8 июня исполняется сорок лет со дня премьеры фильма Джо Данте «Гремлины». «Лента.ру» рассказывает о том, как Данте, Крис Коламбус и Стивен Спилберг создали стандарт комедийного хоррора и как в мифологию очаровательных монстров затесался русский след.
1984-й был годом, когда хитами американского проката стали два фильма, удачно совместившие фильм ужасов и комедию. Первым были «Охотники за привидениями», вторым — «Гремлины». Обе картины вышли в прокат в один день — 8 июня. Обе превзошли кассовые ожидания продюсеров. Однако, если «Охотники» работали с более привычной схемой и были все-таки в большей степени комедией с призраками, то «Гремлины» Джо Данте выглядели настоящим новым словом в жанре. И несмотря на то (а возможно, и благодаря этому), что в качестве франшизы этот проект выдержал всего два фильма, культурное значение работы Данте сложно переоценить. Следы этих маленьких монстров можно, если приглядеться, разглядеть и в сегодняшнем пейзаже.
Удивительно, но родословная миниатюрных чудовищ не так длинна. Впервые о гремлинах заговорили в 1920-х в рядах британских ВВС. Именно на них летчики списывали технические неполадки. Название возникло, как производное от слова «гоблин» и пива Fremlin, которое любили пилоты. Возник миф о том, что гремлины портят моторы — появились даже соответствующие юмористические плакаты и карикатуры. Рывок популярности пришелся на годы Второй мировой войны. Если говорить конкретно, то на 1943-й, когда вышла книга Роальда Даля «Гремлины». Ее герой, британский летчик Гас, сталкивался с существами, которые мстили англичанам за разрушение их дома ради строительства авиационного завода. В финале гремлины примирялись с противниками, проходили армейское обучение и становились специальным отрядом по борьбе с нацистами. Именно в этом качестве они появились в мультфильмах «Падающий кролик» и «Русская рапсодия» из серии Merrie Melodies от Warner Bros.
Действие обоих разворачивалось во время войны. В первом гремлин досаждал Багзу Банни, а вот во втором отряд разномастных монстров уже сражался непосредственно с Гитлером. Согласно сюжету, фюрер отправлялся лично бомбить Москву на бомбардировщике, где и прятались завербованные Советами маленькие диверсанты, распевающие «Очи черные» и «Эй, ухнем». С боевым кличем «Мы гремлины из Кремля!» (We are Gremlins from The Kremlin) они побеждали немецкого лидера, для верности напугав его огромной маской Сталина. Кстати, 20 мая «Русской рапсодии» исполнилось 80 лет.
Идея сценария пришла в голову молодому сценаристу Крису Коламбусу. В начале восьмидесятых на его счету была лишь драматургическая основа молодежной мелодрамы «Бесстрашный». Коламбус жил на чердаке и по ночам слышал зловещий шорох, который издавали полчища крыс и мышей. Крис написал набросок сценария «Гремлинов», попавший к Стивену Спилбергу, который в то время занимался развитием своей студии Amblin. Спилберг решил дать ход такой оригинальной идее, но некоторое время размышлял над кандидатурой постановщика. Первым был Тим Бертон — Спилберг был под впечатлением от его короткометражки «Франкенвинни». Однако у Тима на счету не было ни одного полнометражного фильма, так что режиссером был выбран Джо Данте — к тому моменту он уже снял «Вой» и «Пиранью», зарекомендовав себя в очень страшном кино.
К слову, после появления в проекте Спилберга из сюжета исчезли сцены, в которых гремлины убивают мать главного героя Билли, расчленяют собаку и пожирают посетителей ресторана McDonald’s.
В прологе горе-изобретатель Рендалл Пельтцер (Хойт Экстон) обманом забирает из магазина в китайском квартале глазастого зверька, которого старый хозяин называет словом «могвай». Пельцер дает могваю имя Гизмо и дарит своему сыну Билли (Зак Гэллиган). В уходе за Гизмо необходимо соблюдать три правила: не пускать на яркий свет, не мочить и не кормить после полуночи. После нарушения двух из трех правил из тела Гизмо появляется множество таких же — но куда менее дружелюбных — зверьков. Вскоре они уже превращаются в зубастых гремлинов, которые наводят ужас на весь город.
