«Лента.ру» продолжает публиковать уникальные снимки времен Второй мировой войны. Фотограф Артур Бондарь в 2023 году приобрел фотоальбом из 30 снимков, сделанных немецким фотографом-любителем Эгоном Треком на улицах еврейского гетто в Варшаве, с сентября 1939 года находившейся под гитлеровской оккупацией. На сегодняшний день это один из тех редких случаев, когда удалось найти немногие сохранившиеся свидетельства одного из самых трагических событий Второй мировой — систематического уничтожения евреев.
К «решению еврейского вопроса» нацисты приступили сразу после оккупации Польши, в которой на тот момент жило более двух миллионов евреев. Чтобы их контролировать, немецкие захватчики сгоняли еврейское население в гетто — изолированные городские районы, где люди вынуждены были прозябать в жалких условиях. Нередко для гетто нацисты выбирали самые старые и разрушенные городские кварталы.
Многие гетто огораживались заборами из колючей проволоки или стенами; входы охранялись польской полицией и немецкой жандармерией, а также эсэсовцами. Самовольный выход за пределы гетто карался сначала тюремным заключением, а потом и казнью. Во время комендантского часа ночью жители были обязаны оставаться в своих жилищах.
Всего на оккупированных землях довоенной Польши нацисты создали более тысячи гетто. Варшавское гетто возникло в октябре 1940 года по приказу генерал-губернатора Ганса Франка. Оно стало самым крупным в стране как по площади, так и по числу жителей. Свыше 350 тысяч евреев — более 30 процентов прежнего городского населения, а также 150 тысяч вынужденных еврейских переселенцев из западных районов Польши — были заключены на клочке земли, составлявшем примерно 2,4 процента всей площади Варшавы.
16 ноября 1940 года всю территорию гетто огородили стеной длиной 18 километров и высотой более трех метров с колючей проволокой наверху.
Непосредственно через середину Варшавского гетто проходили трамвайные линии. Нацисты намеренно не стали менять их маршруты, а наоборот, приказали обнести линии оградой и охранять, чтобы евреи не могли сбежать в трамваях. В будни на трамваях добирались на работу обычные жители остальной части города, в воскресный день некоторые специально ездили на них, чтобы поглядеть на обитателей гетто и поглумиться над ними.
Внутренняя жизнь гетто управлялась юденратом (от нем. Judenrat — «еврейский совет») — специальным административным органом местного самоуправления, созданным оккупационными властями для исполнения указаний нацистов. Глава юденрата — еврейский староста (нем. Judenältester) — непосредственно контактировал с германскими властями, из-за чего некоторые жители гетто наивно верили, что немцы с ним хотя бы иногда считаются.
На самом деле староста в основном только передавал и осуществлял приказы оккупантов по регулированию жизнедеятельности гетто, составлению списков по отправке евреев на принудительные работы или в лагеря уничтожения. При старосте функционировала еврейская полиция (нем. Jüdischer Ordnungsdienst — «Служба порядка»), вооруженная резиновыми дубинками. В ее обязанности входило выполнение распоряжений оккупационных властей и юденрата, а также обеспечение внутреннего порядка на территории гетто.
«В отрезанное от всего мира гетто немецкие власти запретили ввозить продовольствие сверх установленной нормы — в среднем два кило хлеба, тяжелого, как глина, с изрядной примесью целлюлозы и картофельной шелухи, и четверть кило сахара на человека в месяц. За эти крохи надо было платить втридорога, и специальное немецкое ведомство "трансферштелле" ежемесячно вывозило из Варшавского гетто разного рода вещи на миллионы злотых», — рассказывал в книге «Варшавского гетто больше не существует» советский историк Валентин Алексеев.
Помимо этого, на тротуарах не хватало места, и пешеходы заполняли мостовые, мешая движению конных повозок, детских колясочек (ставших распространенным видом грузового транспорта) и «еврейского трамвая» — конки, которая с улиц
Варшавы исчезла еще во времена нахождения Польши в составе Российской империи. Тротуары были завалены горами отбросов и нечистот, поскольку канализация вышла из строя, а телег и тачек для вывоза мусора катастрофически не хватало.
После этого нацистские оккупанты приступили к планомерному выселению Варшавского гетто. С 22 июля до середины сентября 1942 года немцы депортировали из бывшей столицы Польши более 300 тысяч евреев, из которых свыше 250 тысяч человек в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинка. По завершении «чистки» Варшавского гетто к концу осени 1942 года там осталось только около 55 тысяч его обитателей.
В начале 1943 года нацисты стали готовиться к «окончательному решению еврейского вопроса» в Варшаве и полной ликвидации гетто. 16 апреля оккупационные власти города объявили о начале новых депортаций оставшегося еврейского населения и приступили к зачистке гетто. Но большинство его жителей, знавших или догадывавшихся об участи своих предшественников, отказались явиться к пункту сбора. Одни обитатели гетто попытались спрятаться в укрытиях, другие решили оказать ожесточенное сопротивление.
В течение почти целого месяца еврейские бойцы сражались с гитлеровскими оккупантами на улицах Варшавы и атаковали их из потайных бункеров. Чтобы принудить евреев выйти из укрытий, немцы подожгли гетто, которое в пламени гигантского пожара сгорело дотла. Только 16 мая 1943 года нацистам удалось подавить восстание, во время которого, по разным данным, около семи тысяч евреев погибли и еще почти столько же сгорели заживо.
Восстание в Варшавском гетто было самым масштабным актом вооруженного сопротивления еврейского народа в период холокоста, а также первым городским восстанием в оккупированной немцами Европе в годы Второй мировой войны. Для истории навсегда сохранилось завещание одного из участников восстания Йосефа Раковера, написанное 28 апреля 1943 года: «Еврейское гетто умирает в бою, в пламени, под звуки выстрелов, но без воплей — евреи не кричат от ужаса. Они принимают смерть как избавителя».