В Москве 2-й Западный окружной военный суд поставил точку в одном из самых громких уголовных дел в истории современной России: криминальный авторитет Олег Медведев (Шишканов), также известный как Шишкан, приговорен к пожизненному лишению свободы. Подсудимый вместе с 17 сообщниками признан виновным в расправе над подмосковным депутатом Татьяной Сидоровой и ее семьей, бандитизме, вымогательстве, незаконном обороте оружия и целом ряде других преступлений. Подробности дела Олега Медведева, которого называли главным российским вором в законе, и громких преступлений, из-за которых он получил самое суровое из всех возможных наказаний, выясняла «Лента.ру».
Ночь на 21 февраля 2012 года. Поселок Малахово, Раменский район Московской области. К дому депутата местного заксобрания, 52-летней Татьяны Сидоровой подъезжают две машины. Из них выходят шестеро мужчин: быстро проведя разведку, они понимают, что в доме много людей, и собираются уезжать — ведь им нужна лишь хозяйка.
Внезапно один из них достает пистолет и четко произносит: «Завалю всех, кто захочет уйти». После этого бандиты врываются в дом депутата и сразу пускают в ход куски арматуры. Забив до смерти первых двух человек, попавшихся им на пути, они идут дальше — и расстреливают еще двоих.
Это преступление останется нераскрытым следующие 12 лет, хотя половина Раменского даже не сомневалась: расправа над Татьяной Сидоровой и ее семьей — дело рук главного городского авторитета Шишкана.
Олег Шишканов родился 19 июля 1964 года в подмосковном Раменском в простой семье. В школе среди одноклассников он особо не выделялся, зато подавал надежды в футболе — своем главном увлечении. Впрочем, реализовать себя в нем у Шишканова тогда не вышло.
Как рассказала «Ленте.ру» редактор информационного агентства (ИА) «Прайм Крайм» Лиля Харина, еще будучи школьником, он попал под влияние раменского авторитета Виталия Чертова по прозвищу Черт и увлекся криминальными уроками старших товарищей.
Расплата за это не заставила себя ждать: несовершеннолетнего Шишканова задержали в компании Черта и еще одного рецидивиста, которых заподозрили в жестокой расправе над местным жителем. По словам Хариной, вина в преступлении лежала на Черте, однако Шишканов взял ее на себя, чтобы спасти товарищей от расстрела.
На суде юноша разрушил линию обвинения, заявив, что действовал в одиночку. В результате он получил десять лет колонии, а его подельники — 4,5 и 5,5 года лет лишения свободы. Это определило дальнейшую жизнь Шишканова, отмечает бывший оперативник Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ Михаил Игнатов.
Отбывать срок Шишканова отправили в мордовский Дубравлаг — исправительно-трудовую колонию (ИТК) №1 в поселке Явас. Там те, кого он успешно выгородил перед правосудием, обеспечили его авторитетными покровителями: последние уже в первые годы заключения Шишканова назначили его смотрящим.
Тогда же он стал налаживать полезные знакомства — одним из первых заключенный познакомился со своим земляком, раменским криминальным авторитетом по кличке Жигун. Однако надолго Шишкан в Дубравлаге не задержался — вскоре его этапировали в знаменитую тюрьму «Владимирский централ».
Там он сдружился с осужденным вором в законе Захарием Калашовым (Шакро Молодой) — будущим лидером преступного мира России, а через несколько месяцев был переведен в тюрьму Т-4 города Чистополь (Татарстан), где отбыл большую часть срока.
Впрочем, по другим данным, в заключении Шишканов успешно постиг азы воровской жизни и, следуя ее кодексу, нередко бунтовал против надзирателей. Это ухудшало его отношения с администрацией колонии, зато прибавляло авторитета в тюремной среде.
На волю Шишканов вышел 25 ноября 1991 года и сразу отправился в родное Раменское. Там его ждали криминальные авторитеты, наслышанные о его поступках и характере, проявленном во время десятилетнего заключения. Почву для возвращения Шишканова готовил и Жигун, который вышел на свободу раньше.
По словам Хариной, еще одним покровителем молодого авторитета стал Черт, некогда спасенный им от правосудия, — он хотел поставить своего человека в соседних Люберцах. А воровской титул Шишканов получил благодаря лидеру Бауманской организованной преступной группировки Валерию Длугачу (Глобус).
Впечатленный криминальной биографией Шишкана, Длугач стал его «крестным отцом» на коронации в воры в законе. Воровская сходка по этому поводу состоялась в начале 1992 года в гостинице «Измайловская» — на территории Измайловской ОПГ, у которой своих воров в законе на тот момент еще не было.
Как отмечает Михаил Игнатов, инициатором коронации Шишкана стал Вячеслав Иваньков (Япончик) — один из самых влиятельных воров в законе всего постсоветского пространства. Иваньков оценил не только поступки Шишканова, но и его славянское происхождение: он хотел усилить им славянский воровской клан для баланса с кавказским.
После посвящения в воры в законе Шишканов мог называться Олегом Мордовским или Олегом Раменским — но чаще всего его, как и прежде, называли Шишканом. Так он стал одним из первых молодых славянских воров в законе московского региона, коронованных на заре 1990-х.
