Из жизни
00:01, 10 июня 2024

«Завуч посоветовала начать курить» Россиянин пришел работать в школу и ощутил ее минусы. Почему он сбежал оттуда?

Подготовила Любовь Акимова
Фото: Предоставлено героем материала

Иван учился на последних курсах физфака и не знал, куда идти работать, как вдруг знакомая позвала его устроиться учителем физики в школе. На пробном уроке он ошибся в формуле, а потом получил от завуча совет начать курить, но в целом все прошло хорошо, и на работу его взяли. В беседе с «Лентой.ру» он рассказал, как четверть преподавал детям не только физику, но и химию, которую не знал, что ему больше всего понравилось в работе с детьми и почему он все же не остался в школе.

Как стать учителем физики

Я хотел стать учителем еще в детском саду, потому что видел, как моя бабушка, завуч, учитель французского, ходит на работу и рассказывает про учеников. Когда пошел в школу, впитывал не только сам предмет, но и то, как преподаватели этот предмет доносили: сравнивал, кто справляется лучше и почему.

Было очень интересно попробовать себя в роли учителя. Забавно было, будучи семиклассником, в день самоуправления вести физику в 11 классе, мне понравилось. Наверно, с тех пор у меня любовь к физике и зародилась. Так я и поступил на физический факультет МГУ.

В какой-то момент я стал задумываться, кем я буду после выпуска. Я понимал, что устроюсь либо по специальности — научным сотрудником, что мне не очень нравится, либо педагогом в школе, колледже или на родном физфаке. Был еще вариант: сменить специальность и использовать навыки, которые получил на физфаке, в программировании или где-то еще. У каждого варианта были свои плюсы и минусы.

Все решил случай. Год назад в зимнем лагере «Красновидово» от МГУ я вел танцы от культактива, а в соседней с нами комнате был кружок знакомой с факультета науки о материалах, мы у нее регулярно в настолки играли. Она как-то обмолвилась, что в ее родной московской школе очень ищут учителя физики на следующий год.

На тот момент я был на первом курсе магистратуры, уже надо было что-то делать с работой. Я решил — почему бы не попробовать. Абсолютно в неформальной обстановке все это произошло

Дальше она дала мне контакт методиста, в итоге он сам мне написал, пригласил на собеседование.

Как устроиться на работу учителем

Я в Москве живу и учусь уже четыре с половиной года и до этого времени не выходил на постоянную работу. Решиться было сложно, надо было еще думать о том, чтобы учеба не страдала. Много моих однокурсников учились на двойки и тройки, но зато работали. Я для себя решил, что так не хочу, поэтому все продумал, прежде чем идти.

Конечно, для пробного урока мне дали хороший дисциплинированный по меркам этой школы класс, как я потом понял. Сидели методист и завуч, ребята слушали внимательно, сложив руки, человек 6 из 30 даже активно отвечали на вопросы. У меня сложилось хорошее впечатление. Здесь же не только я себя продавал, но и школа себя продавала, чтобы я остался.

При этом я не очень волновался, но когда выводил силу Архимеда, то потерял объем в формуле. Я это заметил раньше, чем они, написал, а потом увидел, что все три строчки тянется ошибка. Естественно, никто ничего не говорит.

Как из таких ситуаций выходить? Нужно задать вопрос в зал: «А теперь посмотрите внимательно на доску и скажите, что здесь неверно?» Тогда уже все сказали, быстренько дописали букву V и продолжили дальше. Конечно, я понимал, что постоянно так делать нельзя, но выкручиваться тоже надо уметь

Потом была обратная связь с методистом, он сказал, что все хорошо. А завуч обратную связь начала с вопроса: «Вы не курите?» Я говорю: «Нет, не курю». Она говорит: «Это видно. Вам надо. У вас слишком высокий тембр голоса. Сделайте что-то с этим, потому что вас тяжело с непривычки слушать, и говорите помедленнее»

Как работать с разными классами

Дальше получилось все сумбурно. Вообще изначально я проходил собеседование для работы в следующем учебном году, то есть в том, который сейчас заканчивается. В феврале-марте мы разговаривали про сентябрь. Но тут сразу после третьей четверти уволили учителя. В конце марта мне звонят с вопросом: «Иван, здравствуйте, вы не могли бы выйти через пять дней?» Я был в шоке…

Расписание было странное: оно делалось для предыдущего учителя. Там были не только уроки физики, но и химии, потому что он химик по специальности. А у меня химия закончилась в 11 классе в школе, потом еще небольшой курс на физфаке. Я не был готов, но потом, подумав, оценил, что семиклассникам и даже восьмиклассникам неорганику можно рассказать по учебнику, если у тебя не профильный класс, а обычные дети.

