Настя родилась в небольшом городе в Саратовской области, мечтала переехать в Москву и помогать людям бороться с тревогой, но в итоге уехала в Чехию. Больше чем за десять лет жизни в Праге она выучила язык, столкнулась с характером местных мужчин и даже пережила депортацию из страны. В рамках цикла публикаций об уехавших в другие страны россиянах Настя рассказала «Ленте.ру», как ей живется в Чехии после возвращения и почему так сложно строить романтические отношения с местными жителями.
Я переехала в Чехию 14 лет назад, когда мне было 17. Тогда, как правило, я делала все так, как решат родители. Они на меня не давили, просто я им доверяла. Когда заканчивала школу, я была на 100 процентов уверена, что поеду в Москву и буду учиться на психолога. Других вариантов даже не рассматривала.
Но в один прекрасный день родители мне сказали: «Может быть, тебе переехать куда-нибудь за границу? Есть возможность поучиться в Чехии». До этого разговора у меня даже мыслей подобных не было.
У нашей семьи есть несколько знакомых, у которых друзья вместе с детьми переехали в Чехию. Они нам рассказывали, что Чехия — отличная страна, там все прекрасно. В итоге мы с родителями решили, что это может быть очень хороший опыт и надо пробовать. Я подумала, что надо довериться им и рискнуть, хотя планы у меня были совсем другие. Конечно, были моменты, когда я немного жалела, но все это в прошлом. Сейчас я чувствую себя здесь как рыба в воде.
Я получила студенческую визу и приехала учиться вместе с одной знакомой девочкой из Балаково. Мы собирались поступать в Карлов университет.
В первый год у нас были языковые курсы, нас готовили к экзамену по чешскому языку. Потом надо было учить анатомию, психологию и философию на чешском. Было много всего — сложно, но весело.
До переезда я вообще не знала чешский. Но языки мне в принципе всегда давались легко: и английский, и русский в школе я обожала.
Первое время, до поступления, я жила в Подебрадах. Это небольшой город, как Балаково, из которого я уехала. Этот этап помог мне избежать шока: мне кажется, было бы сложно не просто оказаться в другой стране, но сразу попасть из тихого городка в мегаполис — Прагу. А так все было постепенно, плавно. Тем не менее я безумно скучала по семье, потому что я — семейный человек, мне очень не хватало родителей, бабушек, дедушек. Сейчас тоже иногда бывает, что сильно скучаю.
Спустя некоторое время я поняла, что психология меня уже не привлекает. В итоге я поступила на защиту окружающей среды, а позже перевелась на биохимию. По этому направлению я закончила бакалавриат, хотела идти в магистратуру, но тут меня внезапно депортировали из страны.
Случилось так, что я столкнулась здесь с визовыми мошенниками.
Я доверилась им, а они меня обманули. В итоге визу мне не продлили, поэтому меня депортировали.
До этого случая я иногда жалела, что решила переехать в Чехию. Но стоило мне потерять возможность там жить и лишь допустить мысль, что эта страна может быть закрыта для меня навсегда, как я начала гораздо больше ценить свою заграничную жизнь.
Самое страшное в этой ситуации, что я ничего плохого не сделала, это была не моя вина. Поэтому было очень грустно, руки опускались, я думала, что больше никогда не вернусь сюда, сидела без работы. Думаю, это был такой урок, чтобы научиться ценить то, что имеешь.
Но эта история закончилась хорошо. У меня получилось вернуться, мне дали рабочую визу, и скоро я буду получать ПМЖ.
Когда я приехала в Чехию, я почти сразу начала работать. Думала, что поработаю, накоплю денег и пойду в магистратуру. Но прошел год, потом второй, и эта идея как-то отошла на задний план.
Сейчас я работаю менеджером в ресторане. В мой первый год в Праге увидела объявление, что в ресторан ищут хостес, туда и устроилась. Ресторан оказался очень классный. Сначала я была хостес, потом официанткой, потом старшей официанткой и в итоге дошла до менеджера.
Я работаю с 10 утра до 10 вечера две недели, потом две недели отдыхаю. Думаю, это уже привычка, в режиме 5/2 я уже сейчас не смогла бы работать.
Менеджер — это, наверное, высшая ступень карьерной лестницы, главнее только владелец ресторана. Поэтому дальше уже либо открывать что-то свое, либо уходить из этой сферы.
Мне нравится ресторанный бизнес, но сейчас я еще думаю о программировании и занимаюсь им в свободное время. Возможно, буду развиваться в этой сфере.
По опыту могу сказать, что найти новых друзей после переезда поначалу очень сложно, но важно не сдаваться: со временем появятся свои компании и станет легче.
Что касается романтических отношений, то я дважды встречалась с чехами. Они хорошие ребята, очень открытые, интересные. С первым мы постоянно путешествовали, было очень здорово.
Второй мой парень-чех был семейным, у нас сошлись интересы. Он жил со своей бабушкой, и в какой-то момент мы уже решили съехаться, как бабушка что-то про меня наговорила, и мы с ним расстались. Мы встречались почти год, и после расставания мне было очень тяжело. Добивало, что на самом деле у нас все было прекрасно, но я ничего не могла поделать с его решением. Вообще, чехи — отличные ребята, но, мне кажется, с ними очень трудно строить отношения.
Сейчас у меня нет особо острого желания завести семью, детей. Конечно, мне бы хотелось найти любимого человека, я открыта новому, но пока хочу получить чешское гражданство и уже двигаться дальше, одна или с кем-то — это не так важно.
Чехи — свободные и спокойные, мне кажется, спокойнее только испанцы. Они всегда улыбаются, за все благодарят. Но когда дело доходит до каких-то серьезных проблем, то они держатся особняком.
Вот тут я узнала все о чешской медицине. Меня постоянно пугали, что скорая здесь плохо относится к пациентам, но тогда врачи приехали буквально за пару минут. Они меня забрали, привезли в больницу, взяли кровь, сделали ЭКГ и другие обследования. Страховка все покрыла, но их душевное отношение меня впечатлило.
А вот что касается минусов — круглосуточных аптек тут не найти. Может быть, одна на весь город.
Чешский транспорт могу только похвалить, море комплиментов ему. Все по расписанию. Если, например, автобус или поезд опаздывает на минуту, это нонсенс. Метро очень тихое. По сравнению с московским в чешском можно почти уснуть.
Думаю, что я ассимилировалась в Чехии, когда получила рабочую визу и почувствовала себя увереннее. Это другое состояние, ты уже платишь налоги, к тебе уже относятся иначе. Сейчас я жду, когда мне выдадут ПМЖ. С ним вообще ощущаешь себя полноценным членом общества, потому что рабочую визу надо было продлевать каждые два года.
У чехов много прекрасных сторон, и одна из них — абсолютная свобода самовыражения. Мне кажется, это очень здорово: люди часто впадают в депрессию, так как не могут быть собой, а в Чехии никто за это не осудит.
В целом здесь все для людей.
Иногда я скучаю по людям в России, по семье, по друзьям, которые там остались. Бывает приятно вернуться в родной город, там ничего не меняется, и ты как будто бы окунаешься в детство. Но уже вскоре после приезда я хочу вернуться в Прагу: теперь мой дом там.