Вскоре после получения титула воровской мир поручил Шишканову курировать Люберецкую ОПГ, но этого ему оказалось мало — он стал брать под контроль и соседнюю раменскую группировку, небольшую, но амбициозную и жестокую. Правда, помехой на этом пути стал ее куратор Черт: тот думал, что Шишкан чтит его как учителя и не собирался делить с ним влияние.
В итоге в борьбе за власть над раменской группировкой победил Шишканов, а Черт бесследно исчез — в последний раз его видели в бане «ученика». После этого Шишкан продолжил укреплять свой авторитет, в чем немало помогли его дипломатические способности. Именно благодаря им он помирил Люберецкую и Раменскую ОПГ.
Бандиты враждовали из-за спорных территорий, а также рынков и фирм. Но новому куратору удалось четко разделить роли группировок. В итоге Раменская ОПГ стала «кулаками» Люберецкой группировки: первая оказывала второй силовую поддержку, а также отвечала за рэкет несговорчивых бизнесменов и разборки с другими бандами.
Между тем, по словам Михаила Игнатова, милиция знала о коронации Шишканова с первого дня, и вскоре он был задержан в этом статусе — его подручных заподозрили в том, что они вымогали деньги у одного из московских кооператоров, а когда не получили нужную сумму, расправились с ним.
По данным Игнатова, сотрудники правоохранительных органов задерживали Шишканова и в следующие годы, но после профилактических бесед его приходилось отпускать — прямых улик против вора в законе всякий раз не находилось.
С годами Шишканов сумел сколотить солидное состояние: созданный им тандем Люберецкой и Раменской ОПГ действовал эффективно, регулярно пополняя общак крупными суммами, а босс брал под контроль все новые подмосковные предприятия. Заодно вор в законе помогал раменскому футбольному клубу «Сатурн».
Стоит отметить, что Шишкан принадлежал к новой формации воров в законе: по словам Лили Хариной, он раньше других понял, что один лишь криминал не принесет ему тех доходов, к которым он стремился.
К середине 1990-х у Шишкана неожиданно возникли проблемы с подконтрольной ему Люберецкой ОПГ: один из участников группировки получил воровской титул и отказался подчиняться боссу, тем самым бросив ему вызов. Первой жертвой этого противостояния в октябре 1994 года стал приближенный Шишканова — Станислав Цхвитария (Хурцилава).
Киллеры расстреляли его в упор в поселке Малаховка, а затем бросили умирать на пустыре. Пять лет спустя враги добрались и до самого Шишкана.
Заказное покушение на вора в законе осенью 1999 года стал готовить 48-летний инженер-физик Виталий Фадеев. Когда-то он был подающим надежды ученым, но разруха 1990-х поставила крест на его карьере на оборонном предприятии. Фадеев стал менять места работы одно за одним, но, лишившись очередного, решил пойти в криминал.
Вскоре он получил заказ на Шишканова — Фадеев должен был изготовить самодельное взрывное устройство (СВУ), а затем заложить его под днище автомобиля Mercedes-500, принадлежавшего криминальному авторитету.
Горе-ликвидатор не выжил, а Шишкан, узнав о случившемся, не стал ждать прибытия милиции и скрылся. В том же 1999 году сыщики РУБОП нагрянули в особняк авторитета в деревне Первомайка (Раменский район Подмосковья). Там нашли коробки, в которых лежали 1,2 миллиона долларов и три миллиона рублей.
На одной из коробок с наличными от руки было написано: «Банк города Бруклина». Кроме того, при обыске обнаружили итальянский пистолет Combat, револьвер, охотничье ружье с затертыми номерами, 300 патронов разного калибра, глушители, фальшивые документы и милицейскую форму, а также многочисленные финансовые документы и печати.
Как ни странно, все эти улики тогда не использовали для возбуждения уголовного дела против Шишкана. А он сам на всякий случай решил уехать за границу, где жил несколько лет. Криминальный авторитет вернулся лишь в 2004 году, чтобы посетить похороны вора в законе Япончика, и остался в России.
С конца 2010-х Олег Шишканов попытался легализоваться: он стал заводить знакомства среди звезд шоу-бизнеса и уважаемых в обществе людей, а его фамилия стала мелькать в СМИ.
Официально Шишканов нигде не работал, но числился учредителем целого ряда компаний. Кроме того, по словам Лили Хариной, именно криминальному авторитету принадлежало 30 процентов акций племзавода «Раменское», директором которого в конце 1990-х стала депутат Раменского райсовета Татьяна Сидорова.
В нулевых племзавод перешел в ее собственность, и Сидорова создала на его основе закрытое акционерное общество. В тот момент около 200 пайщиков совхоза посчитали себя обманутыми и пошли в суд, но не смогли ничего добиться. По некоторым данным, вопросы с ними тогда решал Шишкан, которого Сидорова называла своим защитником.
Впрочем, плата за такую защиту, судя по всему, была весьма велика. По словам источника агентства «Росбалт» (включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента), именно Шишканов вскоре стал настоящим бенефициаром племзавода «Раменское».