Как потом показала практика, их надо было просто учить считать коэффициенты в химической реакции, нужно было уравнять элементы слева и справа. На этом простом упражнении у меня вся четверть и прошла, никаких химических знаний мне не требовалось.

Изначально, когда я только пришел, все было очень в новинку. Ты находишься по другую сторону экрана, осваиваешься, что можно делать, что нельзя, как с конкретными классами работать. У меня было три седьмых класса по физике и с каждым нужно было по-разному вести урок: разный уровень, разная сложность заданий и разный формат.

В одном классе у меня сильные девочки были: готовы сами выходить к доске, объяснять решение задач и даже с ходу что-то решать. Другой класс был готов писать работы только под моим пристальным взором, дома ничего делать не хотел, третий вообще ничего делать не хотел, приходилось подстраиваться

Отдушиной был кружок по физике в шестом классе, потому что это все-таки кружок, хотя я там и оценки ставил. Мы с ребятами играли, я показывал опыты, вместе что-то делали, было два класса. В одном — несколько очень активных девочек, они придумали там «Свою игру», что-то сочиняли. В этом плане было сложно, потому что их буйную энергию нужно было контролировать, иначе взрыв и извержение вулкана.

А другой шестой класс тихий, спокойный, на галерке в телефоне сидят. Я им говорил: «Ребята, вы пришли на кружок, который сами выбрали, никто не уговаривал. Ну хоть что-то делайте, мне нужна от вас какая-то активность». А ребята мало что делали, приходилось ставить тройки. Мне даже сказали: «А почему это по кружку оценки хуже, чем просто на уроках?»

Как учителя выставляют оценки

Когда я выставлял оценки (а я вел в четвертой четверти), то ориентировался на результаты, полученные в течение всего года. И вот этот срез был очень показательным: в первую четверть была очень строгая учительница, оценки все были плохие, вторая и третья четверти был халявный химик, который физику не очень понимал. Он больше проводил опыты, но с ним было весело, и оценки там были получше.

Если у строгой учительницы были тройки-четверки, то у веселого — четверки-пятерки. Что интересно: у тех ребят, которые плохо учились, и у того, и у другого учителя оценки все равно были хуже. Например, если в первой четверти могло быть три, то во второй-третьей — четыре.

То есть получается, неважно какой подход ты используешь, очень многое зависит от ребенка. Какой бы там профессионал учитель ни был, нельзя научить человека, который не хочет учиться. Только если ты реально крутой психолог, сможешь ему в голову залезть и объяснить на его языке, почему ему это надо

Был мальчик, который бегал за оценками, но при этом задания делал настолько «на отвали», что это ужас. Я не обозначил четко минимум, который нужно сделать на четверку, я оценивал субъективно, а как по-другому? Так или иначе мы все субъективно оцениваем. И он искал эту грань, где можно прохалявить, чтобы получить четверку. Я ему давал задание, он его делал «на отвали», и я говорил, что четверку не поставлю, потому что сделано неверно или недостаточно хорошо.

Был еще случай с девочкой, у которой мама завхоз в этой же школе. Девочка хорошая, но она проболела много. Получается, конец седьмого класса, а она вообще ничего не знает. У меня сложилось впечатление, что ей оценки ставили только потому, что у нее мама — завхоз. Это тоже очень грустно, потому что дети этим пользуются. Они очень четко чувствуют, где по отношению к ним дают слабину, и начинают это только углублять.

Минусы работы учителем

Несмотря на все хорошее, в школе я не остался. Разговор был следующий: я попробовал четверть в школе, мне у вас понравилось; я понимаю, что в любой школе есть плохие классы и кому же их давать, как не начинающим, но я хотел нормальные классы, с которыми можно именно физику изучать. Писать на доске 2х2=4 мне не интересно, а получалось, что я нескольким классам объяснял, как правильно складывать дроби.