Кстати, в процессе работы создатели фильма вновь расширили ареал обитания гремлинов, сделав их родиной Китай. У могваев значительно более долгая история, в переводе с кантонского это слово означает «злой дух». Из китайской мифологии перекочевало и поверье о том, что могваи размножаются под дождем.
«Когда я прочел сценарий, мне представился кто-то вроде долгопята, маленького примата, — рассказывает специалист по спецэффектам Крис Уолас. — Мне хотелось придать ему мультяшные пропорции — так появились большие глаза, делающие Гизмо милым. Я показал эскизы Джо Данте и [продюсеру] Майку Финнеллу, они попросили внести некоторые изменения. Второй вариант был больше похож на собаку — к счастью, они от него отказались. Фактически, в фильме вы видите третью куклу». Что касается гремлинов, то, по легенде, сначала в них хотели нарядить обезьян. Однако животные были так напуганы масками, что от этой идеи было решено отказаться. В итоге Гизмо и гремлинов в фильме изображают сложные куклы-аниматроники. В конце каждого съемочного дня машины съемочной группы тщательно обыскивала охрана — созданные Уоласом существа получились такими удачными, что членам команды фильма хотелось забрать их домой хоть на денек.
Самой сложной частью кастинга была центральная пара молодых героев — Билли Пельтцера и его возлюбленной Кейт. Лучшими были пробы Зака Гэллигана и Фиби Кейтс, которые уже снимались в молодежной комедии «Беспечные времена в Риджмонт Хай». Часть продюсеров была против Кейтс, поскольку в «Беспечных временах» она участвовала в эротических сценах — для семейного кино, которым были «Гремлины», это была не лучшая рекомендация. Решающим оказалось слово Стивена Спилберга, который был покорен химией, возникшей между актерами.
С Кейт связана и еще одна противоречивая ситуация. Спилберг был против того, чтобы оставить в окончательном варианте картины рассказ героини о гибели ее отца, который свернул шею, изображая Санта-Клауса. На том, чтобы оставить эпизод, настоял Джо Данте, а Спилберг в итоге покорился решению режиссера.
Промокампания представляла фильм чем-то вроде спилберговского «Инопланетянина» — милым семейным кино со сказочным существом в центре истории. Бесчинства гремлинов из второй части картины, к счастью, не отвратили зрителя. Не смутило никого и то, что рождественский комедийный хоррор был выпущен в прокат летом. В мировом прокате «Гремлины» заработали почти 213 миллионов долларов. По сборам фильм стал третьим в 1984-м году — после «Охотников за привидениями» и второй части приключений Индианы Джонса.
В 1990-м на экраны вышел сиквел «Гремлинов», действие которого разворачивалось уже в Нью-Йорке. В проекте не участвовал Коламбус, так что Данте стал единоличной креативной силой новой картины. Режиссер распорядился доверием студии на полную катушку. Разновидностей гремлинов стало больше — появились, в частности, гремлин-ученый, а также летающий и электрический монстры. Данте значительно усилил пародийный элемент, причем объектами шуток стали как первая часть, так и жанр в целом. Одну из ролей сыграл легендарный Кристофер Ли. В середине фильма был и еще один трюк: гремлины прерывали киносеанс, и в дело вмешивался знаменитый рестлер Халк Хоган. Наконец, насмотревшийся телевизора Гизмо в какой-то момент изображал Джона Рэмбо.
Находки Данте не были оценены в момент выхода. «Гремлины 2» стоили 50 миллионов долларов, но в прокате собрали лишь 41,5 миллиона. На будущем франшизы, таким образом, был поставлен крест, однако дело было сделано — «Гремлины» породили настоящую мифологию. Помимо плюшевых игрушек, по мотивам фильмов были созданы видеоигры и наборы Lego.
Наконец, в сентябре 2021 года на канале Cartoon Network вышел мультсериал «Гремлины: Тайны Могвая». Десятисерийное шоу рассказывает историю знакомства Гизмо и Сэма Винга — того самого владельца магазина в нью-йоркском Чайна-тауне, куда в 1984-м забрел Пельтцер-старший. Помимо приквелов, уже больше десяти лет ведутся и разговоры о продолжении истории.
К сценарию подключен Крис Коламбус, который говорит, что пишет темную и мрачную историю, апеллирующую к фанатской идее о том, что для победы над гремлинами необходимо уничтожить их источник — то есть Гизмо. На данный момент проект находится в разработке, однако Коламбус уже заверил фанатов в том, что любимые монстры вновь будут созданы без применения CGI.