Однако с годами аппетиты Шишкана росли, а вместе с тем появлялось все больше теневых схем, проворачиваемых вокруг завода.
К 2012 году ситуация вокруг племзавода «Раменское» накалилась до предела. По словам Лили Хариной, в то время на его территории развернули неконтролируемую добычу песка для дальнейшей продажи. А когда на рынке сложилась подходящая ситуация, Шишкан предложил Сидоровой обменять его пакет акций на земли, выведенные из сельхозоборота.
Он собирался строить на них многоквартирные дома, но Сидорова отказала ему: она стала утверждать, что строительство жилья на землях племзавода — это подсудное дело.
Роковой для них стала ночь на 21 февраля 2012 года — речь об этом шла в начале статьи. Последствия налета первым увидел водитель Сидоровой: утром он, как обычно, подъехал к дому начальницы и тщетно пытался дозвониться ей целый час. Потом он решил зайти в дом — и двери, к его удивлению, оказались открытыми.
Ни самой Татьяны, ни ее домочадцев — 73-летнего супруга, 29-летнего сына и 65-летней сестры — нигде не было, хотя их машины стояли на месте. Но страшные кровавые следы на полу говорили о том, что неизвестные волокли куда-то тела. Найти Татьяну Сидорову и ее близких по горячим следам не удалось.
А следователи тратили драгоценное время на рассмотрение странной версии о том, что преступление было инсценировкой, которую устроила сама Сидорова и ее семья, чтобы уйти от ответственности за махинации.
Лишь три года спустя, в 2015 году, сотрудники племзавода «Раменское» внезапно вспомнили, что к их бывшей начальнице накануне ее исчезновения приходил человек Шишканова — у них состоялся неприятный разговор на грани скандала.
После этого следователи сразу же изучили местное кладбище на предмет нелегальных захоронений и даже разобрали каменную печь церкви рядом с домом исчезнувшей Сидоровой, предполагая, что там могли сжечь тела. Результатов это не дало, но Шишканова все-таки решили задержать — правда, бойцы СОБР дома его не застали.
Вскоре криминального авторитета объявили в федеральный розыск, но тот не стал скрываться: он просто сменил паспортные данные, став Олегом Медведевым, и залег на дно.
Про Шишкана вновь заговорили в 2018 году — теперь как о возможном новом короле воровского мира. По данным агентства «Росбалт», 19 августа 2018 года в одном из элитных ресторанов на территории Лужников прошла крупная сходка воров в законе, на которой выбрали главного из них в России.
На сходке присутствовали более десяти самых влиятельных мафиози, а новым главным вором в законе был избран Шишкан. Это место освободилось после того, как Шакро Молодой сел почти на десять лет за вымогательство. Интересно, что сам Шакро под прицелом камер в зале суда подтвердил эту версию.
Захарий Калашов (Шакро Молодой): Шишкан — идеальная персона [на роль главного вора].
Журналист: А вы с ним знакомы?
Захарий Калашов (Шакро Молодой): Ну слышал.
С того времени многие считали, что именно Шишкан теперь распоряжается российским воровским общаком и решает все спорные вопросы, возникающие между кланами. Впрочем, о том, насколько это соответствует действительности, судить довольно сложно. Кстати, не исключено, что именно слухи о том, что Шишкан — главный вор, ускорили его задержание.
За Олегом Шишкановым пришли в ночь на 15 июля 2019 года — спустя три месяца после того, как в России ввели уголовную ответственность за занятие высшего положения в преступной иерархии. Бойцы ОМОН взяли квартиру вора в законе штурмом, что, судя по кадрам оперативной съемки, застигло его врасплох.
Всего через три дня он собирался с размахом отметить свои 55 лет — приглашения на праздник получили около 300 человек, в том числе звезды шоу-бизнеса и спорта, политики, воры в законе и видные криминальные авторитеты.
Уже в день задержания Шишкана обвинили по статье 210.1 («Занятие высшего положения в преступной иерархии») УК РФ. При этом он сам всячески отрицал свою причастность к преступному миру, что, впрочем, не помешало суду отправить его в СИЗО. Однако более сговорчивым оказался один из членов его банды, задержанный вместе с боссом.
Он указал на место захоронения тел депутата Сидоровой и членов ее семьи — пустырь у дачного поселка в окрестностях Раменского. По его словам, тела были завалены с помощью экскаватора большим слоем земли. Криминалисты работали в указанном месте 12 дней: они осмотрели более двух тысяч квадратных метров и нашли тела на глубине около четырех метров.
Экспертиза подтвердила, что найденные тела принадлежат Татьяне Сидоровой, ее супругу, сыну и сестре. Несмотря на тяжесть улик, в 2020 году адвокат обвиняемого Елена Сенина заявила, что следствие по его делу могут затягивать специально.
Защитник утверждала, что «объективные доказательства вины по делу Медведева так до сих пор и не представлены как суду, так и стороне защиты». Через некоторое время процесс над Шишкановым и его подельниками закрыли, а подсудность дела изменили, передав ее военному суду.