Цифровая платформа «Мой экспорт» создана, чтобы упростить российским компаниям выход на зарубежные рынки. С самого начала, она избавила экспортеров от сбора многочисленных бумажных документов и лишней бюрократии. Постепенно «Мой экспорт» превратился в целую экосистему с десятком полезных опций и сервисов. Количество заявок, оформленных на платформе, уже превысило полмиллиона. О том, как работает «Мой экспорт» и кто может воспользоваться его услугами, — в материале «Ленты.ру».
Это часть большого механизма государственной поддержки несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). Главная цель — увеличение поставок за рубеж производственных товаров — от удобрений до продуктов питания, бытовой химии и сложной техники.
Чтобы помочь российским компаниям и предпринимателям, в 2019 году был запущен национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Основная часть его программ — а это финансовые и нефинансовые меры поддержки — реализуется через Российский экспортный центр, который входит в группу ВЭБ.РФ и является национальным институтом развития несырьевого экспорта.
Нацпроект, который изначально был рассчитан до конца 2024 года, планируется продлить еще на шесть лет. К 2030 году, в соответствии с поручением президента России Владимира Путина, объемы ННЭ необходимо нарастить как минимум на две трети.
По данным Минпромторга России, исторический рекорд по объему несырьевого экспорта был отмечен в 2021 году, когда российские компании поставили за рубеж продукцию на 194,2 миллиарда долларов. Последние два года происходит переориентация экспортных потоков на новые рынки.
По словам Мантурова, в 2023 году структура несырьевого неэнергетического экспорта существенно поменялась в их пользу. «По некоторым странам речь идет о двузначном темпе прироста поставок в части несырьевого неэнергетического экспорта: например, в Турцию — на 36 процентов, Китай — на 26 процентов, Египет — на 57 процентов, Бразилию — на 37 процентов и Саудовскую Аравию — на 87 процентов. А по ряду стран, в основном на Африканском континенте, рост зафиксирован в разы и даже десятки раз», — отметил Денис Мантуров.
По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, «к 2030 году доля дружественных стран в товарообороте может преодолеть планку в 90 процентов». Причем особое место в этом сотрудничестве отводится Китаю.
По итогам 2023 года Поднебесная стала главным торговым партнером России. Товарооборот между нашими странами увеличился на 23,1 процента и составил 240,1 миллиарда долларов. При этом экспорт сельскохозяйственной продукции из России в Китай увеличился на 53 процента, достигнув беспрецедентного уровня в 7,6 миллиардов долларов.
РЭЦ планирует «масштабно выводить российских экспортеров в Китай». «Ведется работа над снятием барьеров: например, в этом году на рынок наконец-то получили доступ наши производители свинины, это большой прорыв. Китайский рынок — крайне перспективный для российских товаров. Он вызывает колоссальный интерес у экспортеров, и РЭЦ ведет активную работу по продвижению российского экспорта», — подчеркивает руководитель Российского экспортного центра Вероника Никишина.
С ноября 2020 года на платформе «Мой экспорт» зарегистрировались свыше 30 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За все время существования экосистемы было оказано более 520 тысяч услуг, причем почти 60 процентов из них — предприятиям малого и среднего бизнеса. Как показывает статистика, на платформе ежедневно открывается более 3 тысяч активных пользовательских сессий, а порядка 70 процентов компаний, получив одну услугу, возвращаются на «Мой экспорт» снова. Только за 2023 год через платформу было оказано 115 тысяч услуг.
«Мы предоставили финансирование компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, на сумму более 587 миллиардов рублей, из которых 525 миллиардов рублей — поддержка экспортеров. Для сравнения, в 2022 году показатель по общему финансированию был на уровне 365 миллиардов рублей. Объем прямого поддержанного нами экспорта и импорта в 2023 году превысил 17 миллиардов долларов, из них прямая поддержка экспорта — более 16 миллиардов долларов», — рассказала Вероника Никишина.