Конечно, профиль мне давали какой угодно, но не седьмой класс, в котором как раз начинают изучать физику. А как же брать профильный физический класс после кого-то? Я же этих детей не знаю, и их уровень знаний не понимаю. Поэтому, когда мне предложили 9-10-11 классы и сказали готовить ребят к ОГЭ и ЕГЭ, я понял, что нормально их не подготовлю, опыта маловато.

Дайте мне этого опыта набраться, дайте мне тот класс, с которым я буду вместе идти с самого начала и буду дальше выпускать. Я проведу пять лет в школе с конкретным выпуском, подготовлю их к ЕГЭ и буду уже что-то понимать, чего я стою. Но в итоге седьмой класс дали старому физику, который держит дисциплину, потому что его банально боятся. Я тогда честно сказал, что подумаю.

Потом в моей жизни случились военные сборы, там я пообщался с разными ребятами. Многие работают в программировании, в IT, в банках. Они рассказали свои жизненные кейсы, что входить в IT принципе несложно с образованием физфака (у меня навык есть, в лаборатории программированием занимался), а зарплаты совсем другие.

Я для себя сравнил по всем критериям и понял, что КПД будет для меня в сфере программирования выше. Хотя в школе тоже есть своя романтика

Еще один важный для меня момент: в школе нет лимитированного рабочего графика. Да, ты отвел уроки, но потом ты либо в школе, либо дома проверяешь тетрадки, пишешь конспекты к новым урокам. Если ты классный руководитель, то ты на связи с учениками 24/7. То есть работа у тебя работа и дома тоже, границы нет. А я хочу, чтобы у меня было четкое понимание, что вот здесь я работаю, а вот здесь я на природе, с семьей отдыхаю или сам провожу время. Нужно разграничение.

В моем понимании таскать работу в дом — рушить семью. Это я на себе почувствовал, потому что ближе к окончанию года стал больше контролировать работу учеников. Это уже были не самостоятельные работы, которые на перемене можно проверить, а именно нормальные контрольные, с которыми посидеть надо и разобраться, кто у кого списал. Я их приносил домой, засиживался до двух ночи, а в семь вставать, чтобы ехать к первому уроку. Это больно.

Плюсы работы учителем

Для меня главной миссией было дисциплинировать детей, научить их учиться, а дальше рассказать что-то по своему предмету. Понятно, что физика нужна далеко не всем, даже в базовом классе. Это очевидно даже для меня, который физику любит, именно школьный курс физики, там все понятно, все четко. Я главной задачей видел рассказать, как браться за какую-то задачу в физике (в рамках тех примеров, которые были у меня по курсу), и в принципе научить работать с буковками.

Про вольфрам-математику я им говорить не стал. Я думал, что приду в школу и расскажу все, что мне дали в вузе: есть такая программа, которая помогает считать эти уравнения быстро. Но потом я понял, что хорошо, что я не знал такого в школе, потому что сформировался не столько навык решения уравнений, сколько навык взяться за непонятное задание и сделать его хоть и по образцу из учебника, но все-таки сделать самому, а не найти уже готовое. Это полезно.

Да, учитель — это профессия по призванию, туда приходят люди, которым это нравится самим по себе. Они готовы за мизерную зарплату работать, они готовы терпеть этот негатив, который есть, и в этом негативе умудряться давать положительные эмоции детям. Нужно эмоционально себя выхолащивать, чтобы что-то донести, поэтому жадно пытаешься вытянуть из них какую-то связь, отклик.

Мне как раз было очень приятно, когда ко мне подходили с вопросом: «А вот мне репетитор задал, а у меня не получается решить…» И мы садились, разбирались. Это здорово и ценно

Ты можешь быть ходячим учебником, а можешь, исходя из знаний ученика, быть в состоянии давать комментарии на его конкретный вопрос. Поэтому все же нужно живое очное образование, потому что книга не прокомментирует то, что ты не понял, и очень легко словить несколько непоняток и опустить руки.

А когда у тебя есть человек, которому ты можешь после урока задать вопросы, то все для ученика становится чуть проще. И для меня это был интересный вызов, потому что я раньше думал: «Ну вот же, все написано, из a следует b». А это оказалось понятно не для всех. И как же мне было приятно, когда по глазам ученика я видел, что он понял. И что это я смог ему что-то объяснить. Ради этого стоит работать.

< Назад в рубрику