. Страна каждый раз менялась. При этом во Флориде у него уже 15 лет была возлюбленная и двое детей.

Кроме того, после увольнения в Индонезии Падилья остался в отеле и развлекался как мог еще два месяца. Счет вышел на 10 тысяч долларов. Гений-механик сказал администрации, что за все заплатит фирма Суэйна. В итоге последний добился депортации Падильи из страны.

Таинственное исчезновение

Тем не менее в Анголе все шло хорошо. Падилья приехал в Луанду в апреле, быстро сработался с местными техниками из компании Air Gemini, которая обслуживала Международный аэропорт 4 февраля, и к концу мая многострадальный борт N844AA ожил. Американец нанял пилотов Air Gemini, которые должны были перегнать самолет в Йоханнесбург, где ждали Джозеф и Суэйн.

Вечером 25 мая 2003 года Падилья со своим помощником Джоном Мутанту из Конго собирался выгнать Boeing из ангара и проверить работу всех трех двигателей.

А дальше произошло нечто, что больше подходит для сюжета мистических историй в стиле Стивена Кинга. Борт N844AA выкатился из ангара. При этом свет в кабине был выключен, так же как и радиосвязь с транспондерами.

Самолет двинулся по рулежным дорожкам к взлетной полосе, разогнался и исчез в закатном ангольском небе. Он направился на юго-запад, в сторону Атлантического океана. С тех пор о лайнере нет никакой информации

Утром 26-го взбешенный представитель Air Gemini позвонил Джозефу и осведомился, почему это его Boeing улетел из Анголы без пилотов компании. Джозеф бросился звонить в американское посольство, а потом связался с женой в Штатах, чтобы она поставила в известность ФБР.

Самым странным в этой истории было то, что Падилья, хоть и умел управлять легкомоторными самолетами, вряд ли справился бы с реактивным лайнером. Мутанту вообще никогда не учился летать. Кроме того, для уверенного пилотирования Boeing 727 нужны три человека — два пилота и бортинженер. Правда, нет даже полной ясности, сколько человек было на борту. В 2013 году сотрудник аэропорта заявил, что в самолете «был только белый мужчина, который завел двигатель, совершил опасные маневры, а потом взлетел». Но куда тогда делся Мутанту? Сплошные загадки.

Хитрость со страховкой

ЦРУ и Агентство национальной безопасности США бросились связываться со
своими отделениями по всеми миру и армией. Дело дошло до того, что рассматривался вариант срочной переброски в регион эскадрильи истребителей из-за террористической угрозы. Впрочем, были и подозрения, что Джозеф решил избавиться от лайнера, дышавшего на ладан, чтобы получить за него хотя бы страховку.

Однако Джозеф лично связался с ФБР и вызвался пройти проверку на детекторе лжи, чтобы доказать свою непричастность к исчезновению лайнера. Суэйн тоже был на его стороне. Он заявил, что после звонка из Анголы Джозеф оказался совершенно растерян и сбит с толку.

Версий о том, что случилось с бортом N844AA, множество. Одни считают, что он упал в океан. Другие — что самолет сбили ангольские ВВС, однако испугались ответственности, когда выяснилось, что он принадлежал американцу. Существует предположение, что Boeing перегнали в другую африканскую страну и разобрали на запчасти.

Но все эти версии не объясняют, зачем Бен Падилья (если это был он) совершил странное преступление. То, что он любил выдумывать россказни про свою личную жизнь и веселиться, еще не делает из него расчетливого преступника-авантюриста. Сестра пропавшего механика считает, что кто-то заранее забрался в самолет, напал на Падилью и Мутанту, расправился с ними и угнал Boeing.

Полная неизвестность

Были и кое-какие странные свидетельства. Например, в конце июня 2003 года канадский пилот Боб Стротер заявил, что видел перекрашенный борт N844AA в Конакри — столице Гвинеи. У самолета был местный регистрационный номер 3XGOM, однако Стротер заявил, что оставшиеся от старого номера последние две буквы A отчетливо виднелись под краской.

Пилот рассказал The Guardian, что самолет принадлежал некоему местному бизнесмену, который занимался грузоперевозками между Бейрутом и Гвинеей.

Американские спецслужбы утверждают, что проверили свидетельство канадца и оно оказалось ложным. Несколько раз сообщалось, что обломки самолета находили то ли в Нигерии, то ли в ЮАР, но и эти истории подтверждений не получили. Дело в том, что из-за установки антенны от другого самолета борт N844AA можно было достаточно легко опознать по дополнительным отверстиям в фюзеляже. А в 2005 году ФБР и ЦРУ прекратили расследование. Что интересно, ведомства до сих пор отказываются раскрывать любые материалы дела, ссылаясь на защиту национальной безопасности США.

Учитывая обилие версий, которые уже давно превратились в легенды, вполне можно предположить, что, замученный человеческими издевательствами, старый Boeing 727, бортовой номер N844AA, просто плюнул на все и улетел. Но, к сожалению, так не бывает.

< Назад в рубрику