В апреле 2024 года на платформе заработал Единый каталог услуг (ЕКУ), где собрана вся информация о федеральных и региональных мерах поддержки и услугах в сфере внешнеэкономической деятельности. Сервис использует данные от госструктур, институтов развития, коммерческих провайдеров и финансовых организаций. Сейчас в ЕКУ представлено уже более 500 мер поддержки и услуг от более чем 100 федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов развития и финансовых организации, а также от более чем 560 коммерческих организаций.
«Экспортер или потенциальный экспортер на своем клиентском пути сталкивается с разными задачами. Это и поиск новых рынков сбыта, и выход на них с использованием в том числе электронных каналов продаж, и получение необходимых разрешительных документов и мер государственной поддержки, и финансовые услуги и многое другое. Решение всех этих задач экспортеров мы реализовали в виде сервисов», — рассказала Вероника Никишина. По ее словам, зарегистрированные пользователи получают информацию о новых услугах персонифицировано, в зависимости от интересующих параметров, и в новом «проактивном формате».
Российские экспортеры, с которыми мы обсудили работу цифровой платформы, были единодушны в том, что «Мой экспорт» существенно упростил их работу.
Компания «Брейн девелопмент» производит образовательные комплексы по робототехнике и цифровым технологиям «Роботрек», рассчитанные на использование в начальной и средней школе.
«Через "Мой экспорт" мы обращались за консультациями по международному рынку, заказывали услугу по выбору партнера, для нас делали специальные маркетинговые обзоры. Например, мы смотрели информацию по рынку Арабских Эмиратов, заказывали данные по Китаю и Вьетнаму. Это помогло нам сделать определенные выводы и выстроить оптимальную экспортную стратегию. Кроме того, при поддержке РЭЦ мы смогли возместить затраты на получение международных патентов и других правоохранительных документов за рубежом», — рассказала «Ленте.ру» генеральный директор «Брейн девелопмент» Надежда Бабенкова.
Регулярно проводятся вебинары и специализированные учебные программы по самым разным вопросам внешнеэкономической деятельности. Также есть опции по оформлению необходимых российских разрешительных документов — это лицензии, заключения, сертификаты и многое другое.
Работа на маркетплейсах считается оптимальным вариантом для начинающих экспортеров. Здесь их продукцию увидит много потенциальных покупателей, есть удобные инструменты для управления заказами, финансами и логистикой. На платформе «Мой экспорт» работает специальный сервис по подбору маркетплейсов, в базе которого 200 онлайн-каналов продаж.
Это популярные азиатские магазины — Alibaba.com, Tmall, JD, Lazada и WeChat. Платформы, работающие на постсоветском пространстве, например, Tap.az в Азербайджане и узбекская Uzum. А также бразильская B2Brazil, африканские Jumia, Bob Shop, Zando и многие другие. Есть специальные маркетплейсы для продвижения туристических маршрутов, цифровых товаров, образовательных курсов и музыки.
«Помимо перечня рекомендованных к размещению международных маркетплейсов и национальных онлайн-магазинов РЭЦ на зарубежных площадках предприниматель получает доступ к развернутой информации об особенностях работы с ними, пошаговым инструкциям, обучающим видеороликам и другим полезным материалам, которые позволяют компаниям как самостоятельно разместиться на той или иной площадке, так и прибегнуть к услугам аккредитованных сервисных провайдеров через цифровую платформу "Профессионалы экспорта", а также воспользоваться господдержкой на размещение на выбранном маркетплейсе через региональный Центр поддержки экспорта», — пояснила глава РЭЦ Вероника Никишина.
Чтобы поддержать российские компании при выходе на зарубежные маркетплейсы, РЭЦ создал и развивает сеть национальных магазинов, действующих на электронных торговых площадках под единым брендом «Сделано в России».
Для резидентов национальных магазинов компании РЭЦ организует различные акции продвижения в том числе с привлечением локальных лидеров общественного мнения для повышения узнаваемости отечественных товаров и расширения розничных продаж.
Сейчас действует уже 36 национальных магазинов в 7 зарубежных странах, таких как Китай, Вьетнам и других. Здесь представлено более 800 российских компаний, которые предлагают сладости, бытовую химию, косметику и даже уголь для мангала.
«Благодаря содействию Российского экспортного центра у китайского покупателя сегодня установилась яркая ассоциативная связь: шоколад бренда "Аленка" — как визитная карточка России», — отметил гендиректора торгового дома холдинга «Объединенные кондитеры» в Китае Евгений Бажов.
Для многих экспортеров дорога на зарубежные рынки начинается с участия в международных выставках и деловых миссиях, организованных РЭЦ. Например, на фестивале-ярмарке, которая прошла в Харбине в мае 2024 года, китайцы открыли для себя ягодные морсы от российской компании «Карельское лето». В день старта мероприятия за первые полтора часа работы российский экспортер продал все, что у него было в наличии.
«Благодаря платформе "Мой экспорт" компания "Брейн-девелопмент" приняла участие во многих выставках и деловых миссиях. На одной из последних заключили контракт с Оманом и уже сделали первую поставку нашего оборудования в коммерческий колледж. Ведем переговоры с потенциальными покупателями в Арабских Эмиратах, нашли партнеров в Казахстане. Большим открытием для нас стала возможность выхода на африканский рынок. В 2023 году состоялась деловая миссия в Марокко, там у нас сразу же приобрели учебные наборы по робототехнике», — рассказала генеральный директор «Брейн девелопмент» Надежда Бабенкова.
Неоднократно принимала участие в международных выставках и бизнес-миссиях за рубежом группа компаний "Русский краб". «Это прекрасная возможность усилить присутствие на внешних рынках. Мы активно пользуемся данным инструментом поддержки, а также другими сервисами, размещенными на платформе "Мой экспорт"», — отметила генеральный директор ГК «Русский краб» Юлия Юрова.
Продукция компании представлена в демонстрационно-дегустационных павильонах РЭЦ в Китае и ОАЭ. В настоящий момент экспортный центр открыл шесть таких экспозиций, остальные расположены во Вьетнаме (Ханой), Египте (Каир), Саудовской Аравии (Эр-Рияд) и Турции (Стамбул). Вся выставленная там продукция представлена в каталоге Good food Russia.
За 2023 год РЭЦ, как агент правительства, реализовал 9 различных программ господдержки более чем на 66 миллиардов рублей, это на 40 процентов больше, чем в 2022 году. Самые популярные меры на цифровой платформе «Мой экспорт» — это компенсация затрат на участие в международных выставках и на транспортировку продукции на зарубежные рынки.
По информации РЭЦ, активно пользуется программой по компенсации части затрат на транспортировку группа компаний «Роста», один из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе. При поддержке Российского экспортного центра группе компаний удалось реализовать в Китае более 3 тысячи тонн рапсового масла и заключить первые контракты на поставку продукции контейнерными поездами.
Наряду с другими программами господдержки, пользующихся спросом у экспортеров, компенсация части затрат для создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанной с проведением НИОКР и омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков. С полным перечнем программ господдержки можно ознакомиться на сайте РЭЦ.
Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР, которое входит в Группу РЭЦ, в апреле 2024 года в рамках специально разработанной программы для малого и среднего бизнеса застраховало поставки медицинских изделий компании «МедиКрафт» (резидент «Сколково» и НТП Новосибирский Академгородок) в Узбекистан. Объем застрахованной сделки составил 100 тысяч долларов. Это уже не первый опыт сотрудничества двух компаний, в 2023 году «МедиКрафт» также успешно застраховала риски неполучения платежа от иностранных контрагентов.
Всего же в 2023 году программой страхования отсрочки платежа для МСП воспользовалось порядка 200 экспортеров. Уточним, что с 2022 года компании имеют возможность застраховать экспортные поставки через платформу «Мой экспорт». Для этого нужно заполнить только один документ — заявку на страхование. Решение по заявке принимается ЭКСАР в среднем за 5-6 дней, а объем застрахованных поставок по одному договору страхования достигает 10 миллионов в рублевом эквиваленте.